Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 18:06, доклад
Туристский рынок представляет собой часть рынка товаров и услуг, предназначенных для туристов.
С экономической точки зрения туристский рынок — это совокупность конкретных экономических отношений и связей между туристами (покупателями) и туроператорами (продавцами), а также турагентами (торговыми посредниками) и их контрагентами по поводу движения туристских продуктов и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений.
Инфраструктура туристского рынка
Туристский рынок представляет собой часть рынка товаров и услуг, предназначенных для туристов.
С экономической точки зрения туристский рынок — это совокупность конкретных экономических отношений и связей между туристами (покупателями) и туроператорами (продавцами), а также турагентами (торговыми посредниками) и их контрагентами по поводу движения туристских продуктов и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений.
Спецификой туристского рынка является явное преобладание услуг. Туристские товары и услуги могут быть потреблены только в том случае, если потребитель доставлен в место их производства, а обычные товары и услуги готовы к потреблению тогда, когда произведенная продукция закончит передвижение от места производства к месту потребления.
 Другими особенностями 
туристских услуг как объектов 
купли-продажи являются 
 Поскольку туристы 
потребляют услуги и товары 
в месте временного проживания, 
то структура их потребления 
рассматривается как 
Инфраструктура туристского рынка - совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих туристский рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Применительно к рынку туристских услуг в состав инфраструктуры входят:
Особенность инфраструктуры рынка туристских услуг :
Средства размещения – любые объекты, которые регулярно или иногда предоставляют туристам для ночевки в комнатах, в каких-либо иных помещениях или на огороженных площадках. Различают коллективные и индивидуальные средства размещения.
К коллективным средствам размещения относят: гостиницы, аналогичные им средства, специализированные заведения и прочие предприятия размещения. Заведения, аналогичные гостиницам, имеют признаки гостиницы, но предоставляют только ограниченные услуги (заправку постелей, уборку номера и санузла). К специализированным заведениям относят : оздоровительные заведения, лагеря труда и отдыха, общественные средства транспорта, конгресс – центры. Прочие коллективные средства размещения представляют собой организованные под жилища молодежные общежития, малые суда в бухтах, палатки, автоприцепы, дома на колесах и др.
К индивидуальным средствам размещения относятся собственные жилища - квартиры, виллы, особняки, коттеджи, используемые посетителями-резидентами (в том числе и апартаменты таймшера), комнаты, арендуемые у частных лиц или агентств, помещения, предоставляемые бесплатно родственниками и знакомыми.
Объекты общественного питания – рестораны, бары, кафе, закусочные, буфеты и столовые в сфере туристских услуг, как правило, относятся к объектам гостиничной деятельности. Стоимость питания включается в стоимость гостиничного номера или тура.
Классификатор видов экономической деятельности, продукции или услуг предусматривает также самостоятельное приготовление пищи отдыхающими и туристами в пансионатах и в системах предоставления отдыха. Если стоимость питания не включена в стоимость тура, то туристы питаются в ресторанах, кафе и других объектах питания как обычные посетители.
Транспортные предприятия (воздушного, водного и сухопутного транспорта), оказывающие услуги путешественникам, различают по категориям, разрядам транспортных средств и классам обслуживания во время перемещения.
На воздушном транспорте существует около двадцати классов обслуживания, которые учитывают порядок прохождения регистрации, питание в полете, норму бесплатного провоза багажа, возвращенную стоимость при возврате авиабилета и пр.
На водном транспорте при морских и речных путешествиях в обслуживании туристов основной упор делается на возможность получения всех доступных развлечений и сервисных услуг. Скорость прибытия в пункт назначения становится второстепенным показателем.
 Особый интерес представляют 
круизные морские суда, специально 
построенные для водного 
К сухопутному транспорту относят : железнодорожный и автобусный. Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит от класса размещения (в общем вагоне, плацкартном, жестком, мягком, спальном вагоне прямого сообщения первого класса) и виды поезда (почтовый, пассажирский, скорый, фирменный).
Автобусный транспорт выполняет несколько видов перевозок: многодневные перевозки на большие расстояния, однодневные экскурсионные поездки, внутримаршрутные перемещения в стране пребывания.
К специализированным организациям, оказывающим туристские услуги целевого назначения, относятся:
Основные субъекты туристского рынка
Турист (потребитель туристского продукта) - любое физическое лицо, использующее, приобретающее либо имеющее намерение приобрести туристские услуги для личного использования;
Туроператор (турорганизатор, промоутер) - физическое или юридическое лицо, разработчик туристских услуг, осуществляющий формирование, продвижение и оптовую реализацию туристского продукта в виде генеральных соглашений, договоров, ваучеров, контрактов и прочего на основании лицензии;
Турагент - юридическое или физическое лицо, осуществляющее продвижение и розничною реализацию туристского продукта в виде договоров, путевок на основании лицензии, а также выполняющее отправку туриста с места постоянного пребывания и некоторые выездные формальности;
Контрагент - юридическое или физическое лицо, исполнитель туристских услуг в стране (месте) прибытия, действующий в соответствии с законодательством страны приема и международными соглашениями.
Субъекты рынка определенным образом связаны между собой. Вся система рыночных отношений в туризме является открытой. На нее оказывают воздействие внешние факторы: климатические, экономические, социальные, национальные и региональные конфликты, время действия и др.
Функции современного туристского рынка
Как и все другие рынки, туристский рынок функционирует в соответствии с законом спроса и предложения.
Основные элементы туристского рынка:
 Спрос на туристский 
продукт, обеспеченный денежными 
средствами, в первую очередь 
отражает уровень 
- Демографический;
- Географические и климатические условия;
- Политическая и экономическая стабильность государства;
- Психологические факторы, прочие случайные воздействия.
Изменение спроса на туристский продукт называется эластичностью. Она зависит от вида турпродукта и социального слоя, к которому относятся потребители.
В соответствии со спросом на рынке возникает предложение в туризме.
 Между спросом и 
предложением наблюдается 
 На туристском рынке 
происходит обмен денежных 
Туристский рынок имеет свои специфические особенности:
Структура рынка туризма
Рынки туризма 
 
 
 Способы классифи- кации  | 
  
  | 
  |||||
1.По отношению к определен-ному району (региону, стране).  | 
  Внутрен-ний (включаю-щий путешес-твия жителей района по этому району)  | 
  Въездной (включаю-щий путешес-твия по району лиц, не являющихся его жителями)  | 
  Выездной (включаю-щий путешес- твия жителей одного района в другой район)  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
2.В зависи-мости от цели путешествия.  | 
  Рекреа-ционный  | 
  Деловой 
  | 
  Научный 
  | 
  Культурно- познава-тельный  | 
  Религи-озный  | 
  Этни-ческий  | 
3.В зависи-мости от способа передвиже-ния  | 
  Пешеход-ный 
  | 
  Железно-дорожный  | 
  Авиа- ционный 
  | 
  Морской  | 
  Речной  | 
  Авто- мобиль-ный  | 
4. В связи с особенностями и содер-жанием мар-кетинговой деятельности  | 
  Целевой (на котором пред-приятие реализует или собирается реализовать свои цели)  | 
  Основной (где реализуется основная часть услуг предприя-тия)  | 
  Дополни-тельный (на котором обеспечи-вается продажа некоторого объема услуг)  | 
  Растущий (имеющий реальные возможнос- ти роста объема продаж и другие)  | 
  -  | 
  -  | 
5. По ассорти-менту.  | 
  Замкнутый (где существуют туристские продукты только первого произво-дителя )  | 
  Насыщен-ный (где имеется множество сходных туристских продуктов многих тур-операторов)  | 
  Широкого ассорти- мента ( где имеется ряд видов туристских продуктов, связанных между собой и направлен-ных на удовлет-ворение одной или нескольких связанных между собой потребностей туристов)  | 
  Смешан- ный (где имеются разнообразные туристские продукты, не связанные между собой)  |