Характеристика рынка банковских услуг в Калининском отделении № 2004 Сбербанка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:31, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – это исследование современного состояния банковских услуг, а также поиск путей их развития и совершенствования. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить основные понятия современных банковских услуг, выявить их роль и значение в современной экономике;
- провести анализ услуг, предоставляемых физическим лицам на примере конкретного современного банка, типы проводимых операций и технологию работы с физическими лицами;
- определить и сформулировать основные направления дальнейшего развития рынка банковских услуг и пути совершенствования на данном этапе.

Содержание работы

Глава 1. Характеристика основных видов современных услуг, предоставляемых коммерческими банками
1.1 Банковские услуги, понятие и роль в банковской деятельности
1.2 Виды и формы банковских услуг
1.3 Электронные банковские услуги с использованием пластиковых карт
Глава 2. Организационно–экономическая характеристика деятельности Калининского отделения № 2004 Сбербанка России
2.1 Общая характеристика Калининского отделения № 2004
2.2 Организационная структура Калининского отделения № 2004 Сбербанка России
2.3 Организационно-правовая форма дополнительного офиса Калининского отделения № 2004 Сбербанка России
2.4 Анализ финансовых показателей Калининского отделения № 2004 Сбербанка России
Глава 3. Характеристика рынка банковских услуг в Калининском отделении № 2004 Сбербанка России
3.1 Продажа монет из драгоценных металлов
3.2 Услуга «Мобильный банк»
3.3 Проведение платежей и оплата кредитов через информационно-платежные терминалы самообслуживания
3.4. Срочные денежные переводы «Блиц»
3.5. Индивидуальные сейфы
3.6. Корпоративные банковские карты
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 259.38 Кб (Скачать файл)

Перед многими банками возникла чрезвычайно сложная и важная задача -восстановить утраченные средства. Руководителям банков вместе с собственниками - акционерами и пайщиками приходится составлять расчеты по укреплению ресурсных позиций и наращиванию капиталов до нормативных требований. Испытывающим денежные проблемы банкам следует принять неотложные меры, чтобы предотвратить отток средств юридических и физических лиц, сократить все виды операционных расходов, в том числе на содержание персонала, реализовать ненужное имущество, переуступить долги и другие активы, даже с уценкой, активизировать исковую деятельность по взысканию дебиторской задолженности.

XX век - это век новых банковских  услуг, финансовых новшеств и  экспериментов. Влияние сильно возросшей  конкуренции между банками и  небанковскими сервисными фирмами, а также появление все новых  трудностей на пути получения  банковской прибыли вызвали резкое  возрастание количества новых  и различных вариаций традиционных  банковских услуг. Среди наиболее  известных банковских услуг, помимо  традиционного предоставления займов  и вкладов, - трастовые услуги  частным лицам и бизнесменам, андеррайтинг ценных бумаг, услуги по управлению денежной наличностью, дисконтные брокерские услуги по операциям с ценными бумагами, продажа страховых полисов, посредничество в операциях с недвижимостью и широкий диапазон международных с финансовых операций.

Российский клиент, неизбалованный сервисом, вынужден пока мириться с очередями, ограниченностью ассортимента банковских услуг, низкой скоростью совершения платежей, высокой стоимостью банковских операций. Но пройдет не так много времени, и станет ясно, где рациональнее открывать счета, где предпочтительнее ссудный процент и комиссия, выше качество и шире спектр банковских услуг. Выиграют те банки, где качество банковского продукта будет выше, а его стоимость ниже. В выигрыше окажутся те банки, которые на деле реализуют идеологию банка как полноценного партнера клиентов. Получат преимущество также те банки, которые окажутся способными на основе тщательного изучения результатов практики банков других стран, выявления всего в ней положительного и применения в России, с учетом ее особенностей, добиться более высоких результатов в своей рыночной деятельности.

1.2 Виды и формы банковских услуг

Современные коммерческие банки способны оказывать до 300 видов услуг (как, например, в Японии). В настоящее время круг банковских операций растет, и все больше стирается грань между традиционными банковскими и небанковскими операциями.

Далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения, так, например, выполнение международных расчетов и трастовых операций. Но есть определенный перечень операций, так сказать, стандартный набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать. К ним относятся:

1. прием депозитов

2. осуществление денежных расчетов  и платежей

3. выдача кредитов

Помимо выполнения базовых операций банки предлагают клиентам множество других финансовых услуг. В то же время наряду с различиями, обусловленными национально-историческими обязанностями хозяйственного развития отдельных индустриально-развитых стран, можно выделить некоторые ведущие направления банковской деятельности, присущие всем банкам независимо от государственной принадлежности и фактора их местонахождения, к которым относятся: активные, пассивные и активно-пассивные операции.

Пассивные операции - это операции по привлечению средств в банки и формированию ресурсов последних. В условиях рыночной экономики особую важность приобретает процесс формирования банковских пассивов, оптимизация их структуры и в связи с этим качество управления всеми источниками денежных средств, которые образуют ресурсный потенциал коммерческих банков.

Пассивные операции – это формы заемного финансирования банков: кредиты, депозиты, сберегательные вклады, эмиссии. К пассивным операциям относятся: привлечение средств на расчетные и текущие счета юридических и физических лиц, открытие срочных счетов граждан предприятий и организаций, выпуск ценных бумаг, займы, полученные от других банков и так далее. То есть пассивные операции увеличивают банковские ресурсы.

Активные операции – это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли; операции по предоставлению денежных средств, различающихся по срокам, размерам, типам пользователей, кредитным ресурсам, характеру обеспечения, формами передачи денежных средств. Это краткосрочное и долгосрочное кредитование, предоставление потребительских ссуд населению, приобретение ценных бумаг, лизинг, факторинг, инновационное финансирование и кредитование, долевое участие средств банка в хозяйственной деятельности предприятий и так далее. Активные операции по экономическому содержанию делятся на: ссудные, расчетные, кассовые, инвестиционные, гарантированные.

Активно-пассивные операции – это комиссионные, посреднические операции, выполняемые банком по поручению клиентов за определенную плату. Именно эту группу банковских операций называют услугами. Это различные расчетные услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые операции по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов, иностранной валюты, посредничество в размещении акций, облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов. Некоторые виды такого рода услуг направлены на улучшение качества обслуживания клиентуры.

Особой группой операций является заключение коммерческим банком договоров о совместной деятельности по реализации конкретных проектов.

Рассмотрим подробнее основные из выше названных банковских операций и услуг.

Деятельность коммерческих банков по осуществлению денежных расчетов и платежей в народном хозяйстве определяет их решающую роль в организации денежного оборота.

Денежный оборот – это совокупность платежей (расчетов), которые производятся путем безналичных перечислений и наличными деньгами. В нем отражаются все расчеты между предприятиями или организациями, предприятиями и кредитной системой, предприятиями и населением. В сфере этого оборота формируются определенные экономические взаимоотношения между всеми его участниками. Банк выступает посредником в этих взаимоотношениях, организуя движение денежных средств.

Для расчетного обслуживания между коммерческим банком и предприятием заключается договор банковского счета.

Расчетно-кассовое обслуживание клиентов банками способствует концентрации денежных ресурсов в банках и создает возможность использования этих средств в качестве источника кредитования, поэтому коммерческие банки заинтересованы в рациональной организации денежного оборота.

Важное экономическое значение безналичных расчетов определило объективную необходимость их развития. Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без участия наличных денег посредством движения денежных средств через счета в банках и путем зачета взаимных требований. Система безналичных расчетов состоит из взаимосвязанных элементов. Основу ее составляют банковские счета предприятий, а также расчетно-денежная документация. Виды счетов, открываемые банками клиентам, предопределены их правовым статусом и характером деятельности. Это могут быть расчетные, текущие, бюджетные, ссудные, депозитные и другие счета.

Расчетный счет является основным счетом предприятия. Он открывается предприятием, обладающим правами юридического лица и действующий на принципах хозяйственного расчета, независимо от формы собственности. Текущие счета открываются предприятиями, не обладающими признаками, дающими права иметь расчетный счет. Бюджетные счета открываются банками для учета операций по кассовому исполнению государственного бюджета. Когда коммерческий банк предоставляет кредит, клиенту открывается ссудный счет. Депозитный счет предназначен для хранения в течение определенного срока части средств предприятия. За хранение средств на этом счете предприятию выплачивается определенный процент.

Правоотношения коммерческого банка с клиентами, связанные с обслуживанием соответствующего счета, регламентируются законодательством. Банк может использовать имеющиеся на счете предприятия денежные средства в качестве кредитного ресурса, но обязан гарантировать их наличие при предъявлении требований к счету, право клиента распоряжаться этими средствами и получать доходы по ним.

Предоставление банком денежных средств на срок под письменное обязательство клиента является краеугольным камнем банковского бизнеса. Кредитные операции, которые являются активными, приносят банкам основную часть их прибыли.

Динамика кредитов, их удельный вес в активах банка формируются под влиянием многих факторов как долговременного, так и конъюнктурного характера. Структура кредитных операций конкретного банка зависит от величины его активов, расположения главной конторы, наличия и разветвленности сети отделений и так далее, а также от общего состояния конъюнктуры в стране.

В основу классификации кредитных операций могут быть положены различные критерии: виды заемщиков, цели, характер кредитования и сроки кредита, наличие обеспечения по ссуде и так далее.

Прежде всего, необходимо отметить, что во всех странах в той или иной форме происходит деление ссуд на две группы: на персональные ссуды физическим лицам для удовлетворения личных нужд и деловые ссуды акционерным компаниям и единоличным предпринимателям для обеспечения процесса производства и реализации продукции. Деление кредитов на персональные и деловые более отчетливо прослеживается при рассмотрении форм кредитования и условий предоставления ссуд.

С точки зрения целей кредитования и характера заемщика ссуды делятся на ссуды торгово-промышленным предприятиям или коммерческие ссуды, ссуды под недвижимость и ссуды частным лицам (такое деление присутствует в банковской практике США). Коммерческие ссуды - это важнейшая категория банковских ссуд. Более половины этих кредитов являются краткосрочными и предоставляются промышленным предприятиям на пополнение оборотного капитала. Часть из них имеет сезонный характер и быстро погашается. Другая часть кредитов используется предприятиями для покрытия капитальных затрат. В категорию ссуд под недвижимость входят, во-первых, банковские кредиты строительным фирмам как форма промежуточного финансирования в процессе строительного цикла, во-вторых, кредиты частным лицам на покупку домов под закладную. Что касается ссуд частным лицам, то основная часть потребительских кредитов предназначена для покупки товаров в рассрочку, а также для покупки в магазинах с помощью банковских кредитных карточек.

По срокам погашения кредиты делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5-6 лет) и долгосрочные (на более длительные сроки).

Кредиты могут предоставляться для функционирования в сфере производства и обращения. Ссуды выдаются на одну хозяйственную сделку и на совокупность сделок. По характеру задолженности кредиты делятся на срочные, пролонгированные, просроченные и сомнительные. Ссуды могу погашаться единовременно или по частям. Кредиторами могут выступать как один банк, так и консорциум.

Заемщиками кредита могут выступать физические и юридические лица. Кредит предоставляется исключительно в денежной форме. Объекты кредитования – оборотные и долгосрочные активы юридических лиц и потребительские цели, включая инвестиции, физических лиц. Правовая форма кредитных отношений - кредитный договор. Для предоставления ссудного кредита в банке открывается ссудный счет. Заемщик уплачивает коммерческому банку ссудный процент. Организационным началом формирования отношений между банком и заемщиком является обращение заемщика в коммерческий банк с ходатайством о предоставлении кредита, в котором указываются цель получения, сумма и срок его использования, краткая характеристика кредитуемого предприятия и расчет экономического эффекта от его осуществления. До составления условий кредитования и заключения кредитного договора банк осуществляет анализ кредитоспособности заемщика.

Теперь перейдем к рассмотрению операций коммерческих банков на рынке ценных бумаг. Ценные бумаги представляют собой документы, удовлетворяющие выраженные в них имущественные права или отношения займа владельца ценных бумаг по отношению к эмитенту. В мировой банковской практике существует два подхода к возможности сочетания традиционной банковской деятельности с деятельностью на рынке ценных бумаг. Согласно первому из них, коммерческие банки ограничены в проведении некоторых видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; второй подход предполагает для коммерческих банков возможность сочетания традиционных банковских операций с широким кругом операций на рынке ценных бумаг.

Как участники рынка ценных бумаг, коммерческие банки могут выступать в качестве эмитентов, инвесторов и посредников. Эмитентом банк является при выпуске собственных акций, облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов. Выступая в роли инвестора, коммерческий банк формирует свой портфель ценных бумаг. Посреднические операции коммерческий банк имеет право проводить в рамках профессиональной деятельности по ценным бумагам.

Наиболее укрупненной классификацией операций коммерческих банков с ценными бумагами является выделение в их составе пассивных, активных и посреднических операций.

Информация о работе Характеристика рынка банковских услуг в Калининском отделении № 2004 Сбербанка России