Формы расходов бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и классификация расходов бюджета
1.1 Классификация расходов бюджетов………………………………………..5
1.2 Формы расходов бюджетов и механизм их осуществления……………...17
1.3 Законодательные основы формирования расходов бюджета…………….19
1.4 Распределение расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………….23
Глава 2. Анализ расходов бюджетной системы РФ
2.1 Анализ расходов консолидированного бюджета РФ……………………...26
2.2 Анализ расходов федерального бюджета и формы их осуществления….31
Глава 3. Проблемы формирования расходов бюджета, предложения и перспективы решения в условиях бюджетной реформы РФ
3.1 Анализ проблем, возникающих при формировании расходов бюджета...34
3.2 Пути совершенствования закрепления расходных полномочий за уровнями бюджетной системы РФ в результате бюджетной реформы……...35
Заключение……………………………………………………………………….39
Литература……………………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Финансы курсач.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

 

№ п/п

Показатель

Ед. изм.

Годы

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

 

Расходы федерального бюджета

млрд. руб.

666,9

1029,2

1321,9

2054,2

2358,6

2698,9

2941,2

3657,7

1

Абсолютный прирост

млрд. руб.

 

базисный

 

362,30

655,00

1387,30

1691,70

2032,00

2274,30

2990,80

цепной

 

362,30

292,70

732,30

304,40

340,30

242,30

716,50

2

Темп роста

%

 

базисный

 

154,33

198,22

308,02

353,67

404,69

441,03

548,46

цепной

 

154,33

128,44

155,40

114,82

114,43

108,98

124,36

3

Темп прироста

%

 

базисный

 

54,33

98,22

208,02

253,67

304,69

341,03

448,46

цепной

 

54,33

28,44

55,40

14,82

14,43

8,98

24,36

4

Абсолютное содержание 1% прироста

млрд. руб.

 

6,669

10,292

13,219

20,542

23,586

26,989

29,412




 

Из полученных результатов  видно, что расходы федерального бюджета РФ в 2000 г. превышают расходы федерального бюджета РФ в 1999 г. на 362,30 млрд. руб., расходы в 2001 г. по сравнению с 1999 г. больше на 655,00 млрд. руб. и т.д.

Цепной абсолютный прирост  показывает скорость роста анализируемой  величины. Поэтому можно сделать  вывод, что наибольшая скорость роста расходов федерального бюджета РФ была достигнута в 2002 г. по сравнению с 2001г. (732,30 млрд. руб.). Самый маленький прирост был в 2005 г. по сравнению с 2004 г. (242,30 млрд. руб.).

Темп роста расходов федерального бюджета РФ в 2000 г. по сравнению с 1999 г. составляет 154,33%, в 2001 г. по сравнению с 1999 г. – 198,22% и т.д. Наибольший темп роста наблюдается в 2002 г. по сравнению с 2001 г., он составляет 155,40%, наименьший темп роста наблюдается в 2005 г. по сравнению с 2004 г. и составляет 108,98%.

 

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И  ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТНОЙ РЕФОРМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3.1 Анализ проблем, возникающих при формировании расходов бюджета

В условиях перехода России к рыночным отношениям и интеграции в мировую экономику особое значение приобретают проблемы федерализма в бюджетно-налоговой сфере. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Принцип федерализма  в бюджетно-налоговой сфере выражается в сочетании общегосударственных финансовых интересов с финансовыми интересами субъектов Российской Федерации и заключается в распределении доходов и расходов и в разграничении финансовой компетенции

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет расходы федерального бюджета и расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, при этом четко прописываются функциональные виды расходов, финансируемые исключительно из федерального бюджета.

Классификацию расходов мы рассмотрели ранее.

Следует обратить внимание на имеющееся на сегодняшний день проблемы в формировании расходов бюджетов:

1. Несоответствие нормам  Конституции Российской Федерации  перечисленных выше бюджетных  полномочий федерации, то есть  положения Бюджетного кодекса  РФ (ст.84) не в полной мере соответствуют  конституционным нормам (ст.71). Не все предметы ведения Российской Федерации нашли финансовое обеспечение в исключительных расходах федерального бюджета.

2. Определенное несовпадение  обнаруживается и в статье 85 Бюджетного  кодекса Российской Федерации,  устанавливающей перечень расходов, совместно финансируемых из бюджетов Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации (государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; обеспечение правоохранительной деятельности). Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней указанных расходов, производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах. Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

 

3.2 Пути совершенствования закрепления расходных полномочий за уровнями бюджетной системы РФ в результате бюджетной реформы

Важнейшим качеством  бюджетной системы является ее целостность, под которой понимается равенство  бюджетных полномочий всех уровней  бюджетной системы, т.е. ни один уровень  бюджетной системы не может считаться  важнее другого. Однако, в РФ в настоящее  время наблюдается иная ситуация: приоритет отдается федеральному бюджету, наименьшее внимание уделяется двум другим уровням бюджетной системы. В самом бедственном положении находится местный бюджет, поскольку он попадает в зависимость от вышестоящих бюджетов. Органы местного самоуправления не получили реально возможности самостоятельно и в достаточном объеме формировать собственные бюджетные доходы. Финансовая база органов местного самоуправления пополняется за счет доходов вышестоящих бюджетов (это и нормативы отчислений от регулирующих налогов, и финансовая помощь в виде дотаций, субвенций, субсидий, а также средства, поступающие из ФФПМО). В результате, сохраняется устойчивый дисбаланс между доходными возможностями и расходными полномочиями местных бюджетов.10

Распределение расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы должно основываться на том разграничении предметов ведения, которое установлено Конституцией РФ, а средства бюджетов всех уровней - направляться на реализацию тех предметов ведения, которые закреплены за федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением. Однако Бюджетный кодекс этой задаче соответствует не в полной мере.

Решение вопроса о  разграничении расходов между уровнями бюджетной системы должно основываться на следующих требованиях конституционной экономики:

- соответствия формальным  требованиям, предъявляемым Конституцией  к бюджету;

- обеспечения реализации  тех предметов ведения, которые  закреплены за федерацией, ее  субъектами и местным самоуправлением;

- самостоятельности федерации, ее субъектов, местного самоуправления в определении направлений и состава расходов своих бюджетов;

- учета подчиненности  (подведомственности) предприятий,  организаций и учреждений при  формировании расходов каждого  бюджета;

- учета воздействия  (значения) бюджетных мероприятий на развитие государства и экономики;

- минимальной бюджетной  обеспеченности.

Важнейшими социальными  приоритетами проекта бюджета 2007 года являются: повышение заработной платы  работников бюджетной сферы, денежного  содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также увеличение размера пенсий, включая приближение размера социальных пенсий к величине прожиточного минимума пенсионера. Особое внимание уделяется решению острых демографических проблем, прежде всего за счет стимулирования рождаемости.11

Анализируя вышеизложенные проблемы, возникающие при формировании расходов бюджета различного уровня, можно предложить следующее решение.

- провести инвентаризацию  и оценку бюджетных обязательств, в том числе - установленных федеральными законами как основы формирования бюджетов и установления долгосрочных целей бюджетной политики;

- внедрить систему  экономического и финансового  прогнозирования, выработать и  реализовать среднесрочные и  долгосрочные программы, установить бюджетные приоритеты, обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджета и оптимальное соотношение текущих и инвестиционных расходов, собственных заемных средств;

- повысить обоснованность  и точность бюджетного планирования; сократить число пересмотров бюджета в течение финансового года;

- разделить бюджет  текущих и капитальных расходов, создать бюджет развития, разработать  и внедрить стандарты инвестиционного  процесса, применить на практике  формализованную методику отбора  оценки эффективности инвестиционных проектов, критериев их финансирования за счет бюджетных средств;

- окончательно перейти  к казначейской системе исполнения  региональных и местных бюджетов, обеспечивающей оптимальную централизацию  управления бюджетными ресурсами,  добиваться повышения их ликвидности;

- осуществить учет  бюджетных обязательств, консолидацию  внебюджетных средств, обеспечить  прозрачность использования бюджетных  и внебюджетных средств;

- создать систему подготовки  и повышения квалификации работников  региональных и местных финансовых органов, их ориентации на повышение эффективности управления, в том числе с привлечением технической помощи и консультационных услуг;

- изыскать ресурсы  и обеспечить необходимые институциональные  изменения для реформирования  образования, здравоохранения, учреждений культуры, физической культуры и спорта, туризма, санаторно-курортной сферы. Намечены меры по усилению социальной поддержки населения (пенсионная реформа завершение реформы жилищно-коммунального хозяйства, государственная северная политика, миграционная политика и др.).

 

 

Заключение

 

На сегодняшний день расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные  расходы.

Рассматривая бюджетные  расходы можно их классифицировать по следующим уровням: экономическая классификация расходов; ведомственная классификация расходов; функциональная (предметная) классификация расходов.

Законодательная основа формирования расходов бюджета представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих принципы организации местных финансов, источники формирования и направления финансовых ресурсов бюджетов различных уровней (федерального, регионального, местного).

К нормативно-правовым актам федерального уровня относятся Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, Федеральный закон от 31.07.98 г. № 145 – ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и другие федеральные законы.

К нормативно-правовым актам  органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующим принципы организации местных финансов, источники формирования и направления финансовых ресурсов местных бюджетов, относятся конституции республик, уставы других субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении. Кроме того, в эту группу источников входят акты президентов республик, глав администрации других субъектов Российской Федерации, постановления законодательных органов государственной власти субъектов РФ, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Местные бюджеты в Российской Федерации функционируют на основе целой системы нормативно-правовых актов, разработанных на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации и на местном уровне. Важнейшим документом по вопросам функционирования местных бюджетов является Бюджетный кодекс РФ.

Распределение расходов между уровнями бюджетной системы  Российской Федерации происходит по трем направлениям: расходы федерального бюджета; расходы бюджетов субъектов  РФ; расходы местных бюджетов.

Проанализировав расходы  федерального бюджета, следует отметить их рост за анализируемый период. В большей части из ФБ финансируются расходы на национальную оборону, расходы на социальные нужды, а именно на социальную политику и образование, а также на правоохранительную деятельность и финансовую помощь бюджетам других уровней.

Оценивая общую ситуацию в области расходования бюджетных  средств, нужно признать, что эффективность  форм расходов бюджетов всех уровней  остается недостаточной. В связи  с этим актуальной задачей является совершенствование методов финансирования в направлении их ориентации на результат.

Сохраняется высокая  централизация бюджетно-налоговых  полномочий. Зависимость региональных бюджетов от ежегодно устанавливаемых  на федеральном уровне нормативов разделения федеральных налогов.

Информация о работе Формы расходов бюджетов