Экономико-политические проблемы бюджетного федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:40, реферат

Описание работы

Экономико-политические проблемы бюджетного федерализма занимают одно из центральных мест в российской и зарубежной экономике, являются кардинальной проблемой развития федеративной системы современной России, поскольку от их решения непосредственно зависят ее социально-экономическая целостность и политическая стабильность.

Файлы: 1 файл

финансы!!!.docx

— 45.18 Кб (Скачать файл)

·создание стимулов для повышения  качества управления бюджетным процессом  на региональном и местном уровнях, включая создание системы мониторинга  и оценки качества управления бюджетным  процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, разработка показателей оценки качества такого управления;

·выделение субсидий субъектам  Российской Федерации исключительно  в случаях, когда они направлены на снижение значительных различий между  субъектами Российской Федерации в  обеспечении предоставления отдельных  государственных (муниципальных) услуг, а также на повышение качества (объема) отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом  по Российской Федерации;

·переход в ряде случаев  от предоставления субсидий к конкурсной системе выделения грантов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  на структурные преобразования;

·активное расширение региональных и местных полномочий с учетом принципа закрепления за каждым уровнем  власти тех из них, которые могут  быть наиболее эффективно выполнены  на данном уровне власти;

·дальнейшее усиление стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, прежде всего за счет развития и  поддержки малого и среднего предпринимательства.

Необходимо рассмотреть  вопрос о разработке механизма компенсации  бюджетам субъектов Российской Федерации  и местным бюджетам выпадающих доходов  в связи с льготами и изъятиями  из объекта налогообложения по региональным и местным налогам, установленным  федеральным законодательством.

Должна быть повышена ответственность  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления за выполнение возложенных на них функций.

В период экономического кризиса  особо важное значение приобретает мониторинг финансового состояния субъектов Российской Федерации, выполнения ими расходных обязательств, в первую очередь мониторинг своевременности и полноты выплат заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат гражданам, состояния кредиторской задолженности по этим обязательствам.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления должны осуществить оптимизацию расходов, принять все меры по мобилизации  доходов и сокращению дефицита. Необходимо более ответственно подходить к  принятию новых обязательств, в том  числе решений по регулированию  оплаты труда в бюджетной сфере, которые должны приниматься соответствующими органами власти на региональном и  местном уровнях самостоятельно с учетом имеющихся бюджетных  ограничений.

В случае невыполнения субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями своих обязательств, а также в случае неэффективного использования финансовой помощи следует  инициировать введение временной финансовой администрации. При этом в целях  более оперативного решения вопросов восстановления платежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимо уточнить критерии и упростить процедуру ее введения.

Для перехода к политике реального выравнивания Россия должна завершить территориально-экономическую  реструктуризацию повышения экономической  самодостаточности населения. Ее основные принципы:

·ослабление региональной дифференциации на основе экономического роста и  развития всех регионов с опорой на собственные силы:

·государство должно не «обирать»  богатые территории в пользу бедных, а стремиться к разумному компромиссу  между ними:

·право на федеральную  поддержку имеют не только бедные депрессивные районы. но и богатые, вложения в которые высокоэффектнвны:

·механизм межрегионального перераспределения, не подрывая источники  развития, обеспечивает приемлемые стандарты  жизни в регионах:

·помощь отсталым регионам исходит из критерия экономической  эффективности с учетом поддержания  социальной справедливости;

·интересы Федерации имеют  приоритет перед интересами отдельных  ее регионов;

·перспективные интересы Федерации и регионов имеют приоритет  перед текущими;

·федеральное законодательство и административно-правовое регулирование (договоры) способствуют уменьшению региональной социальной и экономической асимметрии.

 
3. Государственное регулирование межбюджетных отношений.

3.1 Проблема оптимального построения модели межбюджетных отношений.

В условиях федеративного  государства при сложном построении бюджетной системы ее устойчивость, как и всего государства в  целом, во многом зависит от характера  межбюджетных отношений. Проблема оптимального построения модели межбюджетных отношений  относится к числу самых актуальных. В настоящее время идет поиск  динамичного равновесия между федеральными органами власти и органами государственной  власти субъектов РФ, органами местного самоуправления применительно к  бюджетной сфере.

Межбюджетные отношения  представляют собой взаимоотношения  органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам распределения регулирующих доходов и перераспределения  денежных средств между бюджетами. Эти отношения определяются бюджетным  устройством. Они должны строиться  на базе экономических связей в рамках единой страны и заложенных в Конституции  РФ принципов, на основе которых ставится задача достижения оптимального взаимодействия всех бюджетов и придания этому взаимодействию характера системности.

Содержание межбюджетных отношений базируется на конституционном  механизме распределения бюджетных  прав между органами власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления. Самой широкой  компетенцией в области регулирования  бюджетных правоотношений наделены органы государственной власти Российской Федерации. Более ограниченным перечнем бюджетных прав обладают субъекты РФ и органы местного самоуправления.

В Бюджетном кодексе определен  полный перечень бюджетных прав Российской Федерации. В частности, в сфере  бюджетных отношений на федеральном  уровне осуществляется установление общих  принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, принимаются законы, определяющие правовые основы функционирования бюджетной  системы РФ. В таком же порядке  устанавливается правовое положение  субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяются основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания  и виды ответственности за нарушение  бюджетного законодательства Российской Федерации.

Органы государственной  власти Российской Федерации в плане  регулирования бюджетных правоотношений имеют право устанавливать общие  принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Разграничение  налогов и других доходов между  уровнями бюджетной системы, а также  распределение в порядке межбюджетного  регулирования доходов от федеральных  налогов и сборов, иных доходов  федерального бюджета между бюджетами  разных уровней бюджетной системы  РФ находятся в компетенции Российской Федерации.

На федеральном уровне устанавливается разграничение  полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней  бюджетной системы Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации наделены правом определения основ бюджетного процесса на уровне субъектов РФ и местном уровне (ст. 7 БК РФ). Органы государственной власти Российской Федерации обладают целым рядом полномочий в области регулирования государственного и муниципального долга. В плане регулирования межбюджетных отношений они вправе устанавливать общие принципы и условия предоставления бюджетных кредитов. Кроме того, они устанавливают порядок и условия предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам, а также осуществляют контроль за их использованием.

На федеральном уровне также устанавливаются государственные  минимальные социальные стандарты  и определяются нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых  государственных или муниципальных  услуг.

То, что ведущим звеном в бюджетной системе, а также  в бюджетном процессе, межбюджетных отношениях выступают органы государства  федерального уровня, вполне оправдано. Только федеральные органы власти способны реализовать принципы единства бюджетной  системы и универсальности ее отдельных элементов.

Без иерархии между отдельными составными частями в построении здания бюджетной системы страны, в котором есть несущая основа и узловые элементы, пронизывающие  все его этажи, здание рухнет. Федеральные  органы призваны обеспечить прочность  этого здания, но не превращать региональные и местные бюджеты в некие  второстепенные элементы конструкции  или в дополняющие пристройки. Кстати, в таком случае пристройки достаточно быстро могут быть превращены в самостоятельные объекты.

Позиция федеральных органов  власти в вопросах построения бюджетной  системы должна быть нацелена на обеспечение  ее единства, использование эффективных методов функционирования, но не на подмену органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части реализации ими своих полномочий. Последние не должны быть зависимыми субъектами. Им необходима самостоятельность при условии соблюдения общих правил деятельности, которые устанавливаются федеральными органами власти.

К бюджетным правам субъектов  РФ относятся прежде всего права на собственный бюджет независимо от размеров территории, численности населения и взаимоотношений с федеральными органами государственной власти. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Это равноправие распространяется и на бюджетные правоотношения.

Органы государственной  власти субъектов РФ устанавливают  порядок составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, их утверждения и исполнения, осуществления  контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ. Они принимают, исполняют и осуществляют контроль за исполнением бюджета субъекта РФ.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ принимают решения  о введении региональных налогов  и сборов в соответствии с действующим  налоговым законодательством Российской Федерации, устанавливают размеры  ставок по ним и предоставляют  налоговые льготы в пределах прав, предоставленных данным законодательством. Например, органы государственной власти субъекта РФ вправе принять решение  о взимании на своей территории налога с продаж. Устанавливая налог с  продаж, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют ставку налога, порядок и сроки его  уплаты, льготы и форму отчетности по данному налогу, а также дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от этого  налога (п. 4 ст. 20 Закона РФ «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации»).

В компетенции субъектов  РФ находятся вопросы распределения  доходов от региональных налогов  и сборов, иных доходов субъектов  РФ между бюджетом субъекта РФ и  местными бюджетами. Органы государственной  власти субъектов РФ самостоятельно определяют порядок направления  в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов и иных доходов бюджета субъекта РФ.

При недостаточности собственных  финансовых ресурсов субъекты РФ имеют  право на получение финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов РФ.

В компетенции органов  государственной власти субъектов  РФ находятся вопросы определения  порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам. Они также определяют порядок  и условия предоставления бюджетных  кредитов, т.е. предоставления средств  юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Муниципальные образования  используют свои финансовые и другие ресурсы для решения вопросов местного значения, в число которых  входит все, что связано с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения. Пожалуй, это самое емкое по бюджетным  затратам направление финансирования. При этом перечень вопросов, закрепленных за органами местного самоуправления, не носит закрытого характера. В  принципе в обязанность органов  местного самоуправления входит решение  всех вопросов, которые по остаточному  методу остались после формирования федеральными и региональными органами власти своих сфер компетенции.

Для решения этих задач  муниципальные образования наделены рядом важных бюджетных прав, и  прежде всего правом на самостоятельный  местный бюджет. Все муниципальные  образования независимо от состава  территории, численности населения  и других особенностей обладают равной совокупностью бюджетных прав.

Органы местного самоуправления устанавливают порядок составления  и рассмотрения проектов местных  бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов и последовательно осуществляют все стадии бюджетного процесса. Право контроля за исполнением местных бюджетов принадлежит представительным органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе привлекать для этой цели аудиторов. Представительный орган местного самоуправления может за счет средств местного бюджета создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов.

В целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительный орган местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета.

Информация о работе Экономико-политические проблемы бюджетного федерализма