Экономическая сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, можно определить цель написания данной работы, а именно – рассмотреть теоретические аспекты и провести анализ развития государственных кредитных отношений в Республике Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
раскрыть сущность государственного кредита;
рассмотреть основные функции и виды государственного кредита;
проанализировать состояние государственного кредита на современном этапе;
определить преимущества и недостатки государственного кредита;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 337.18 Кб (Скачать файл)

Иностранные заимствования позволяют странам превышать в процессе инвестирования и потребления пределы, определяемые текущим внутренним производством, и финансировать капитальные вложения за счёт внутренних сбережений и сбережений стран, обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные заимствования способствуют ускорению темпов экономического роста [12, c.27].

Наиболее значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии международных финансовых организаций.

Основными кредиторами Беларуси сейчас являются Россия, Германия, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Китай.

В Беларуси платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга отвечают требованиям защищённости и первоочерёдности по отношению к другим статьям расходов при исполнении республиканского бюджета. Кредиты международных финансовых организаций предоставляются республике в основном на развитие экономических реформ и используются на поддержание курса валют, создание объектов социальной сферы. Под государственные гарантии выдаются кредиты на реализацию инвестиционных проектов. По условиям расчётов к ним приравниваются кредиты, которые предоставлялись Республике Беларусь, но были переуступлены внутренним заёмщикам, и те должны самостоятельно рассчитываться по кредитам за счёт собственных средств [18, c.12].

Кредиты иностранных государств направляются на закупку сельскохозяйственной техники, продовольственного и фуражного зерна, нефти и газа, реконструкцию предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, лёгкой и пищевой промышленности. 

Функционирование государственного кредита ведёт к образованию государственного долга. Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий государственный долг представляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговых обязательствах государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже настал.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов с целью своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведёт к росту государственного долга - внутреннего и внешнего. 

 

2.2 Обслуживание государственного долга и способы управления государственным долгом

 

Чтобы не допускать негативного воздействия государственного долга на экономику, необходимо грамотно управлять государственным кредитом и контролировать формирование и погашение государственного долга.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий выпуска новых государственных ценных бумаг. [28, с. 71]

Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.

Успех управления зависит от соблюдения ряда принципов:

    • безусловное выполнение государством обязательств перед кредиторами;
    • единство учета всех видов эмитированных обязательств;
    • снижение рисков влияния колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных ценных бумаг;
    • оптимальность структуры долговых обязательств государства по срокам их обращения и погашения;
    • сохранение финансовой независимости путем поддержания оптимальной структуры долговых обязательств государства между заимодавцами – резидентами и нерезидентами;
    • открытость (прозрачность) выпуска займов, доступность достоверной информации об экономическом положении страны для международных рейтинговых агентств. [25, с. 290]

В процессе управления государственным долгом используются различные методы его регулирования. К основным из них относятся:

  1. аннулирование государственного долга – мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом). Аннулирование государственного долга может объявляться в основном по двум причинам: во-первых, в случае финансовой несостоятельности государства, то есть его банкротства, и, во-вторых, в результате прихода к власти в стране новых политических сил, не желающих по экономическим соображениям признать финансовые обязательства предыдущих властей;
  2. рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Оно применяется обычно в условиях роста государственной задолженности и не снижающегося дефицита государственного бюджета страны. Рефинансирование широко используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга. При этом важным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность;
  3. новация – соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством;
  4. конверсия – изменение стоимости займов. Государство может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг. Однако чаще всего государство снижает размер выплачиваемых процентов в целях уменьшения расходов по обслуживанию государственного долга;
  5. консолидация – увеличение сроков действия уже выпущенных государственных займов. Возможна также и обратная операция;
  6. унификация – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и экономит расходы государства;
  7. отсрочка погашения займа: проводится правительством в случаях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов становится финансово неэффективным в связи с тем, что большая часть поступлений от новых займов направляется на выплату процентов и погашение ранее выпущенных займов. Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход. [29, с. 72-73]

Под погашением государственного долга понимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств в части основного долга.

Под обслуживанием государственного долга понимается уплата процентов или иного вознаграждения кредитору, штрафов и прочих платежей по государственным займам.

Для оценки долгового бремени того или иного государства в международной практике используются различные методы. Например, Всемирный банк определяет уровень кредитоспособности страны через систему показателей, а именно отношение:

  1. приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к ВВП;
  2. приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг;
  3. внешнего долга к ВВП;
  4. внешнего долга к экспорту товаров и услуг;
  5. годовых платежей по обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг.

Под приведенной стоимостью платежей по внешнему долгу понимается сумма всех платежей по погашению и обслуживанию иностранных кредитов, включая платежи по погашению основного долга и уплате процентов, с поправкой на коэффициент дисконтирования, который определяется с учетом альтернативных способов использования предоставляемых кредитов.

Важным при управлении государственным долгом является вопрос платежеспособности государства. Платежеспособность в наиболее общем смысле означает способность расплачиваться по долгам, не прибегая бесконечно к новым заимствованиям. С этой точки зрения можно говорить о платежеспособности государства по внешнему или внутреннему долгу, если оно обладает ликвидными ресурсами, достаточными для обслуживания накопленного на данный момент долга. Актуальность проблемы государственного долга зависит от величины накопленного долга. Начиная с некоторого уровня долгового бремени поддержание платежеспособности становится специальной задачей макроэкономической политики. Накопленный долг в соответствии с традиционным взглядом рассматривается как бремя для национальной экономики, которое приводит к сдерживанию экономического роста и снижению благосостояния.

В этих условиях страна заинтересована в максимальном снижении долга, что может привести к дефолту перед внешними или внутренними кредиторами.

Однако по ряду причин, из которых главной является поддержание репутации в мире и доверия своих граждан, государство, как правило, выплачивает долги, а не отказывается от них.

Теория платежеспособности, занимающаяся одним из главных направлений исследований по управлению государственным долгом, изучает ресурсные возможности страны по выплате долга. Анализируется бюджетное ограничение государства при заданной динамике долга. Теория платежеспособности отвечает на вопрос, какой должна быть государственная политика, чтобы избежать кризиса, связанного с неограниченным возрастанием государственного долга и невозможностью государства расплатиться по нему.

Управление государственным долгом имеет огромное значение, так как именно от его эффективности зависит финансовое положение государства.

 

2.3 Анализ внутреннего государственного долга

 

Формой внутреннего государственного долга  является выдача кредитов центральным банком правительству страны и местным органам власти (в Республике Беларусь — Национальным банком). Источником централизованных кредитных ресурсов служат заёмные средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков.

Внутренний государственный долг может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств. Право привлекать заёмные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Минфину Республики Беларусь.

Для внутреннего государственного долга Республики Беларусь характерна такая форма как кредитование Национальным банком государственного бюджета. Национальный банк может предоставлять Совету Министров республики, местным органам власти кредиты, обеспеченные долговыми обязательствами на предъявителя. Совокупная сумма этих кредитов ограничивается определёнными экономическими параметрами.

Государственный внутренний долг составляют долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами. В него входят задолженности прошлых лет и вновь возникшая. Основными источниками его формирования являются долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг и кредиты, выданные Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Национальное собрание Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прироста внутреннего государственного долга в процентах к ВВП [7, c.15].

Начиная с 2004г. Национальный банк Республики Беларусь не кредитует правительство, а в 2005 г. часть ранее выданных кредитов секьюритизирована, т.е. заменена выпусками долгосрочных государственных облигаций. 

Ценные бумаги государства делятся на две группы:

    • бумаги, которые могут обращаться на вторичном рынке;
    • бумаги, не поступающие на вторичный рынок.

На вторичный рынок поступают казначейские векселя (обязательства) и облигации. Казначейские обязательства (векселя) государства – вид ценных бумаг, удовлетворяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение срока владения ими.

Не обращаются на вторичном рынке сберегательные облигации; облигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внешний долг; облигации органов власти.

Выпуск долгосрочных государственных облигаций Республики Беларусь осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам со сроком обращения один год и более. Министерство финансов определяет объем, дату выпуска облигаций, срок обращения и погашения, номинальную стоимость одной облигации, процентную ставку. Объёмы эмиссии учитываются при формировании республиканского бюджета.

Долгосрочные облигации представляют собой источник не инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. С их помощью можно цивилизованным путём отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране.

В 2012 году объём номинированных в национальной валюте государственных долгосрочных облигаций в обращении увеличился на 5,5 трлн. рублей ( на 64,5%) и на 1 января 2013 года составил 13,9 трлн. рублей (по номинальной стоимости), номинированные в иностранной валюте остались на уровне 2010 года – 1,1 млрд. долларов США. 

В 2012 году Министерством финансов: 

размещено государственных долгосрочных облигаций, номинированных в национальной валюте, на 12,2 трлн. рублей ( по фактической и  номинальной стоимости), номинированные в иностранной валюте 1,1 млрд. долларов США;

направлено на погашение государственных долгосрочных облигаций, номинированных в национальной валюте, по номинальной стоимости 6779,6 млрд. рублей. 

При этом требования банков к Правительству Республики Беларусь, выраженные в ценных бумагах, номинированных в белорусских рублях, в 2012 году уменьшились на 2,0 трлн. рублей по балансовой стоимости (на 26,4 процента) и на 1 января 2013 г. составили 5,6 трлн. рублей.

На 1 января 2013 г. к участию в торгах государственными ценными бумагами через электронную торговую систему ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“ были допущены 29 банков и 11 небанковских профессиональных участников рынка ценных бумаг. В связи с сокращением в портфеле банков объема государственных ценных бумаг, номинированных в белорусских рублях, в 2012 году происходило сокращение объема сделок с такими бумагами на вторичном рынке. Так, суммарный объем торгов государственными ценными бумагами в системе ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“ в 2012 году составил 26,9 трлн. рублей, сократившись на 7,7 трлн. рублей, или на 22,3 процента, по сравнению с 2011 годом. В биржевой системе в 2012 году заключено 5 307 сделок (в 2011 году – 9 869 сделок).

Информация о работе Экономическая сущность государственного кредита