Экономико-политические проблемы бюджетного федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:40, реферат

Описание работы

Экономико-политические проблемы бюджетного федерализма занимают одно из центральных мест в российской и зарубежной экономике, являются кардинальной проблемой развития федеративной системы современной России, поскольку от их решения непосредственно зависят ее социально-экономическая целостность и политическая стабильность.

Файлы: 1 файл

финансы!!!.docx

— 45.18 Кб (Скачать файл)

Введение

Экономико-политические проблемы бюджетного федерализма занимают одно из центральных мест в российской и зарубежной экономике, являются кардинальной проблемой развития федеративной системы  современной России, поскольку от их решения непосредственно зависят  ее социально-экономическая целостность  и политическая стабильность.

Обязательным условием успеха стратегических преобразований в экономической  сфере страны является наведение  порядка в отношениях между федеральным  и региональным уровнями власти при  составлении и реализации федерального и региональных бюджетов развития.

Проблема заключается  в рациональном, экономически эффективном  распределении бюджетных средств  на всех уровнях федеративного устройства России в интересах субъектов  Федерации, всех граждан.

Актуальность названным  проблемам придает тот факт, что  сложившаяся в России система  межбюджетных отношений, несмотря на проведенные  реформы, не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма  и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу. По уровню децентрализации  бюджетных ресурсов Россия практически  не уступает большинству федеративных государств, однако, формально сохраняет  крайне высокую, даже по меркам унитарных  государств, централизацию налогово-бюджетных  полномочий. Бюджеты субъектов Российской Федерации перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным  законодательством без предоставления источников финансирования. Более 80% налоговых  доходов этих бюджетов формируется  за счет отчислений от федеральных  налогов, по-прежнему распределяется без  четких критериев и процедур, что  подрывает стимулы к проведению структурных реформ, привлечению  инвестиций, развитию налогового потенциала территорий и повышению собираемости налогов.

Таким образом, объектом данной работы являются межбюджетные отношения, а предметом - проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации  и направления их решения.

Цель работы заключается  в рассмотрении проблем межбюджетных отношений в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. рассмотреть понятие  и признаки межбюджетных отношений;

. рассмотреть особенности  организации межбюджетных отношений  в России;

. проанализировать основные  проблемы межбюджетных отношений  в России;

. Рассмотреть основные  пути совершенствования организации  системы межбюджетных отношений  в России.

Информационную базу исследования составляют труды отечественных  и зарубежных экономистов по рассматриваемому вопросу, нормативно-правовые акты, материалы  периодической печати и ресурсы  сети Интернет.

Методологическую основу исследования составляют методы научной  абстракции, позитивного анализа, эмпирический и исторический методы, инструментарий экономической и математической статистики.

 

 

 

 

 

 

1. Межбюджетные отношения:  теоретические подходы

 
1.1 Понятие и признаки межбюджетных отношений.

 
Современные государства независимо от формального устройства в форме  федерации, конфедерации или унитарного государства включают в себя субнациональные административно-территориальные единицы, являющиеся существенно неоднородными по различным характеристикам (по уровню экономического развития, потребностям в предоставлении общественных благ, стоимости предоставления общественных благ и т.д.).

Соответственно, наличие  различных административно-территориальных  образований в одном государстве  приводит к существованию проблемы неравенства регионов и порождает  необходимость решения такой  проблемы.

Эта проблема решается в  рамках межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения по своей природе относятся  к особой фазе процесса формирования и реализации ядра системы государственных  финансов - бюджета.

Содержание этих отношений  задано перераспределением финансовых средств с участием различных  уровней государственного бюджета, адекватных способу организации  государственной власти и управления.

В процессе такого перераспределения  происходит приведение бюджетных средств среднего и нижнего - регионального и муниципального - уровней в соответствие с объективными потребностями финансового покрытия включенных в комплекс обеспечиваемых за счет государства социально-экономических потребностей соответствующего уровня (субъекта РФ или муниципального образования).

Согласно ст.6 БК РФ, межбюджетные отношения - это взаимоотношения  между публично-правовыми образованиями  по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Анализ действующей практики позволяет сделать вывод о  том, что в механизме межбюджетных отношений в России одновременно действуют два принципа:

·с одной стороны, унифицированный  подход к регионам при формировании бюджетных доходов (на основе твердого закрепления единых для всех субъектов  нормативов отчислений налогов в  бюджеты);

·с другой стороны - дифференцированный подход на стадии формирования расходной  части бюджета.

Это приводит к возникновению  встречных финансовых потоков, негативные последствия которых в большей  степени испытывают те регионы, которым  предназначены бюджетные трансферты.

Анализ действующей системы  межбюджетных отношений является составной  частью бюджетного анализа.

Впервые перечень индикаторов, непосредственно характеризующих  межбюджетные отношения, представлен  в разработанной Министерством  финансов Российской Федерации методике финансового положения и качества управления финансами субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований.

В соответствии с методикой  Минфина блок «Межбюджетные отношения» предусматривает расчет следующих  индикаторов оценки межбюджетных отношений:

·закрепление нормативов отчислений по регулирующим доходам  на долгосрочной основе;

·установление одинаковых нормативов отчислений по регулирующим налогам  для всех муниципальных образований  одного типа;

·закрепление формулы  распределения безвозмездной финансовой помощи на долгосрочной основе;

·закрепление методологии  предоставления бюджетных ссуд (бюджетных  кредитов) на финансирование временных  кассовых разрывов;

·выравнивание бюджетной  обеспеченности муниципальных образований;

·финансирование государственных  расходных полномочий за счет фактических  расходов муниципальных образований  на их реализацию. 

1.2 Организация межбюджетных  отношений в РФ

 
В настоящее время в России имеются  следующие виды взаимоотношении  в рамках межбюджетных отношений :

·«раздельные» налоги (федеральные, региональные и местные);

·«сквозные» федеральные  налоги, которые делятся по твердым  нормативам между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации  и местными бюджетами;

·межбюджетные трансферты;

·целевые федеральные  программы в их территориальном  аспекте;

·обособленные системы финансовых взаимоотношений внутри регионов.

Межбюджетные трансферты - средства одного бюджета бюджетной  системы РФ, перечисляемые другому  бюджету бюджетной системы РФ.

Согласно ст.129 БК РФ, межбюджетные трансферты из федерального бюджета  бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются  в форме [1]:

·дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации;

·субсидий бюджетам субъектов  Российской Федерации;

·субвенций бюджетам субъектов  Российской Федерации;

·иных межбюджетных трансфертов  бюджетам субъектов РФ;

·межбюджетных трансфертов  бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением  субвенций) предоставляются при  условии соблюдения органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Межбюджетный трансферт

Операции с межбюджетными  трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субвенций  и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми  актами Правительства Российской Федерации.

 
2. Проблемы межбюджетных отношений  в России и перспективы их  решения

 
2.1 Проблемы межбюджетных отношений в России

 

Несмотря на положительные  изменения в системе межбюджетных отношений и в организации  бюджетного процесса в субъектах  Российской Федерации и муниципальных  образованиях, достигнутые в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняются  существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Объем принятых на этих уровнях  бюджетной системы расходных  обязательств зачастую существенно  превосходит объем располагаемых  доходов. В условиях снижения доходов  и сохранения практически на прежнем  уровне расходных обязательств проблема несбалансированности бюджетов усугубляется.

Действующая система разграничения  расходных обязательств между уровнями власти в ряде случаев не обеспечивает эффективного предоставления бюджетных  услуг.

Неоправданно возросло число  субвенций и субсидий, не связанных  с реализацией национальных приоритетов, что, с одной стороны, усложняет  их администрирование, с другой - ограничивает самостоятельность и ответственность  органов государственной власти субъектов Российской Федерации, приводит к дублированию и распылению бюджетных  средств. Софинансирование со стороны Российской Федерации, по сути, превращается в финансирование того или иного расходного обязательства субъекта Российской Федерации.

Ответственность органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления за обеспечение  эффективного расходования средств, создание базы для расширения собственного доходного  потенциала снижается. В ряде субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований управление бюджетным  процессом остается на низком уровне, не внедряются в бюджетный процесс  принципы бюджетирования, ориентированного на результат, отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов.

Причины существования и  роста неэффективных расходов ясны - сохранение устаревшей системы финансирования сети учреждений исходя из фактических затрат, отсутствие конкуренции и барьеры на пути привлечения частного сектора к оказанию бюджетных услуг.

Стимулы для увеличения собственной  доходной базы на региональном и местном  уровнях невелики. Практически ни один элемент налоговой базы, кроме  относительно небольших источников (налоги на имущество), не относится  напрямую к источникам доходов этих бюджетов. Даже передача на региональный уровень дополнительного норматива  отчислений по налогу на прибыль проблему пополнения доходной части бюджетов не решила, поскольку уже с ноября 2008 года поступления от взимания этого  налога существенно сократились, а  возможность воздействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации на поступление этого налога фактически отсутствует.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты  недополучают доходы в связи с  предусмотренными федеральным законодательством  налоговыми льготами и изъятиями.

 
2.2 Перспективы совершенствования системы межбюджетных отношений в России.

 
Основной целью реформирования системы  межбюджетных трансфертов РФ должно стать повышение качества бюджетного процесса и финансового менеджмента  в субъектах Российской Федерации, в том числе за счет расширения практики учета результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки из федерального бюджета.

В целях решения проблем  в сфере межбюджетных отношений  следует действовать в следующих  направлениях:

·инвентаризация, анализ финансового  обеспечения и оптимизация публичных  обязательств;

·обеспечение режима экономного и рационального использования  бюджетных средств, оптимизация  расходов на содержание органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления;

·обеспечение реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов государственных и  муниципальных услуг, разработка критериев  качества предоставления услуг, методик  расчета финансового обеспечения  государственных и муниципальных  заданий, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления государственных и  муниципальных услуг;

·при значительном снижении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (более 30 процентов по сравнению  с аналогичным периодом предыдущего  финансового года), что требует  предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, необходимо усиление механизмов финансового администрирования, предусматривающих подписание соглашений между федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления об объеме и направлениях расходов бюджетов соответствующих публично-правовых образований, в которых произошло снижение доходов;

Информация о работе Экономико-политические проблемы бюджетного федерализма