Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:50, курсовая работа
Цель написания курсовой работы –  теоретически изучить  структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы. Проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Задачи, поставленные в  курсовой работе:
-рассмотреть структуру  банковской системы;
-познакомиться с главными составляющими банковской системы;
-познакомиться с операциями, проводимыми банками в РБ;
-рассмотреть структуру  белорусской банковской системы;
-рассказать о проблемах  и перспективах развития системы.
ВВЕДЕНИЕ           3
 
1.РОЛЬ БАНКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ
ЭВОЛЮЦИИ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ
1.1.Банки, их  возникновение, закономерности функционирования  5
1.2.Изменение  роли банков на различных
этапах эволюции рыночных систем       7
 
2.СОВРЕМЕННАЯ  БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
2.1.Понятие  банковской системы, ее уровни и элементы   10
2.2.Характеристика  банковских систем 
стран с развитой рыночной экономикой      12
2.3.Характеристика  банковских систем 
стран с трансформационной  экономикой      20
 
3.ОСОБЕННОСТИ  И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ 
БАНКОВСКОЙ  СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1.Характеристика  банковской системы в Республике  Беларусь  26
3.2.Основные  проблемы развития банковской 
системы в Республике Беларусь        27
3.3.Перспективные  направления развития 
банковской  системы Беларуси        34
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ           39
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    41
Учредители банка (независимо от того, в виде какого товарищества он организуется) должны заключить между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности, ответственности перед лицами, которые подписались на акции, и третьими лицами. Учредители также несут ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации банка Национальным банком Украины.
Если банк создается в виде акционерного 
общества открытого типа, то учредители 
должны зарегистрировать информацию  
о выпуске акций в Министерстве 
финансов Украины. При этом  необходимо 
представить следующие документ
Учредительное собрание утверждает учредительные документы банка (учредительный договор и устав), избирает совет и правление банка, их председателей, ревизионную коммисию, утверждает регламенты работы совета и правления, разрабатывает положение о ней. Собрание может часть функций, относящихся в соответствии с действующим законодательством к компетенции общего собрания акционеров, возложить на совет или правление банка.
Для регистрации коммерческого банка его совет представляет в двухнедельный срок после проверки финансового состояния учредителей в региональное управление Национального банка Украины следующие документы: заявление о регистрации устава банка за подписью председателя совета; учредительный договор, подписанный учредителями банка и заверенный их печатями (для юридических лиц) или нотариально (для физических); устав банка, утвержденный учредительным собранием и подписанный председателем совета; протокол учредительного собрания; экономическое обоснование создания банка, включая расчетный баланс и расчет плана доходов, расходов, прибыли на конец первого года его деятельности; бухгалтерские балансы учредителей, акционеров; заключение аудиторской организации, имеющей лицензию Национального банка Украины, о финансовом состоянии учредителей; сведения о профессиональной пригодности председателя правления и главного бухгалтера, рекомендованных учредителями; копии платежного документа о внесении платы за регистрацию; копию отчета о проведении открытой подписки на акции со списком акционеров; справку о наличии необходимого помещения для банка (если оно арендовано, то и договор аренды на срок не менее 5 лет). Содержание каждого из документов определено Временным положением о порядке создания, регистрации коммерческих банков и осуществления надзора за их деятельностью.
Полученное от регионального управления заключение с указанными выше документами представляется в Национальный банк Украины для регистрации, которая должна быть осуществлена в месячный срок с момента получения заявления.
Коммерческие банки могут 
В условиях рыночной экономики существенные изменения произошли в банковском контроле. Если раньше банки играли роль государственных контролеров за деятнльностью субъектов хозяйствования, то в настоящее время этот контроль, как правило осуществляется на партнерских отношениях между банками и их клиентами.
3.ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1.Характеристика банковской системы в Республике Беларусь
После Октябрьской революции филиалы действовавших в Беларуси частных банков были национализированы, а земельные банки закрыты. 3 декабря 1921 года Совет Народных Комиссаров БССР принимает постановление об организации в Минске Белорусской конторы государственного банка и ровно через месяц, 3 января 1922 года, она начала функционировать. С этого времени и берет свое начало история становления и развития банковской системы Беларуси. Позже открылись местные отделения государственного банка в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, агентства — в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке. В связи с образованием СССР в 1923 году госбанк РСФСР преобразуется в государственный банк СССР. В его состав вошла и Белорусская контора. В январе 1927 года в ведение Белорусской конторы перешло гомельское отделение, подчинявшееся ранее непосредственно госбанку СССР. [40, 12]
В 1923–1925 годах в республике начали 
действовать филиалы 
В целях концентрации свободных средств для кредитования нужд сельского хозяйства организованы окружные товарищества сельскохозяйственного кредита: Белорусское, гомельское, Витебское, Оршанское, Калининское, Бобруйское, Могилевское, Мозырское и Полоцкое. Белорусское товарищество в 1924 году преобразовано в Белсельбанк, который взял на себя основную роль по кредитованию села. Деятельность госбанка и специализированных банков в те годы была всецело подчинена восстановлению и реконструкции народного хозяйства.
Решить эти узловые задачи можно было лишь на базе твердой валюты, поэтому с переходом к нэпу был взят курс на укрепление денежной системы. В 1922–1924 годах была проведена денежная реформа. Создана денежная система, а госбанк стал эмиссионным центром СССР и органом регулирования денежного обращения. Введение устойчивой валюты благотворно сказалось на подъеме производства и укреплении в целом всей экономики.
В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы с филиалами госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 года и Соргбанка СССР.
В предвоенном 1940 году в Беларуси функционировало 10 областных контор и 184 отделения госбанка. В них работало 4087 человек. Настоящим испытанием для белорусских банковских работников, как и для всего народа, была Великая Отечественная война. 25 июня 1941 года Белорусская контора госбанка была эвакуирована в Тамбов, а в ноябре — в Караганду, в марте 1942 года она переехала в Горький. 9 сентября 1943 года по распоряжению СНК СССР она была закрыта. Возобновила свою работу в октябре 1943 года и в декабре переехала в Гомель, а в июле 1944 года — в Минск.
Одной из важнейших функций 
Вскоре после завершения восстановительного 
периода потребовались и 
Крупная реорганизация банковской системы была произведена и в 1987 году. Учреждены белорусские республиканские банки со своими филиалами госбанка, Внешэкономбанка, Сберегательного банка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка СССР, которые действовали на принципах хозрасчета и самофинансирования.
Принципиально новый этап начался 
в развитии банковской системы страны 
с приобретением Беларусью 
3.2.Основные проблемы развития банковской системы в Республике Беларусь
Кредитная система Республики Беларусь состоит из Национального банка и 30 функционирующих банков, из которых семь банков являются системообразующими. Филиальная сеть банков насчитывает 509 филиалов. Доля иностранных инвестиций в общем объеме уставных фондов банков, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, составляет около 6%, в том числе средства российских инвесторов — 3,1%.
Показатели деятельности банковской системы Республики Беларусь представлены в приложении в виде аналитических таблиц.
Данные, приведенные в таблице 2, показывают, что, несмотря на номинальный рост ресурсной базы банков за 4.5 года примерно в 60 раз, ее валютный эквивалент сократился более, чем на 20%, хотя с учетом индекса потребительских цен вырос примерно на 2/3. При этом некоторое увеличение собственного капитала банков носит, преимущественно, формальный характер, т.к. было достигнуто в основном за счет трансформации в 1999 г. в уставные капиталы СБ Беларусбанк и Белагропромбанк кредитной задолженности Национальному банку в сумме свыше 60 млрд. рублей, сомнительной к погашению в обозримой перспективе.
Таблица 2. Динамика основных показателей финансового состояния банковской системы Республики Беларусь в 1999-2004 гг. [32]
Показатели  | 
  1.01.99  | 
  1.01.00  | 
  1.01.01  | 
  1.01.02  | 
  1.01.03  | 
  1.01.04  | 
Собственный капитал банков, млрд. руб.  | 
  3141,4  | 
  4093,5  | 
  7117,2  | 
  25753.8  | 
  135658,9  | 
  244,5  | 
то же в млн. долл.  | 
  273,2  | 
  264,1  | 
  231,5  | 
  240,7  | 
  423,9  | 
  362,2  | 
В т.ч. уставный капитал, млрд. руб.  | 
  1203,4  | 
  1600,8  | 
  2924,3  | 
  5082,2  | 
  99780,8  | 
  103,5  | 
то же в млн. долл.  | 
  104,6  | 
  103,3  | 
  95,1  | 
  47,5  | 
  311,8  | 
  153,3  | 
Средства физ. лиц в банках, млрд. руб.  | 
  5280,2  | 
  7637,4  | 
  12054,4  | 
  49522,3  | 
  92476,4  | 
  226,7  | 
то же в млн. долл.  | 
  459,1  | 
  492,7  | 
  392,1  | 
  462,8  | 
  288,0  | 
  335,8  | 
Средства юр. лиц в банках, млрд. руб.  | 
  7825,0  | 
  12290,9  | 
  31450,6  | 
  135902,3  | 
  307056,4  | 
  531,5  | 
то же в млн. долл.  | 
  680,4  | 
  792,0  | 
  1023,1  | 
  1270,1  | 
  959,5  | 
  787,4  | 
Всего ресурсов, млрд. руб.  | 
  27126  | 
  44067  | 
  93735,5  | 
  372854,1  | 
  820679,8  | 
  1592,2  | 
то же в млн. долл.  | 
  2358,8  | 
  2843,0  | 
  3049,3  | 
  3484,6  | 
  2565,0  | 
  1869,9  | 
Кредиты народному хозяйству, млрд. руб.  | 
  13511  | 
  20034,2  | 
  67810,0  | 
  170211,4  | 
  386,8  | 
  687,9  | 
то же в млн. долл.  | 
  1174,9  | 
  1299,0  | 
  2205,9  | 
  1590,7  | 
  1208,7  | 
  1019,1  | 
Удельный вес просроченных и сомнительных кредитов, %  | 
  13,2  | 
  17,6  | 
  19,9  | 
  22,0  | 
  16,6  | 
  18,7  | 
Уполномоченный депозитарий – 
депозитарий, заключивший договор 
с Национальным банком Республики Беларусь 
на выполнение функций по учету прав 
на государственные ценные бумаги, 
за исключением именных 
Уполномоченным депозитарием может быть юридическое лицо, являющееся банком Республики Беларусь и имеющее лицензию на депозитарную деятельность, выданную Комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, и установившее корреспондентские отношения с Национальным банком Республики Беларусь.
Список уполномоченных депозитариев по государственным ценным бумагам и ценным бумагам Национального банка Республики Беларусь[32]
№  | 
  Наименование банка  | 
1.  | 
  ОАО "Белагропромбанк"  | 
2.  | 
  АСБ "Беларусбанк"  | 
3.  | 
  ОАО "Белвнешэкономбанк"  | 
4.  | 
  ОАО "Белгазпромбанк"  | 
5.  | 
  ОАО "Белпромстройбанк"  | 
6.  | 
  ОАО Банк "Золотой талер"  | 
7.  | 
  "Приорбанк" ОАО  | 
8.  | 
  ЗАО "Абсолютбанк"  | 
9.  | 
  ОАО "Белинвестбанк"  | 
10.  | 
  ЗАО "Славнефтебанк"  | 
11.  | 
  ЗАО "Минский транзитный банк"  | 
12.  | 
  ЗАО "РРБ-Банк"  | 
13.  | 
  ОАО "Джем-Банк"  | 
14.  | 
  ОАО "Технобанк"  | 
15.  | 
  "Иностранный банк "Москва-Минск"  | 
Показатели деятельности банковской системы за 2003 год
  
  
 Структура активов 
 Структура пассивов 
  | 
Информация о работе Изменение роли банков в процессе эволюции рыночной системы