Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 18:06, доклад
Туристский рынок представляет собой часть рынка товаров и услуг, предназначенных для туристов.
С экономической точки зрения туристский рынок — это совокупность конкретных экономических отношений и связей между туристами (покупателями) и туроператорами (продавцами), а также турагентами (торговыми посредниками) и их контрагентами по поводу движения туристских продуктов и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений.
Подводя итоги, можно выделить следующие характеристики туристского рынка:
Инфраструктура туристического рынка в Украине
Глобализация мирового хозяйства, вступление Украины в ВТО свидетельствует об усилении интеграции украинской экономики в мировое пространство, где международный туризм является одним из самых высокодоходных и динамично развивающихся видов экономической деятельности. Учитывая географические, природные и климатические особенности Украины, туристический бизнес может стать перспективной сферой развития национальной экономики. Это связанно с тем, что в современных условиях туризм оказывает существенное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. и следовательно, выступает катализатором социально-экономического развития и роста благосостояния граждан.
В Украине главными предпосылками развития частных туристических предприятий, как новой формы предпринимательской деятельности, являются наличие в стране отношений, позволяющих реализовать новые проекты в тех сферах, которые будут востребованы потребителями, рост безработицы, что заставило часть трудоспособного населения искать пути получения дохода в сфере туризма, информатизация общества, упрощенная система учета, контроля и отчетности.
Важным элементом в управлении развитием туристического бизнеса является взаимосвязь государственного бюджета с региональными бюджетами. Однако, влияние предприятий туристического бизнеса на формирование местных бюджетов в Украине пока незначительные.
В январе–августе 2013 года уплата в местные бюджеты туристического сбора увеличилась на 10 % в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года – до 26,2 миллиона гривен. Самые большие поступления туристического сбора зафиксировали в Автономной Республике Крым (более 6 миллионов гривен) и в украинской столице (2,7 миллиона гривен). Специалисты Министерства доходов считают вполне логичным тот факт, что за период активного туристического сезона (май–август) поступило практически 70 % туристического сбора, что составляет более 18,5 миллиона гривен.
Государственной казначейской служба свидетельствуют о том, что в целом же за 8 месяцев 2013 года доходы в общий фонд государственного бюджета составили 187,6 миллиарда гривен. Это на 0,85 миллиарда гривен (на 0,5 %) меньше, чем аналогичный показатель за 8 месяцев прошлого года.
В казначейской службе отмечают, что за январь–август текущего года в целом в государственный бюджет поступило 217,6 миллиарда гривен, в частности, в июле – 27,9 миллиарда гривен, что соответственно на 1,4 % и 18,2 % менее, чем за аналогичные периоды предыдущего года.
А вот возмещение налога на добавленную стоимость за 8 месяцев 2013 года составило 36,9 миллиарда гривен, превысив при этом показатель 8 месяцев прошлого года на 18,6 %
Динамика туристических потоков за период 2000 - 2012 гг.
Количество граждан Украины, которые выезжали за границу- всего*  | 
  Количество иностранных граждан, посетивших Украину - всего *  | 
  Количество туристов, обслуженных субьектами туритической деятельности Украины  | 
  Из общего количества туристов  | 
  Количе-ство ек-скурсан-тов  | |||
инност-ранные туристы  | 
  туристы, граждане Украины, которые выезжали за грани-цу  | 
  Внутрен-ние туристы  | |||||
2000  | 
  13422320  | 
  6430940  | 
  2013998  | 
  377871  | 
  285353  | 
  1350774  | 
  1643955  | 
2001  | 
  14849033  | 
  9174166  | 
  2175090  | 
  416186  | 
  271281  | 
  1487623  | 
  1874233  | 
2002  | 
  14929444  | 
  10516665  | 
  2265317  | 
  417729  | 
  302632  | 
  1544956  | 
  1991688  | 
2003  | 
  14994932  | 
  12513883  | 
  2856983  | 
  590641  | 
  344 332  | 
  1922010  | 
  2690810  | 
2004  | 
  15487571  | 
  15629213  | 
  1890370  | 
  436311  | 
  441798  | 
  1012261  | 
  1502031  | 
2005  | 
  16453704  | 
  17630760  | 
  1825649  | 
  326389  | 
  566942  | 
  932318  | 
  1704562  | 
2006  | 
  16875256  | 
  18935775  | 
  2206498  | 
  299125  | 
  868228  | 
  1039145  | 
  1768790  | 
2007  | 
  17334653  | 
  23122157  | 
  2863820  | 
  372455  | 
  336049  | 
  2155316  | 
  2393064  | 
2008  | 
  15498567  | 
  25449078  | 
  3041655  | 
  372752  | 
  1282023  | 
  1386880  | 
  2405809  | 
2009  | 
  15333949  | 
  20798342  | 
  2290097  | 
  282287  | 
  913640  | 
  1094170  | 
  1909360  | 
2010  | 
  17180034  | 
  21203327  | 
  2280757  | 
  335835  | 
  1295623  | 
  649299  | 
  1953497  | 
2011  | 
  19773143  | 
  21415296  | 
  2199977  | 
  234271  | 
  1250068  | 
  715638  | 
  823000  | 
2012  | 
  21432836  | 
  23012823  | 
  3033647  | 
  269969  | 
  1956483  | 
  807195  | 
  865026  | 
Государство заинтересовано, чтобы развивался въездной туризм, поскольку это один из источников роста валютных поступлений. Следует заметить, что в 2000–20012 гг. рост посещений Украины иностранными гражданами был связан с увеличением транзитного потока через Украину в страны СНГ. Наша страна расположена на перекрестке важных железнодорожных, автомобильных и авиационных магистралей.
Количество украинских граждан, выезжающих за границу, в период с 2000–2012 гг. динамично изменялось: 2000–2007 гг. характеризовались увеличением численности выехавших туристов из Украины, в 2008-2009 гг. произошел резкий спад заинтересованности отечественных туристов в зарубежный поездках, а в 2010 г. – неожиданный рост численности выехавших туристов и с 2010-2012 гг. значительно увеличивалась количество
граждан Украины, которые выезжали за границу. Основной целью выезда граждан из страны являлись частные поездки – 85 %, организованный и служебный туризм составили 10 % и 5 % соответственно. Следует отметить, что большинство граждан Украины отдают предпочтение отдыху за границей, где высокое качество обслуживания туристов, формирование программы и маршрута поездки, места размещения.
На современном выездном туристическом рынке Украины наблюдаются такие тенденции развития:
Составным элементом туристического бизнеса в Украине является внутренний туризм, имеющий большое значение в улучшении организации активного отдыха и оздоровления населения, развитии экскурсионной деятельности.
На наиболее развитые туристические центры г. Киев, АР Крым, Харьковскую, Днепропетровскую, Львовскую и Донецкую область, в настоящее время приходится 49,5 % общего числа внутренних туристов.
Активно развивается туристический бизнес в Прикарпатье, Тернопольской, Черкасской, Хмельницкой, Одесской, Донецкой и Луганской областях. Именно поэтому целесообразно и далее поддерживать эти регионы на государственном уровне, предоставляя бюджетные средства на рекламно-информационные мероприятия их туристических продуктов на внешнем и внутреннем рынках.
В то же время неэффективно используется туристический и природно-рекреационный потенциал Винницкой, Кировоградской, Ровенской областей. Количество туристов, обслуженных предприятиями этих областей, не превышает 15,8 % общей численности. Учитывая наличие благоприятных для развития туристического бизнеса природных и климатических условий, целесообразно развивать туристическую инфраструктуру в Херсонской, Волынской, Полтавской и Николаевской областях, привлекая зарубежные инвестиционные ресурсы. В настоящее время туристический бизнес в этих регионах развивается медленно, при этом теряются возможности экономического роста и занятости населения.
Анализ туристического рынка в Украине
Сильные стороны  | 
  Слабые стороны  | 
Уникальные лечебные природные ресурсы  | 
  Недостаточно развитый сервис обслуживания  | 
Уникальный климат Крыма и курортной зоны Карпат  | 
  Низкий международный имидж украинских курортов  | 
Наличие известных курортов, сохранившихся со времен СССР  | 
  Неблагоприятный инвестиционный климат  | 
Высокий уровень этнической терпимости  | 
  Незначительные налоговые поступ-ления от туристической деятельности в доход бюджета 
  | 
В достаточной мере развит выездной и внутренний туризм  | 
  Низкий уровень развития въездного туризма  | 
Возможности  | 
  Угрозы  | 
Туристический и природно-рекреационный потенциал  | 
  Последствия глобального экономи-ческого кризиса  | 
Высокий потенциал агропро-мышленного комплекса  | 
  Жесткая конкуренция  | 
Геополитическое положение государства  | 
  Низкий платежеспособный спрос населения  | 
Слияние и поглощение в сфере туризма  | 
  Нестабильное законодательство  | 
Можно сделать вывод, что Украина представляет собой крупный рынок туристических услуг, возможности которого используется в полной мере. Отрицательно влияют на развитие внутреннего туристического потока несовершенство налоговой системы, сложная экономическая обстановка, снижение платежеспособности основной части населения, повышение цен на услуги, входящие в состав туристического продукта, неразвитость материально-технической базы индустрии гостеприимства и сферы услуг.
Особенности и функции цены на туристические услуги
Английская пословица говорит : стоимость - это договор , а цена - это политика. Сегодня существует много определений цены . Но в общем цена - это результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов. Цена равновесия равна с одной стороны - предельной полезности и с другой - предельным издержкам .
Суть цены проявляется в таких факторах :
1 . Распределительный .
2 . Стимулирующий .
3 . Функции ориентации .
Распределительная функция заключается в том , что с помощью цен перераспределяются доходы хозяйствующих объектов. Например , между более прибыльными турпредприятиями с дорогими видами услуг , цены на которые являются завышенными и турпредприятиями услуг первой необходимости , цены на которые занижены.
Стимулирующая функция цены выражается в стимулировании производства и качества продукции и услуг с помощью определенного уровня цены. Так, цены могут развивать создание и потребление одних туруслуг и сдерживать создание и потребление других .
Ориентационная функция проявляется в том , что цена должна давать необходимую информацию о качестве туристических услуг как покупателю , так и продавцу .
Цена на туристистические услуги определяется себестоимостью и предельной полезностью , т.е. спросом потребителя . На цену туристических услуг влияют ряд факторов :
Туристические цены являются разновидностью цен на услуги вообще и имеют ряд особенностей:
1.Услуги туризма ориентируются на индивидуальные характеристики потребителей и поэтому эти услуги имеют розничные цены , как и другие услуги, имеющие индивидуальный характер .
2.Цены на туристические услуги занимают важное место в распределении доходов между различными слоями населения. Богатые общественные группы тратят значительные средства на туристические услуги , тем самым поднимают уровень экономики страны , в которой расположена туристическая фирма .