Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в анализе проблем развития и предложение перспектив развития легкой промышленности Российской Федерации, а так же влияния государственных финансов на достижение более высоких показателей экономического роста.Описаны методы и формы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 4
1.1. Легкая промышленность: ее место и роль в экономики РФ 4
1.2. Текстильная промышленность 5
1.3. Швейная промышленность 7
1.4. Кожевенно-обувная промышленность 8
1.5. Легпром: оценка состояния отрасли 9
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛЬ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 15
2.1. Формы воздействия государственных финансов на отрасль легкой промышленности РФ 15
2.2. Методы воздействия государственных финансов на отрасль легкой промышленности РФ 18
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 22
3.1. Кризис мировой и кризис в легкой промышленности 22
3.2 Проблемы отрасли 24
3.3 Перспективы развития легкой промышленности России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

Отправить.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Активно используются тарифные и таможенные экономические методы:

1. Установлена нулевая  ставка ввозных таможенных пошлин  на импортное оборудование, не  производимое на территории Российской  Федерации, в том числе на  оборудование для текстильной  и легкой отраслей промышленности. Нулевые ставки вошли в ЕТТ ТС.

2 Отменен налог на  добавленную стоимость (НДС):

- на основные виды  ввозимого технологического оборудования, аналоги которого не производятся  в Российской Федерации (постановление  Правительства Российской Федерации  от 30 апреля 2009 г. № 372);

- на ввозимые товары, необходимые для проведения XXII Олимпийских  зимних игр и XI Параолимпийских  зимних игр 2014 года в г. Сочи (постановление Правительства Российской  Федерации от 14 декабря 2009 г. №1010).

3. Отмены ввозные таможенные  пошлины на хлопок-волокно, отдельные виды химических волокон и нитей, обработанный кожевенный полуфабрикат (дубленая кожа) (ЕТТ ТС, утвержден решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130). Согласно утвержденному Единому таможенному тарифу ТС  нулевые ставки таможенных пошлин установлены на следующие химматериалы для производства кожи и обуви. 

4. В целях усиления  контроля за ввозом готовой  обуви Федеральная Таможенная  Служба в 2009 году подняла индикативные  цены на обувь с кожаным  верхом с 11 до 20 долларов. Данная мера привела к росту таможенных сборов (около 220 млн. $)[17], поступивших в бюджет Российской Федерации и снижению импорта обуви (особенно, детской), что послужило импульсом для российских производителей обуви в увеличении выпуска обуви, особенно детской.

Министерство работает по вопросу предоставления дополнительных льгот инвесторам, реализующим пилотные проекты. Есть соответствующие поручения Правительства Российской Федерации на этот счет, но окончательное решение на сегодняшний день не принято.

Отчисления на науку в рамках финансового метода из федерального бюджета на исследования и разработки в легкой промышленности составили: в 2008г.- 16,5 млн. руб., в 2009г. – 73,7 млн. руб., в 2010г. – 226,0 млн. рублей [27]. Это бюджетные и законодательные методы использования государственных финансов на достижение в отрасли более высоких экономических показателей.

Впервые приказом Минпромторга России (27.04.2010г. № 330) утвержден к реализации важнейший инновационный проект государственного значения – «Разработка и освоение производства инновационных многофункциональных текстильных материалов двойного назначения» на 2010-2012 годы, предусматривающий финансирование из федерального бюджета в объеме 640 млн. руб., с привлечением внебюджетных средств в адекватной сумме. Целью метода федеральных и региональных программ является создание промышленных технологий производства новых видов многофункциональных текстильных материалов двойного назначения из натуральных и химических волокон с заданными свойствами с использованием нанокомпозиционных препаратов.

Новыми положениями  дополнены "Правила предоставления субвенций из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации для выполнения полномочий...", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 N 159. Установлено, в частности, что в случае недостаточности предоставленных субвенций дополнительные средства могут быть предоставлены субъекту РФ за счет нераспределенного резерва (не распределенной между субъектами РФ субвенции).

Активные сотрудничество происходит в банковской сфере посредством банковского мтеода. Предоставление субсидий организациями легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, регламентировано Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 993. Субсидии предоставляются в отношении кредитов, полученных в 2008 - 2010 годах на осуществление сезонных закупок сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения на срок до 1 года, а также в 2006 - 2010 годах на осуществление технического перевооружения на срок до 5 лет.

 

 

      1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

     3.1.    Кризис мировой и кризис в легкой промышленности

 

«Товаропроизводящие цепочки порывались в октябре-ноябре 2008 года, спрос тогда  рухнул процентов на сорок. Кредиты  взлетели по цене. Ко всем нам надо было выплачивать облигационный заем в один миллион рублей. С деньгами был полнейший шок. Нам пришлось на пару месяцев остановить производство, вполовину сократить персонал»[20.C.34], - говорит Александр Ушаков, генеральный директор торгового дома «Нордтекс». Он описывает типичную ситуацию, в которой оказались отечественные текстильщики с началом кризиса. Компании сокращали издержки, увольняли персонал, сворачивали инвестиционные процессы. Многие стали избавляться от наиболее затратных производственных процессов- прядение и ткачества, например, «Мега» закрыла льняную прядильню - татскую фабрику в приволжские и отделочную в Иванове, а «Нортдекс» часть пустующих площадей Родниковского текстильного комбината превратил в технопарк, где площади стали сдаваться в аренду мелким производителям.


В первую очередь компании приостановили производство продуктов, спрос на которые упал больше всего  – спецодежда и ткани на неё, где  продажи сократились на 50-70%. Например, объем продаж спецодежды в 2008 году у  Волжской текстильной компании составил полтора миллиона рублей. Владислав Дунин, генеральный директор компании, в интервью журналу «Прямые Инвестиции» рассказал, что в краткие сроки компания собиралась нарастить объем продаж в двое больше, планировали начать шить костюмы на собственных мощностях (большинство производителей шьют по аутсорсингу). С этой целью Волжская текстильная компания приобрела фабрику в Чехии по производству современной спецодежды, однако из-за падения спроса проект пришлось законсервировать[25.C.32].

Другой гигант на российском рынке легкой промышленности – «Нортдекс»- в этом году приостановил развитие производства спецодежды и тканей для неё, хотя в интервью журналу «Эксперт» в 2009 году демонстрировал твердое намерение развивать люксовый сегмент этого рынка и даже планировал выступить «законодательницей мод» в рабочей одежде[19.C.14].

Компаниям, имеющим большую  долговую нагрузку, сворачивание неприбыльных направление не помогло. 2009 год-год  банкротств одних из самых крупных  текстильных компаний российской легкой промышленности. В феврале прошлого года главный отраслевой лидер – альянс «Русский текстиль» - объявил о собственной ликвидации. Причиной этому является смена стратегии бизнеса двумя годами раньше – отказ от собственного производства из больших препятствий этому на российском  рынке и ставка на дистрибуцию. Влияние кризиса в первую очередь отразилось на розничную торговлю, курсовые колебания резко повысили цена на импорт, от которого зависит вся наша легкая промышленность. Кредиторы инициировали процедуру банкротства, но активы компании сохранились: торговые марки постельного белья «Любимы Дом», «Росмантика», текстильные мощности и дистрибуторская сеть перешли компании «Макситекс», ставшая преемницей альянса.

Несколько месяцев спустя объявил себя банкротом другой крупнейший производитель – «Волжская текстильная компания». К началу кризиса их кредитный портфель оценивался в 3, 5 миллиарда рублей. Реструктуривать его при выручки компании в 4-4,5 миллиарда рублей, не было возможности. Основной кредитор – Чувашский филиал Сбербанка – не пошёл на уступки, и компании пришлось погасить 100 миллионов рублей из оборота, что было крайне сложно из-за падения спроса. Итого- ещё одна процедура банкротства[18.C.15].

 

3.2 Проблемы  отрасли

Отсутствие  сырьевой базы. Начальная стадия любого производства – сырьевая база. В России фактически её нет для развития легпрома. Исключение может составить лен, но продукция из него составляет всего 5% текстильного рынка. Хлопка и синтетических материалов нет, шерсти и кожи очень мало, производство ниток, пуговиц,  молний и других комплектующих вообще отсутствует.

В настоящее время  отечественная текстильная промышленность в значительной степени зависит  от импортируемого сырья: 100% хлопкового волокна ввозится из-за рубежа, производство химических волокон и нитей в России не превышает 46% потребности в них отечественных предприятий. Практически 100% полиэфирных волокон и нитей импортируется, отсутствуют отечественные термоэластопласты, полиуретаны, натуральный шелк, почти не производится в России мериносная и тонкая шерсть.

В 2009 году импорт сырья  для легкой промышленности составил 2,2 млрд. долл. США, в том числе  хлопка-волокна было ввезено на сумму 183,2 млн.долл. США, пряжи – на 141,0 млн.долл.США, химических нитей – на 346,6 млн.долл.США, химических штапельных волокон- на 343,2 млн.долл.США, тканей – на 1002,1 млн.долл.США[27].

Развитие собственной  качественной сырьевой базы – в  первую очередь, льна, шерсти, кожи, меха, химических волокон и нитей, вискозы  – то есть тех видов сырья, для  производства которых в России есть практически все ресурсы и условия, - позволит снизить производственные издержки, расширить производство и ассортимент, повысить конкурентоспособность российских предприятий текстильной и легкой промышленности.

Импорт с каждым годом  становится все активнее. Привлеченные высоким спросом в Россию приходят сотни новых игроков, работающие в разных ценовых сегментах. Русская легкая промышленность оказывается неконкурентоспособной.

Неконкурентоспособность и низкая рентабельность предприятий. На протяжении последних 5 лет отечественный легпром делает ставку на производство традиционных ситец и марли, готовых тканей и швейных изделий: постельного белья, спецодежды, то есть  на развитие в узких тематических нишах. Более широкий и емкий рынок занят иностранцами: Турцией, Китаем. Некоторые отечественные производители пытались освоить производство такого текстиля, так у «Нордтекса» до кризиса появились линии по производству денима. Однако попытка производить в большом масштабе одежные ткани успехом не увенчались.

Стремясь уйти от ценовой  конкуренции с азиатскими компаниями, крупные отечественные производители  пытались осваивать средний сегмент  рынка. Но для выпуска более сложных  тканей – качественной бязи, сложных  тканей – требовались новые мощности  и компании активно инвестировали в них. На пример, «Нордтекс» оснастил свой Родниковский комбинат современными станками Picanol, позволяющими выпускать перкаль (качественную тонкую хлопчатобумажную ткань).

Некоторые холдинги для  того, чтобы удержаться в среднем сег менте, пошли по другому пути: начали сокращать самые затратные процессы производства – пряление и ткачество, - концентрируясь на отделке тканей, дизайне и даже пытаясь формировать моду на рисунки постельного белья. Яркий пример – Волжская текстильная компания, которая инвестировала в мощности по отделке тканей около двух миллиардов рублей, что позволило им вводить по 30-40 новых моделей в месяц.

Проблема конкуренции  с импортом особенно проявилась в  кризис. Так, кризис в текстильной  отрасли начался за полгода до мирового кризиса. С 2007 года потребительский спрос начал замедляться, возник избыток предложения, и продажи, соответственно, упали. Это связано с усилившейся вследствие бурной инвестиционной деятельности долговой нагрузкой, а так же с повышение цен на энергоносители и ростом остатков на складах. Результатом этого стало повышение цен на продукцию тогда, как цены импортных производителей остались почти неизменными. Наши компании выпали из игры.

Технологическая отсталость и проблема перевооружение отрасли. Главной причиной кризисного состояния легкой промышленности является технологическая отсталость большинства предприятий, что приводит к уменьшению конкурентоспособности продукции. Для выхода из сложившейся ситуации необходима активизация инновационной деятельности, главной задачей которой является внедрение и использование результатов научных исследований и разработок на предприятиях. Анализ ситуации в области инновационной деятельности показал, что спрос на основные научно-технические достижения и технологии довольно низкий, что усиливает технологическое отставание отрасли. Инновационная деятельность предприятий в основном сдерживается недостатком финансовых средств, среди других причин выделяют слишком высокие затраты на инновации и длительные сроки их окупаемости.

Проблема пополнения и обновления оборотных средств предприятия  и проблема роста технического уровня из-за медленного обновления основных фондов являются следствием нехватки финансовых средств.

Пилотные проекты по решению этой проблемы разработаны, все рассмотрены министерством, четыре из них одобрены с предложениями по доработке, усилению функциональной составляющей. Но реально работа идет только по Вологодскому проекту, части Костромского, технопарка в Ивановском проекте, причем идет далеко не так, как первоначально задумывалось. Объяснения этому есть-пресловутый мировой кризис, но сегодня с учетом стабилизации на финансовом и потребительском рынках работу над проектами надо активизировать.

Для поддержки инвесторов, государство со своей стороны, уже давно отменило взимание ввозных таможенных пошлин на импортное оборудование не производимое в России, а в 2009 году отменило взимание НДС по ввозимому оборудованию аналоги которого в России не производятся. Сразу оговорюсь, не все оборудование из заявленного попало в перечень, но министерство продолжает работу по расширению перечня или организации производства такого оборудования в России. Но следует также честно сказать, что предложений от инвесторов реализующих проекты по конкретным, востребованным в проекте видам оборудования не поступало. (по крайней мере, до последних дней).

Министерство работает по вопросу предоставления дополнительных льгот инвесторам, реализующим пилотные проекты. Есть соответствующие поручения  Правительства Российской Федерации на этот счет, но окончательное решение на сегодняшний день не принято.

Недофинансирование  и недокредитование. Мотор развития легкой промышленности – капиталовложения. Практика показала, что выделяемые банкам денежные средства не всегда доходили до предприятий. Миллиардные валютные средства, лежащие в настоящее время в иностранных банках под низкими процентами при их острой необходимости в отечественной экономики для развития предприятий, находятся без движения в качестве стабилизационного фонда. Одновременно российские компании занимают там же деньги под высокие проценты. Нелогичность всей ситуации заключается в том, что эти миллиардные валютные средства государства уходят на погашение сомнительной задолженности крупных корпораций. То есть фактически государственные деньги, находящиеся за рубежом, предоставлялись иностранным фирмам и банкам в качестве инвестиций, и не исключено, что использовались средства, размещенные российским государством, тогда как наши предприятия находятся в тяжёлом финансовом положении положение. Проблема недофинансирования – одна из основных проблем. Она проявляется не только в нехватке финансирование самого процесса производства, но и в низкой конкурентоспособности наших компаний в силу отсутствия средств на научно-исследовательские проекты, инновационную деятельность и др.

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность Российской Федерации