Характеристика основных блоков финансовой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- охарактеризовать основные блоки финансовой системы

Содержание работы

Введение
Глава I. Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации
1.1. Понятие и сущность финансовой системы
1.2. Структура финансовой системы Российской Федерации
Глава II. Характеристика основных блоков финансовой системы Российской Федерации
2.1. Характеристика централизованных финансов
2.2. Характеристика децентрализованных финансов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы.docx

— 45.38 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

Глава I. Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации

1.1. Понятие и сущность финансовой  системы

1.2. Структура финансовой системы  Российской Федерации

Глава II. Характеристика основных блоков финансовой системы Российской Федерации

2.1. Характеристика централизованных  финансов

2.2. Характеристика децентрализованных  финансов

Заключение

Список  литературы

Приложения

 

Введение

 

Данная работа посвящена общим  аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как  экономическая жизнь страны в  значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому  признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей  жизни. Так, они складываются между  государством, с одной стороны, физическими  и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими  лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев  финансовой системы.

Именно поэтому, сегодня как  никогда важно иметь представление  о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и  следить за её изменениями, чтобы  быть компетентным в данном вопросе.

Актуальность данной темы курсовой работы также определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших  факторов экономического роста.

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений  развития.

Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:

- рассмотреть понятие и сущность  финансовой системы в экономике;

- проанализировать современную  структуру финансовой системы  РФ и ее состояние;

- охарактеризовать основные блоки финансовой системы

Объектом курсовой работы является финансовая система РФ. Предметом  курсовой работы является финансовые и экономические отношения, возникающие  в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением.

 

Глава I. Понятие  и сущность финансовой системы Российской Федерации

 

1.1 Понятие  и сущность финансовой системы

 

Финансы являются неотъемлемым элементом  общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру  экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности  у хозяйствующих субъектов и  государства обусловливают возникновение  разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими  лицами – с другой. Отношения  между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие  черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку  финансовых отношений можно проводить  по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений  в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей  природе распределительными, так  как распределяют часть стоимости  общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды  целевого назначения в зависимости  от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием  классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости  от этого критерия определяются способы  организации финансов. Порядок образования  и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному  признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения  при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти  сферы и звенья тесно связаны  между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими  отношениями и фондами.

Таким образом, финансовая система  – это совокупность сфер и звеньев  финансовых отношений, связанных с  ними денежных фондов и органов управления финансами. Говоря о финансовой системе государства, мы, прежде всего, подразумеваем динамическое единство, взаимообусловленность и взаимодействие всех элементов в процессе функционирования.

Финансовая система - явление собирательное  и, таким образом, не имеющее собственного правового значения. С этим связано  и следующая особенность финансовой системы - глубокая зависимость от социально-экономической  формации, господствующей в тот или  иной период в общественном производстве. И поскольку финансовые отношения  есть отношения экономические, логично  предположить, что, очевидно, возможна как «финансиализация», так и  «дефинансиализация» тех или  иных отношений, равно как и общее  расширение или сокращение объема финансовой системы.

В связи с этим, широкое распространение  получило следующее определение  финансовой системы – это совокупность управленческих и финансовых институтов и их взаимодействие в соответствии с законодательством.

Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность  и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключается в том, чтобы  с помощью финансовых отношений  влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:

- финансовое обеспечение (государственный  бюджет);

- финансовое регулирование (система  налогов).

Таким образом, можно сказать, что  ни одна система в стране не занимает такое важное значение и место  как финансовая.

Функции финансовой системы остаются стабильными, в целом неизменны  и соответствуют определению  финансов, как совокупности денежных отношений. Большинство российских исследователей указывают, что финансовая система призвана решать определённые задачи:

- распределение и перераспределение  валового внутреннего продукта  посредством осуществления комплекса  коммерческих, финансовых и фискальных  операций, влияя, таким образом,  на темпы и направленность  экономического и социального  развития страны или региона;

- обеспечение взаимодействия между  государственными органами управления, хозяйствующими субъектами и  населением в процессе формирования  и использования централизованных  и децентрализованных денежных  фондов.

При этом имеется в виду, что  предназначенность финансовой системы  заключается в установлении такого количественного и качественного  взаимодействия органов государственного управления с хозяйствующими субъектами, которое бы отвечало целям финансовой системы. Куцури Г.Н. утверждает, что основной целью функционирования финансовой системы является социально-экономический рост государства или региона, обеспечиваемый оптимальным соотношением доходной и расходной частей бюджета. Другие исследователи при определении цели финансовой системы не акцентируют внимания на государственных финансах, определяя, что основной целью является трансформация из накопленного капитала (сбережений) в инвестиции.

Цель и задачи определяют функции  финансовой системы, которые выражают сущность финансов как экономической  категории.

Финансовой системе присущи две функции: распределительная и контрольная.(*) Некоторые исследователи считают, что финансовая система имеет и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную.

Некоторые исследователи выделяют следующие функции финансовой системы:

- обеспечение способов перемещения  экономических ресурсов во времени,  через границы государств и  из одних отраслей в другие;

- обеспечение способов управления  рисками;

- обеспечение способов клиринга  и осуществления расчётов, способствующих  торговле (расчетно-платежная функция);

- обеспечение механизма объединения  финансовых ресурсов и разделения  владения в различных предприятиях (паевого участия в капитале);

- информационная поддержка (снабжение  ценовой информацией, позволяющей  координировать децентрализованный  процесс принятия решений разных  отраслях экономики).

При этом предполагается, что основной функцией любой системы является управление. Основной функцией финансовой системы является управление совокупностью  денежных отношений какого-либо характера. Таким образом, финансовая система  – это сложное финансово-экономическое  образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений  между ними.

Никто и ничто так больно не чувствует  кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Роль финансовой системы в экономике  страны очень велика, и от правильного  исполнения ее функций, зависит финансовое положение государства.

Родионова В.М. Круглый стол: «Роль  финансовой и банковских систем в  инновационном развитии экономики» // Финансы. – 2008.  
1.2. Структура финансовой системы Российской Федерации

 

Финансовая система любого государства  включает в себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов. Наличие  различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что  финансы обслуживают многообразные  потребности общества, охватывают своим  воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует  понимать:

а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию  и использованию соответствующих  денежных фондов;

б) совокупность государственных органов  и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Так, в частности, финансовую систему  Российской Федерации составляют следующие  фонды денежных средств и соответствующие  им правовые институты:

1) Бюджетная система, состоящая  из федерального бюджета, бюджетов  субъектов Федерации и бюджетов  органов местного самоуправления.

2) Государственные внебюджетные  фонды (*)регулированию которых посвящена непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации).

3) Фонды страхования.

4) Государственный кредит.

5) Финансы хозяйствующих субъектов  (ресурсовые фонды).

6) Фондовый рынок.

 

Глава II. Характеристика основных блоков финансовой системы Российской Федерации

2.1. Характеристика централизованных финансов

Сначала рассмотрим общегосударственные  финансы. Основой общегосударственных  финансов являются бюджеты соответствующего уровня. К общегосударственным финансам относятся также государственные  социальные внебюджетные фонды, государстсвенное кредитование.

Общегосударственным финансам принадлежит  ведущая роль в регулировании  экономических процессов и распределительных  отношений на макро уровне.

Общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и  местных органов самоуправления, их формирование и распределение  имеют централизованный характер.

Информация о работе Характеристика основных блоков финансовой системы Российской Федерации