Формы расходов бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и классификация расходов бюджета
1.1 Классификация расходов бюджетов………………………………………..5
1.2 Формы расходов бюджетов и механизм их осуществления……………...17
1.3 Законодательные основы формирования расходов бюджета…………….19
1.4 Распределение расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………….23
Глава 2. Анализ расходов бюджетной системы РФ
2.1 Анализ расходов консолидированного бюджета РФ……………………...26
2.2 Анализ расходов федерального бюджета и формы их осуществления….31
Глава 3. Проблемы формирования расходов бюджета, предложения и перспективы решения в условиях бюджетной реформы РФ
3.1 Анализ проблем, возникающих при формировании расходов бюджета...34
3.2 Пути совершенствования закрепления расходных полномочий за уровнями бюджетной системы РФ в результате бюджетной реформы……...35
Заключение……………………………………………………………………….39
Литература……………………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Финансы курсач.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Законодательные основы  формирования расходов бюджета

Законодательная основа формирования расходов бюджета представляет собой взаимосвязанную систему  нормативных правовых актов и  правовых норм, регулирующих принципы организации местных финансов, источники формирования и направления финансовых ресурсов бюджетов различных уровней (федерального, регионального, местного).

К нормативно-правовым актам федерального уровня относятся Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, Федеральный закон от 31.07.98 г. № 145 – ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и другие федеральные законы. Безусловно, важнейшим документом федерального значения, регламентирующим деятельность органов местного самоуправления, а также вопросы функционирования местных бюджетов является основной закон нашей страны – Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.5

К нормативно-правовым актам органов  государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующим принципы организации местных финансов, источники формирования и направления финансовых ресурсов местных бюджетов, относятся конституции республик, уставы других субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении. Кроме того, в эту группу источников входят акты президентов республик, глав администрации других субъектов Российской Федерации, постановления законодательных органов государственной власти субъектов РФ, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации  должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации положения по вопросам функционирования местных бюджетов не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местных финансов, закрепляемым Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Местные бюджеты в  Российской Федерации функционируют  на основе целой системы нормативно-правовых актов, разработанных на федеральном  уровне, на уровне субъектов федерации и на местном уровне.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 7) органы и должностные  лица местного самоуправления по вопросам местного значения принимают муниципальные  правовые акты.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления признаются в настоящее время самостоятельной, независимой от органов государственной  власти, но подчиненной Конституции  РФ и законам Российской Федерации  системой, издаются муниципалитетами, советами и старостами самоуправляющихся территорий - городских и сельских поселений, а также непосредственно самим населением.6

Глава 8 Конституции РФ целиком посвящена местному самоуправлению. В ней сформулированы основные принципы местного самоуправления, закреплены права и обязанности, возможности и формы ответственности органов местного самоуправления.

По Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные  полномочия с передачей необходимых  материальных и финансовых ресурсов для их осуществления, но контроль за их реализацией остается за государством. 7

С 1 января 2006 года вступил  в силу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», призванный заменить действовавший Закон 1995 г. Данным законом устанавливаются общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяются государственные гарантии его осуществления.

Этот закон затрагивает  гораздо более широкий круг отношений  в данной области и регулирует их конкретнее, чем прежний. Его объем  в три раза превышает ранее  действовавший акт. Хотя Закон по-прежнему является рамочным, он непосредственно и исчерпывающим образом решает многие вопросы организации местного самоуправления, определяет пределы полномочий самоуправленческих структур, права граждан на участие в местном самоуправлении.8

Глава 8 «Экономическая основа местного самоуправления» Закона закрепляет общие положения, определяющие экономические и финансовые основы местного самоуправления в РФ, а также принципы межбюджетных отношений. Ее положения в основном направлены на создание нового механизма регулирования межбюджетных отношений. Данные положения определяют состав собственных доходов муниципальных образований, принципы зачисления в эти доходы отчислений от федеральных налогов и сборов, полномочия муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности муниципального образования.

Следуя требованиям  Конституции РФ, Закон определил, что каждое муниципальное образование  должно иметь собственный бюджет. Теперь даже небольшое поселение  будет утверждать свой финансовый план, включающий расходные и доходные статьи. Сметы в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений возможны только у отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями.

В немалой степени  статьи Закона дублируют Бюджетный и Налоговый кодексы. Однако на первое время действия нового правового акта это оправданно, поскольку позволяет правоприменителям - муниципальным работникам - лучше понять довольно сложную систему правил, связанных с регулированием бюджетных и межбюджетных отношений.

В ст. 15 ч. 1 Налогового кодекса РФ определен перечень местных налогов и сборов, отражено также, что нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

В разделе X ч. 2 Налогового кодекса РФ «Местные налоги» определен плательщики местных налогов, объект налогообложения, порядок исчисления и уплаты местных налогов. В ст. 387 Налогового кодекса отражено также, что при установлении местных налогов нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.9

 

1.4 Распределение расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации

Направления бюджетных  расходов: расходы федерального бюджета;

расходы бюджетов субъектов  РФ; расходы местных бюджетов.

Функциональные виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета:

  1. обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  2. функционирование федеральной судебной системы;
  3. осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
  4. национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  5. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  6. государственная поддержка атомной энергетики;
  7. ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  8. исследование и использование космического пространства;
  9. содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
  10. формирование федеральной собственности;
  11. обслуживание и погашение государственного долга РФ;
  12. компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;
  13. пополнение государственных запасов драгоценных металлов и камней, государственного материального резерва;
  14. поведение референдумов и выборов РФ;
  15. федеральная инвестиционная программа;
  16. обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов других уровней;
  17. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  18. финансовая поддержка субъектов РФ;
  19. официальный статистический учет;
  20. прочие расходы.

 

 

Глава 2. Анализ расходов бюджетной системы РФ

 

2.1 Анализ расходов  консолидированного бюджета РФ

Расходы консолидированного бюджета РФ в 1999-2006 гг. характеризуются  следующими данными:

год

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

расходы, млрд. руб.

1258,0

1960,1

2419,4

3422,3

3964,9

4669,7

6820,6

8375,2


 

Приведем расчетные  показатели, характеризующие расходы  консолидированного бюджет РФ как ряд  динамики:

  1. Абсолютный прирост – разность между двумя уровнями ряда, показывающая насколько данный уровень ряда превышает уровень, принятый за базу сравнения.

А) базисный абсолютный прирост, млрд. руб.

Из полученных результатов  видно, что расходы консолидированного бюджета РФ в 2000 г. превышают расходы консолидированного бюджета РФ в 1999 г. на 702,1 млрд. руб., расходы в 2001 г. по сравнению с 1999 г. больше на 1161,4 млрд. руб. и т.д.

б) цепной абсолютный прирост, млрд. руб.

Цепной абсолютный прирост  показывает скорость роста анализируемой величины. Поэтому можно сделать вывод, что наибольшая скорость роста расходов консолидированного бюджета РФ была достигнута в 2005 г. по сравнению с 2004г. (2150,9 млрд. руб.). Самый маленький прирост был в 2001 г. по сравнению с 2000 г. (459,3 млрд. руб.).

  1. Темп роста – это отношение двух сравниваемых уровней, которое показывает во сколько раз данный уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения (выражается в процентах).

А) базисный темп роста:

 

Темп роста расходов консолидированного бюджета РФ в 2000 г. по сравнению с 1999 г. составляет 155,81%, в 2001 г. по сравнению с 1999 г. – 192,32% и  т.д.

б) цепной темп роста:

 

Наибольший темп роста  наблюдается в 2000 г. по сравнению  с 1999 г., он составляет 155,81%, наименьший темп роста наблюдается в 2003 г. по сравнению с 2002 г. и составляет 115,85%.

  1. Средний уровень ряда динамики – рассчитывается как средняя арифметическая простая:

Среднее значение расходов консолидированного бюджета РФ составляет 4111,28 млрд. руб.

  1. Построим график динамики расходов консолидированного бюджета РФ:

 

Год

Расходы, млрд. руб.

Условное обозначение периодов времени, t

y*t

Выровненный ряд динамики,

2000

1960,1

-5

25

-9800,5

1688,2

2001

2419,4

-3

9

-7258,2

2657,4

2002

3422,3

-1

1

-3422,3

3626,7

2003

3964,9

1

1

3964,9

4595,9

2004

4669,7

3

9

14009,1

5565,1

2005

6820,6

5

25

34103

6534,4

2006

8375,2

7

49

58626,4

7503,6

Итого:

32890,2

0

168

81416,4

32890,2


 

Аналитическое выравнивание по прямой производится на основе уравнения:

 

Уравнение прямой примет вид:

Найдем значения показателя для выровненного ряда динамики:

Представим исходные данные и значения выровненного ряда динамики на графике:

 

 

2.2 Анализ расходов  федерального бюджета и формы их осуществления

бюджет расход реформа  федеральный

Проблема формирования структуры расходов бюджета является одной из наиболее острых и дискуссионных. При обсуждении любой статьи расходов заинтересованная сторона неизменно  оценивает выделяемые бюджетные средства как недостаточные.

Оценивая общую ситуацию в области расходования бюджетных  средств, нужно признать, что эффективность  расходов бюджетов всех уровней остается недостаточной. В связи с этим актуальной задачей является совершенствование методов финансирования в направлении их ориентации на результат. Необходимо также более строго контролировать целевое использование бюджетных средств.

Проанализируем расходы  федерального бюджета РФ за 1999-2006 гг. Расходы федерального бюджета характеризуются следующими данными:

 

Год

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Расходы, млрд. руб.

666,9

1029,2

1321,9

2054,2

2358,6

2698,9

2941,2

3657,7


 

Приведем расчетные  показатели, характеризующие расходы  федерального бюджет РФ как ряд динамики:

  1. Абсолютный прирост – разность между двумя уровнями ряда, показывающая насколько данный уровень ряда превышает уровень, принятый за базу сравнения.

а) базисный абсолютный прирост, млрд. руб.

б) цепной абсолютный прирост, млрд. руб.

  1. Темп роста – это отношение двух сравниваемых уровней, которое показывает во сколько раз данный уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения (выражается в процентах).

а) базисный темп роста:

б) цепной темп роста:

  1. Темп прироста – показывает, на сколько процентов уровень данного периода больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения.

а) базисный темп прироста:

б) цепной темп прироста:

  1. Абсолютное содержание одного процента прироста – определяется путем деления предыдущего уровня ряда на 100:

Информация о работе Формы расходов бюджетов