Формы и методы воздействия государственных финансов на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность в Российской Ф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Лесной комплекс Российской Федерации, включающий в свой состав лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины, занимает важное место в экономике страны. Леса России – один из важнейших возобновляемых природных ресурсов составляют более четверти мировых запасов древесной биомассы и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….3

ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ………………………...4

1.1.
Лесная промышленность Российской Федерации: структура, особенности, значение…………………………………...……4

1.2.
Нормативно-правовая база, регулирующая формы и методы воздействия на лесную промышленность в России…………6

1.3.
Анализ современного состояния лесной промышленности в России………………………………..………………………..10

ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ…...13


2.1.
Формы воздействия государственных финансов на лесную промышленность в Российской Федерации………………...13

2.2.
Методы воздействия государственных финансов на лесную промышленность в Российской Федерации………………...15

ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………..……16


3.1.
Основные проблемы лесной промышленности в Российской Федерации………………………………………………….....16

3.2.
Перспективы развития лесной промышленности в Российской Федерации……………………………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……...24

Файлы: 1 файл

Мой курсовик.docx

— 60.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по дисциплине

 

финансы

на тему «Формы и методы воздействия государственных  финансов на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность в Российской Федерации»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

                     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….3

 

ГЛАВА 1.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ………………………...4

 

1.1.

Лесная промышленность Российской Федерации: структура, особенности, значение…………………………………...……4

 

1.2.

Нормативно-правовая база, регулирующая формы и методы воздействия на лесную промышленность в России…………6

 

1.3.

Анализ современного состояния лесной промышленности в России………………………………..………………………..10

 

ГЛАВА 2.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ ЛЕСНОЙ  ПРОМЫШЛЕННОСТИ…...13

 

 

2.1.

Формы воздействия государственных финансов на лесную промышленность в Российской Федерации………………...13

 

2.2.

Методы воздействия государственных  финансов на лесную промышленность в Российской Федерации………………...15

 

ГЛАВА 3.

 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………..……16

 

 

3.1.

Основные проблемы лесной промышленности в Российской Федерации………………………………………………….....16

 

3.2.

Перспективы развития лесной промышленности в Российской Федерации……………………………………….20

 

                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………23

 

                    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……...24

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Лесной комплекс Российской Федерации, включающий в свой состав лесное хозяйство  и лесопромышленные отрасли по заготовке  и переработке древесины, занимает важное место в экономике страны. Леса России – один из важнейших  возобновляемых природных ресурсов  составляют  более четверти мировых  запасов древесной биомассы и  выполняют важнейшие средообразующие  и  средозащитные функции.

Имеющиеся запасы лесных ресурсов Российской федерации позволяют обеспечить не только текущие и перспективные внутренние потребности страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить экспорт лесных товаров.

Продукция лесного комплекса широко используется во многих отраслях промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, полиграфии, торговле, медицине. Объемы производства и потребления мебели и бумажно-картонной  продукции  оказывают непосредственное влияние на социальное и культурное развитие общества.

Воспроизводством и защитой  лесов, заготовкой и переработкой древесины  занимаются около 60 тысяч крупных, средних и мелких предприятий, расположенных во всех регионах страны. В 45 субъектах Российской Федерации производство лесобумажной продукции составляет от 10 до 50 процентов от общих объёмов промышленной продукции этих регионов. На предприятиях и в организациях лесного комплекса занято более одного миллиона работающих. [5.] 

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

      1. Лесная промышленность Российской Федерации: структура, особенности, значение

Лесная  промышленность отличается довольно сложной  структурой, так как каждая из ее отраслей отвечает за какую-то одну стадию деревообработки. Если говорить условно, что лесную промышленность можно  разбить на две комплексные группы. К первой категории будет относиться производство пиломатериалов и механическая обработка (к примеру, мебельное  производство), а ко второй – целлюлозно-бумажная промышленность и лесохимия.

Специалисты утверждают, что если в нашей стране целлюлозно-бумажная промышленность поднимет свою эффективность работы, то это  значительно отразиться и на развитии всего лесопромышленного комплекса. Всего же Россия владеет четвертью  всех мировых запасов лесов, и  поставляет на рынок мира около 5% целлюлозы, бумаги и картона.

На сегодняшний  день лесные ресурсы нашей страны считаются одними из самых богатых. Общая площадь доступных нам  для эксплуатации лесов оценивают в 156,2 млн. гa, а это 44,5% покрытой лесом площади нашей территории.

При размещении практически всех предприятий лесной промышленности ключевую роль играет сырьевой фактор. Именно поэтому крупные лесодобывающие и лесоперерабатывающие предприятия России, а также лесоперерабатывающие комплексы размещаются в богатых лесными угодьями областях.

Больше  всего запасов находится в регионах таежной зоны – это Иркутскaя облaсть, Хaбaровский крaй (его центр), Крaсноярский крaй, а так же нa Европейской чaсти - Костромскaя и Новгородскaя облaсти.

Самые лесодефицитные регионы России – это собственно тундра и степная зона. На юге  локальный очаг лесных ресурсов расположен на Кавказе в его горных районах. Самый маленький лесной потенциал имеет полупустынная Калмыкия.

Самое большое  влияние заготовка древесины  на хозяйственно-экономическую деятельность имеет в Aрхaнгельской облaсти, Крaсноярском  крaе, Коми, а так же Пермской, Томской, Иркутской, Костромской, Aмурской облaстях и в Хaбaровском крaе.

В лесной промышленности России занято более миллиона человек, которые работают на приблизительно 20000 предприятий различного масштаба. Практика показала, что наибольшей эффективности в этой отрасли добиваются компании, организованные по принципу вертикально интегрированного холдинга. Интеграция, как правило, осуществляется на базе крупного целлюлозно-бумажного комбината, лесоперерабатывающего или фанерного завода.

Для лесной промышленности России характерна ярко выраженная экспортная направленность. На экспорт в настоящее время идет около 30% продукции.

Лесная  промышленность играет большую роль в экономике Российской Федерации и имеет много особенностей. [15.]

 

 

    1. Нормативно-правовая база, регулирующая формы и методы воздействия на лесную промышленность в России

Существует  достаточно много нормативно-правовых актов, регулирующих лесную промышленность Российской Федерации. Безусловно, самым важным является Лесной кодекс.

Лесной  кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 8 ноября 2006 года. Именно в Лесном кодексе закреплены основные принципы лесного законодательства, а именно:

  1. устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
  2. сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
  3. использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
  4. обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
  5. воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
  6. обеспечение охраны и защиты лесов;
  7. участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
  8. использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
  9. подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;
  10. недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  11. платность использования лесов. [1.]

Следующим важным уровнем лесного законодательства являются федеральные законы, например, Федеральный закон № 201-ФЗ от 4 декабря 2006 года «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации». Также существует три Федеральных закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

К лесному законодательству следует отнести и Указ Президента РФ №1074 от 27 августа 2010 г. «О Федеральном агентстве лесного хозяйства». В нём говорится о передаче Федеральному агентству лесного хозяйства следующих функций:

  1. выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);
  2. контроль и надзор в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях). [2.]

Приказ МПР России от 28.03.2007 № 68 «Об утверждении перечня лесорастительных зон и лесных районов РФ». В  данном приказе приводится состав лесных районов, по входящим в них субъектам Российской Федерации, муниципальным районам и иным административным территориальным образованиям.

Постановления Правительства занимают значительное место в лесном законодательстве. В пример можно привести Постановление Правительства РФ № 117 от 14 февраля 2012 г. «О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области  освоения лесов» определяет порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. К инвестиционным проектам относятся инвестиционные проекты по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, биоэнергетических объектов и др.), суммарный объем капитальных вложений в каждый из которых составляет не менее 300 млн. рублей. [3.]

Постановление правительства РФ от 22.06.2007г. № 394 «Об утверждении положения  об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» устанавливает в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации порядок осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов. Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства. Государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. [4.]

Приказ  Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 № 184 «Об утверждении правил заготовки древесины» регламентирует правила заготовки древесины, разработанные в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации, и устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации. [6.]

Приказ  Министерства сельского хозяйства  РФ №162 от 14 мая 2010 г. «Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов» регламентирует правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов и устанавливает требования к использованию лесов для указанных целей. Для переработки древесины и иных лесных ресурсов лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в аренду.[7.]

Приказ Министерства природных ресурсов РФ № 238/802 от 12 сентября 2007 г. «Об образовании Межведомственной комиссии по противодействию незаконным заготовкам и обороту древесины» преследует цели реализации мероприятий по предотвращению незаконных заготовок и оборота древесины в Российской Федерации и организации эффективного межведомственного взаимодействия в этой области. [8.]

Нормативно-правовая база, регулирующая лесную промышленность России, очень обширна и включает в себя все уровни законодательства.

 

    1. Анализ современного состояния лесной промышленности в России

Прежде  чем говорить о состоянии лесной промышленности, важно упомянуть об объёме лесных ресурсов. Леса России занимают площадь в 1183,3 млн. га. Из них эксплуатационными является 271,5 млн. га. (23%).

Рис. 1.1. Площадь лесов России, млн. га.

Таким образом, Россия обладает богатыми и обширными  лесными ресурсами. По площади лесов  она занимает первое место в мире, а по запасам древесины – второе. [10.]

По-прежнему, в целом по стране основным видом  использования лесов остается заготовка  древесины. Объем платежей в бюджетную  систему от этого вида использования  лесов традиционно составляет 70% от общего объема платежей.

Рис. 1.2. Фактическая заготовка древесины млн. м3 [9.]

В 2011 г. благодаря  улучшению ситуации на мировых рынках и восстановлению внутреннего спроса увеличение объема лесозаготовок составило 103,1% к уровню 2010 года. Индекс по обработке  древесины и производству изделий  из дерева в 2011г. составил 104% относительно предыдущего года. С исключением  сезонной и календарной составляющих производство деревообрабатывающей промышленности увеличилось на 1,6 процента. За год выросли объемы производства паркета щитового на 39,2%, ДСП на 22,2%, щепы на 11,8%; фанеры клееной на 11,7%,  топливных гранул на 11,6%,  ДВП на 11,1%, шпона лущеного на 6,9%. Спад отмечен по высококачественным видам бумаг: офсетной на 23% и типографской на 47%. Уровень производства газетной бумаги ниже предыдущего периода на 4%.

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность в Российской Ф