Функции денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

При переходе от плановой экономики к рыночной роль денег в нашей стране резко возросла. Рыночная экономика не может существовать без денег. Если раньше дефицитом были товары и люди искали возможность потратить свои деньги на что-нибудь полезное, то теперь такой проблемы нет - были бы деньги. Следовательно, дефицитом стали деньги. Работа позволяет оценить всю важность и неизбежность существования денег. Царство денег - одна из сложнейших систем рынка, и нет человека, которого бы не затрагивали каждый день процессы, происходящие в этом особом мире.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Функции денег……………………………………………………………….…4
1.1. Деньги как средство обращения………………………………………...…..5
1.2. Деньги как мера стоимости……………………………………………..…...6
1.3. Деньги как средство накопления……………………………………..…..…7
1.4. Деньги как средство платежа…………………………………………..…....9
1.5. Мировые деньги…………………………………………………………..…..9
Сравнительный анализ федерального бюджета Пензенской области за 2011 – 2012 год……………………………...………………………………………..….12
Таблица №1. Расходы бюджета
Таблица №2. Доходы бюджета
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список литературы…………………………………………………………...….20

Файлы: 1 файл

Финансы печать.docx

— 44.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ федерального бюджета Пензенской области  за 2011 – 2012 год 

  Бюджет - экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами, федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств.

Структура доходов федерального бюджета определяется:

- во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах;

- во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов;

- в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.

   Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства. С точки зрения экономической практики федеральный бюджет - важнейший элемент макроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение. За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения. Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели - объемы инвестиций и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс. Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория и инструмент политики. По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций. С юридической точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный акт - закон. Он разрабатывается органами исполнительной власти и принимается органами законодательной (или представительной) власти.

Федеральный бюджет - центральный элемент бюджетной системы.

Доходы и расходы федерального бюджета. Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и не налоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

- федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

- государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- доходов от использования имущества;

- доходов от продажи имущества;

- части прибыли унитарных предприятий.

 

В доходах федерального бюджета  также учитываются:

- прибыль Банка России;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от реализации государственных запасов и резервов.

 

Доходы федерального бюджета  могут передаваться бюджетам субъектов  Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом  о федеральном бюджете на очередной  год. Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

- обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

- функционирование федеральной судебной системы;

- осуществление международной деятельности;

- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

- государственная поддержка атомной энергетики;

- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

- исследование и использование космического пространства;

- формирование федеральной собственности;

- обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

- федеральная инвестиционная программа;

- официальный статистический учет.

 

  При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов Российской Федерации при их утверждении на очередной финансовый год. Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ. Не допускается расходование средств резервного фонда президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности президента РФ.

Федеральный бюджет имел значительный дефицит в 1997-2000 гг. В 2001 г. была предпринята  попытка обеспечить сбалансированность бюджета.

 

Основными расходными статьями федерального бюджета являются:

- обслуживание государственного долга (20% всех расходов),

- национальная оборона (19,0%),

- финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).

 

Давайте быстренько пробежимся по федеральному бюджету на 2011 финансовый год по тем цифрам, которые мы имеем:

Как видим из ниже представленной таблицы, что фактические доходы за 2011 год составили:  11366,0 – 10935,30 = 430,7 млрд. руб., а в планах 2012 года уже профицит федерального бюджета: 12285,40 – 12514,30 = -228,90 млрд. руб. Это, прежде всего, связано с социальной политикой государства, которая в свою очередь в расходах федерального бюджета 2012 года составляет: 4823,50 / 12514,30 = 38,5% к общему расходу федерального бюджета.

 

 

 

 

 

Таблица №1. Расходы бюджета

 

Наименование бюджета

2011 год

2012 год

Изменение в % за 2 года

Руб.

%

Руб.

%

Всего расходов

10935,30

100

12 514,30

100

114,44

Социальная политика

3 128,50

28,61

4 823,50

38,54

154,18

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

 

1 516,00

 

13,86

 

1 528,00

 

12,21

 

100,79

Национальная оборона

1 790,20

16,37

2 216,70

17,71

123,82

Национальная экономика

1 259,80

11,52

1 125,90

8,10

89,37

Общегосударственные вопросы

787,4

7,20

631,7

5,05

80,23

Прочие расходы

2 453,40

22,44

2 188,50

18,49

89,20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2. Доходы бюджета

Наименование бюджета

2011 год

2012 год

Изменение в % за 2 года

Руб.

%

Руб.

%

Всего доходов

11 366,00

100

12 285,40

100

108,09

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

2 046,90

18

2 528,00

20,58

 

123,50

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 543,80

13,6

1 843,60

15,01

 

119,42

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 985,00

17,5

2 284,40

18,59

 

115,08

ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4 664,70

41

4 325,70

35,21

 

92,73

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ  И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

380,1

3,34

598,7

4,87

 

 

157,51

ПРОЧЕЕ

745,5

6,56

705

5,74

94,57




 

 

 

 

 

 

Заключение

          Деньгам принадлежит ключевая роль в рыночной экономике.

Во-первых, общественная роль денег, их место в экономической  системе состоит в том, что  деньги выступают в качестве общественного  связующего звена между товаропроизводителями. Будучи только конкретизированными  в отдельном предмете, имеющем  стоимость, они выступают всеобщим условием общественного производства, инструментом общественных экономических  связей независимых товаропроизводителей, орудием стихийного учёта общественного  труда в товарном хозяйстве.

  Во-вторых, деньги приобретают качественно новую роль: они становятся капиталом, что осуществляется через пять функций. Так, стоимость товаров, произведённых на предприятиях, выражается в деньгах; при этом деньги служат мерой стоимости и денежным капиталом. Если же продукция предприятия продаётся за наличный расчёт, а на вырученные деньги покупаются средства производства, то деньги служат средством обращения и капиталом. Но если продукция продаётся в кредит и по истечении срока кредита долговые обязательства погашаются деньгами, то здесь они служат и средством платежа, и капиталом. Далее, если деньги накапливаются в качестве сокровища с целью покупки средств производства и расширения объёма производства в дальнейшем, то в этом случае деньги выступают и как сокровища и как капитал. И наконец, на мировом рынке деньги выступают в функции и мировых денег и капитала. Однако деньги приобретают характер денежного капитала не благодаря своим функциям, а в связи с тем, что функционирование денег включено в кругооборот промышленного капитала. Важно то, что на деньги приобретается особый товар - рабочая сила и средства производства, которые служат элементами производительного капитала. Таким образом, деньги, превращаясь в денежный капитал, участвуют в воспроизводстве индивидуального капитала. «Но деньги участвуют и в воспроизводстве общественного капитала, обслуживая реализацию совокупного общественного продукта. При этом денежное обращение выступает в виде ряда денежных потоков: одни из них движутся внутри первого подразделения (производство средств производства), другие - внутри второго подразделения (производство предметов потребления), третьи - между первым и вторым подразделениями».

  В-третьих, с помощью денег происходит образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы и инфляцию. В-четвёртых, в условиях интернационализации хозяйственных связей деньги обслуживают процесс обмена между странами, а именно, движение товаров, рабочей силы и капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Воронин В.П., Федосова  С.П. Деньги, Кредит, банки. Учебное  пособие. М: Юрайт, 2002.268с.

2. Варфоломеева В.А., Медведева С.Н. Деньги. Кредит. Банки: учебно-методическое пособие. СпБ., 2006. 128с.

3. Деньги. Кредит. Банки: учебник / под ред. проф. О.И.Лаврушина.М., 2008. 560с.

 4. Золотой червонец на рынке инвестиционных монет//Деньги и кредит.2001. №8. С.43-50.

5. Климович В.П. Финансы,  денежное обращение, кредит: Учебник.-2-е  изд., М., 2007. 256с.

Информация о работе Функции денег