Экономическая сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, можно определить цель написания данной работы, а именно – рассмотреть теоретические аспекты и провести анализ развития государственных кредитных отношений в Республике Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
раскрыть сущность государственного кредита;
рассмотреть основные функции и виды государственного кредита;
проанализировать состояние государственного кредита на современном этапе;
определить преимущества и недостатки государственного кредита;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 337.18 Кб (Скачать файл)

Относительные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь традиционно используются в качестве индикаторов платежеспособности страны и безопасного уровня внешнего долга. 

На 1 января 2013 г. критерии устойчивости валового внешнего долга Республики Беларусь сложились следующим образом:

– отношение валового внешнего долга к ВВП снизилось с 57,9 % на 1 января 2012 г. до 54 %  на 1 января 2013 г.;

– отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг уменьшилось с  73,1 % на 1 января 2012 г. до 65,9 % на 1 января 2013 г.;

– валовой внешний долг в расчете на душу населения составил 3 605,2 доллара 

(на 1 января 2012 г. – 3 594,5 доллара); 

– международные резервные активы Республики Беларусь покрывали 61,1 %

краткосрочного внешнего долга (на 1 января 2012 г. – 54,8 %). На 1 января 2011 г. этот показатель соответствовал 39,7 %.

– покрытие международными резервами предстоящих в течение года выплат по

внешнему долгу на 1 января 2013 г. составило 41 % (на 1 января 2012 г. – 41,8%). 

За 2012 год на обслуживание валового внешнего долга направлено 7,7 млрд. долларов, что эквивалентно 12,2 % ВВП или 14,9 % экспорта товаров и услуг. В том числе на погашение основного долга потрачено 6,5 млрд. долларов, на платежи по процентам –  1,2 млрд. долларов. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.4. Динамика некоторых относительных показателей  валового внешнего долга Республики Беларусь на 1 января 2008 – 2013 годов

Чистый внешний долг Республики Беларусь, представляющий собой разницу между валовым внешним долгом и величиной внешних активов в виде долговых инструментов, на 1 января 2013 г. сложился в размере 17,3 млрд. долларов (27,3 % годового ВВП) и увеличился за 2012 год на 0,4 млрд. долларов, или на 2,1 %.

 

3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Преимущества  государственного кредита перед  другими источниками бюджетного  финансирования в Республике  Беларусь.

 

Кредитные отношения представляют собой сложный процесс, требующий тщательного анализа и детальной разработки. Поэтому государственный кредит на пути своего развития сталкивается с множеством проблем, требующих незамедлительного разрешения. Несмотря на это государственный кредит обладает множеством преимуществ, что выделяет его среди других источников финансирования государственного бюджета.

Государственный кредит является одним из источников финансирования государственного бюджета. С его помощью формируется денежный фонд государства, средства которого идут на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительского, жилищно-бытового назначения

В целом государственный кредит при правильной его организации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.

Рынок государственных ценных бумаг позволяет регулировать движение финансовых (денежных) потоков. Выкупая или предлагая к продаже государственные ценные бумаги, государственные институты имеют возможность освобождать или связывать дополнительные инвестиционные ресурсы и изменять направление размещения временно свободных денежных ресурсов.

Средства, поступающие от продажи государственных облигаций, направляются на пополнение бюджета или выполнение иных государственных задач.

Международный государственный кредит способствует ускорению социально-экономического развития и укреплению финансового положения страны — получателя средств, позитивно влияет на международное сотрудничество и взаимопонимание между странами. Иностранные заимствования позволяют странам превышать в процессе инвестирования и потребления пределы, определяемые текущим внутренним производством, и финансировать капитальные вложения за счёт внутренних сбережений и сбережений стран, обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные заимствования способствуют ускорению темпов экономического роста.

Кредиты иностранных государств направляются на закупку сельскохозяйственной техники, продовольственного и фуражного зерна, нефти и газа, реконструкцию предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, лёгкой и пищевой промышленности.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета — более эффективное и разумное средство по сравнению с монетарными приёмами (например, эмиссией денег). Объясняется это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структурам, но совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняются. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, из обращения изымается избыточная денежная масса.

Положительное значение государственного кредита для экономики состоит также в более равномерном распределении налогов во времени. Дело в том, что долгосрочные государственные займы представляют собой форму привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования современных потребностей. Такой подход оправдан в финансировании создания крупных производственных объектов, путей сообщения, долговременных объектов инфраструктуры.

Благодаря государственному кредиту удаётся избежать увеличения налоговой нагрузки на нынешнее поколение. Дополнительные доходные источники государству потребуются, когда наступят сроки погашения займов и уплаты процентов по ним. Однако будущие поколения не ощутят усиления налоговой нагрузки, если будет обеспечено производительное вложение мобилизованных с помощью государственного кредита финансовых ресурсов. Вновь введённые объекты начнут приносить прибыль, и государству не придётся вводить новые налоги и другие обязательные платежи или увеличивать действующие.

Развитие внешнего государственного кредита положительно сказывается на экономике страны особенно в кризисные периоды. Средства по кредитным договорам перетекают в реальный сектор экономики, способствуют тем самым эффективному вложению капитала в основные фонды, внедрению новых технологий, росту конкурентоспособности субъектов хозяйствования, росту производительности труда, а также «смягчению» инфляции

В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, вернее, происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.

С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества и отставанием возможности их удовлетворения за счёт доходов бюджета и других государственных фондов. В сферу бюджетного распределения не попадают значительные объёмы ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов предпринимательской деятельности, и личные доходы граждан.

В целях развития государственного кредита в Республике Беларусь необходимо провести детальный анализ кредитных отношений нашей страны и разработать пути преодоления возможных трудностей. Также необходимо разработать практические рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, организации кредитных отношений, оценки и анализа эффективности государственного кредита. 

 

3.2 Пути решения проблем долговой политики Беларуси

 

Очень важно отметить характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в 3-х звенном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего ё1/ бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения её реального курса. Увеличение в подобных условиях реального бремени платежей по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран.

Политика сокращения государственного долга путём недофинансирования бюджетной сферы сопряжена с неоправданно высокими социальными издержками.

Следует обратить внимание на необходимость расширения круга используемых долговых инструментов и в том числе таких нетрадиционных для практики управления государственным долгом как производные контракты. В широком смысле привлечение новых инструментов позволяет заполнять всевозможные сегменты рынка (открытие новых рынков, как правило, улучшает возможности индивидуальных инвесторов). В более узком смысле для минимизации стоимости обслуживания долга желательно использования схем хеджирования от валютного, процентного, политического и прочих рисков.

В этой связи эффективным инструментом управления государственным долгом должны стать так называемые своповые соглашения. Они могут заключаться с отечественными и зарубежными институтами и предусматривать обмен потоков процентных выплат по различным инструментам долга. Такой подход позволяет варьировать структуру государственных обязательств без существенных трансакционных издержек. 

Минимизация стоимости обслуживания является стратегической задачей управления государственным долгом, а в более широком понимание – всей бюджетной – налоговой политике. Эта задача согласуется не только с чисто фискальными интересами, но и с потребностями стимулирования инвестиционной активности, а также с долгосрочной максимизацией благосостояния населения поскольку экономия текущих затрат по обслуживанию долга снижает налоговое бремя для будущих поколений.

С точки зрения долгосрочной стратегии управления долгом важно оптимизировать временную структуру % ставок. Рациональная стратегия удлинения сроков до погашения должна основываться на принципе целенаправленного формирования долговременной кривой доходности. Данная стратегия означает, что государство, используя свои возможности, репутацию, благоприятные условия и т.д., создают наиболее привлекательную временную структуру долга, беря за отправную точку облигации максимально возможной длительности. Например, если сложившаяся кривая доходности имеет отрицательный наклон, то можно выпустить небольшой по объёму пилотный транш облигаций со сроком до погашения 15-20 лет на внутреннем и 25-30 на внешнем.

На практике Министерство финансов Республики Беларусь занимает более пассивную позицию, следуя представлениям рынка об эффективности долгосрочных вложений. Но у инвесторов эти представления находятся пока ещё на стадии формирования, а для мирового рынка, оперирующего долгосрочными финансовыми инструментами, предлагаемая стратегия оказалась бы вполне приемлемой. Дело в том, что «сверхдлинные» белорусские бумаги с фиксированным купоном были бы крайне выгодны для консервативных инвесторов, так как их доходности имеет устойчивую тенденцию к снижению. Возможно, государство не выиграет значительных сумм на таком пилотном транше, но связанные с ним издержки были бы относительно невелики. Гораздо важнее, что при этом формируется структура длинных процентных ставок, позволяющая существенно снизить долговременные затраты на обслуживание долга.

Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований.

Ограничителем размеров внешних заимствований может служить установка на поддержание в определённых пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом. Необходимо учитывать, что для Республики Беларусь объективно закономерен относительно высокий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно по этой причине, а также из-за неполной ещё интеграции в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение ВВП в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости. 

Для урегулирования вопроса государственного долга необходимо предпринять следующее:

    • необходимо создание особого агентства по управлению государственным долгом. Эти функции не могут выполнять ни Национальный банк, ни Министерство Финансов, у которых свои приоритеты - поддержание курса рубля, выполнение бюджетных назначений. И приоритеты эти, как уже показали десять лет реформ, плохо сочетаются со стратегическим управлением государственным долгом. Только независимый статус такого агентства позволит принимать решения по управлению государственным долгом страны оперативно и без политического давления. Кроме того, он затруднит принятие нереалистичных бюджетов. Главный финансовый документ страны действительно придется согласовывать. Продолжать практику приказного распределения средств будет попросту невозможно;
    • создать систему эффективного (минимизирующего совокупные издержки и максимизирующего сокращение номинального объёма долга и ускорение экономического роста) управления государственным долгом;
    • по возможности использовать все имеющиеся методы управления государственным долгом, в том числе и такими как «долги на проведение природоохранной деятельности»;
    • дальнейшее совершенствование налоговой системы, поскольку доходы бюджета в настоящее время являются основным источником покрытия государственного долга;
    • для сглаживания платежей в предстоящие годы следует провести опережающее погашение части долговых обязательств, приходящихся на 2010-2020гг.

Информация о работе Экономическая сущность государственного кредита