Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в анализе проблем развития и предложение перспектив развития легкой промышленности Российской Федерации, а так же влияния государственных финансов на достижение более высоких показателей экономического роста.Описаны методы и формы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 4
1.1. Легкая промышленность: ее место и роль в экономики РФ 4
1.2. Текстильная промышленность 5
1.3. Швейная промышленность 7
1.4. Кожевенно-обувная промышленность 8
1.5. Легпром: оценка состояния отрасли 9
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛЬ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 15
2.1. Формы воздействия государственных финансов на отрасль легкой промышленности РФ 15
2.2. Методы воздействия государственных финансов на отрасль легкой промышленности РФ 18
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 22
3.1. Кризис мировой и кризис в легкой промышленности 22
3.2 Проблемы отрасли 24
3.3 Перспективы развития легкой промышленности России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

Отправить.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

 

Мировой финансовый кризис сильно ударил по отраслям легкой промышленности, уже в первом квартале 2008 года о некотором ухудшении в деятельности легкой промышленности свидетельствует повышение доли убыточных предприятий и низкий уровень использования производственных мощностей (табл. 2).


Доля убыточных предприятий в деятельности легкой

промышленности

Годы

Доля убыточных предприятий, %

Обрабатывающие производства

Текстильное, швейное и меховое

Производство кожи, обуви и изделий из кожи

2003

43,4

51,2

45,5

2004

40,2

46,8

46.0

2005

36,6

43,1

41,8

2006

29,8

35,4

30,8

2007

23,6

28,5

16,7

2008(1п/г)

27.0

28,2

29,6


 

Главной причиной кризисного состояния легкой промышленности стало технологическая отсталость большинства предприятий, что привило к уменьшению конкурентоспособности продукции. Безусловно, множество других не малозначительных факторов повлияли на ухудшение и так проблемной отрасли, большинство этих проблем являются ключевыми и по  сегодняшний день, о них более подробно пойдёт речь в 3 главе.

 Неконкурентноспосбными  компании оказались, прежде всего,  по причине роста издержек. Так,  например, из-за роста динамики  цен на некоторые виды сырья  – хлопок и полиэстер –  себестоимость производства тканей  за 2007 год увеличилась на 12-15% [28]. Но ещё больше. Чем удорожание сырья на рост издержек отечественных компаний повлияли внутренние факторы: удорожание перевозок, горячей воды, а так же постоянное повышение тарифов и рост зарплат. Так, на пример, в отчёте президента альянса «Русский текстиль» Константина Волкова он заявил, что существующее текстильное производство может быть рентабельным только при средней зарплате лишь в 7 тысяч руб. (в ценах 2008 года). Многие предприятия сворачивали свое производство, прежде всего компании, занятые неглубокой переработкой, - прядильно-текстильные. Лидерами отрасли до 2008 года считались альянс «Русский текстиль», «Нордтекс», «Волжская текстильная компания», «Мега», ТДЛ холдинг. Из-за их вертикально интегрированного строения холдингов, имеющие и производство, и сбыт, на них возлагались большие надежды. Однако, в 2010 году в банкротах оказались одни из самых крупных играков, на которых держалась в последнее десятилетие отрасль: альянс «Русский текстиль» и «Волжская текстильная компания». Время показало малозначительность этого фактора, производство в России в 2008 году стало нерентабельным, и по мнению многих предпринимателей, его не закрывали, потому что мощности служили залогом для банков, предоставлявших кредиты.

Осознанно сохраняли  производство внутри страны лишь предприятия, работающие в нишах, свободных от конкурентной борьбы, особенно с импортом. Прежде всего это спецодежда и ткани для нее («Чайковский текстиль», «Восток сервис»). Некоторые компании старались осваивать нишу качественных продуктов, по цене, меньшей чем у импорта( «Нордтекс», ВТК). В итоге ВТК заявило о своём банкротстве в феврале 2009 года (более детально финансовое положение этих компаний будет рассмотрено в главе 3. так как они непосредственно влияли на состояние текстильной и швейной промышленности РФ ).

Время показало, что организация  работ по кластерному типу, ориентированная  прежде всего на инновационное производство, не является главным инструментов восстановление и развития легкой промышленности в  Российской Федерации. Дмитрий Медведев, посетив в 2008 году Ивановскую область, которая на то время являлось единственной областью более и менее похожей структурой на кластер по концентрации предприятий, подготовленности кадров и т.д., заявил, что российский легпром должен стать частью мировой индустрии. Для этого необходимо тесное сотрудничество государства и ведущего бизнеса, иначе господдержка не даст никаких результатов.  Ещё в 2008 году были заявление, что власть планирует субсидировать ставки по кредитам, которые сдерживают привлечение заемных средств, поспособствовать в перевооружении и модернизации оборудования (Эксперт № 26 от 30 июня-6 июля 2008 г.) С того времени наблюдается пристальное внимания со стороны государства на эту отрасль, и опорной точкой тесного сотрудничества и, по совместительству, основным инструментом в решении проблем отрасли стала вначале Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2015 года, разработаная в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 года № Пр-1369 и поручением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года № ВП-П9-4244, а далее Приказ Минпромторга РФ от 24.09.2009 N 853 "Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации"

 

В январе-августе 2010 года индекс текстильного и швейного производства составил 112,9% по сравнению с январем-августом 2009 года, производства кожи, изделий  из кожи и производстве обуви – 121,1 процента.

В январе-августе 2010 года по сравнению с соответствующим периодом 2009 года текстильное производство в целом увеличилось на 19%, в т.ч. тканей - в 1,2 раза, в т.ч. хлопчатобумажных – на 10,6%, шелковых – в 1,3 раза, нетканых материалов – в 1,4 раза, белья постельного - на 17,9%, трикотажных изделий – на 10,3%, производство  шерстяных тканей снизилось на  9,8 процента.

Производство одежды, выделка и крашение меха в январе-августе  в целом увеличились на 8,1%, по ряду позиций (пальто, куртки, костюмы, платья, спецодежда) производство увеличилось на 6-12 процентов.

В кожевенной отрасли  в январе-августе 2010 года по сравнению  с соответствующим периодом 2009 года производство в целом выросло  на 10,9%, при этом производство жестких  кожтоваров сократилось на 12,3%, производство хромовых кожтоваров увеличилось на 11,4%, юфтевых – в 1,3 раза.

Производство обуви  за январь-август в целом увеличилось  на 23,4%,  в т.ч.  выпуск обуви с верхом из кожи увеличился на 22,4 процента.

Тенденции роста объемов производства в легкой промышленности свидетельствуют об оживлении покупательского спроса населения и промышленного сектора.



Рис.3 Производство основных видов продукции, январь-август 2010 г.

 

      • ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛЬ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

2.1. Формы воздействия государственных финансов на отрасль легкой промышленности РФ

 

Государственное регулирование экономики – воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц, цель которого- придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов.

Объекты государственного регулирования экономики – это сферы, отрасли и регионы, в которых возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые с помощью конкурентного рыночного механизма.

Для осуществления той  или иной политики государство может  использовать различные формы финансовых отношений.

Существуют 2 вида форм влияния государственных финансов на развития отрасли (Рис. 4.):

  1. Прямые

Инструменты прямого  воздействия на экономику связаны  с непосредственным вмешательством государства в сферу рынка и применением административно-правовых рычагов либо в форме законодательного регулирования, либо в форме так называемого экономического и социального регулирования, предполагающего установление государством цен на товары и услуги, пределов изменения заработной платы, объемов производства, требований к используемым технологиям производства, стандартам качества продукции. Крайняя степень прямого государственного вмешательства в экономику применяется в процессе национализации при передаче соответствующих объектов из частной в государственную собственность.

  1. Косвенные

Косвенные инструменты  государственного воздействия подразделяются на кредитно-денежные и бюджетные. Бюджетные, в свою очередь, связаны с формированием доходов, прежде всего за счет налоговых поступлений, расходов, включая предоставление субсидий предприятиям и трансфертов населению, а также управления государственным долгом.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

Рис. 4. Инструменты (формы) государственного регулирования

 

Другие косвенные формы  государственного урегулирования:

  • кредитная политика
  • налоговая политика
  • аналитическая деятельность (сбор и обработка данных, необходимая для прогнозирования).

К косвенным формам  воздействия финансов можно отнести разработку технических регламентов, определяющих требования к безопасности и качеству  продукции легкой и процессов их производства  в рамках проводимой в России реформы системы стандартизации, в основу которой положены требования  Федерального Закона  от 27 декабря 2002 года, №184. Работа проводится с целью повышение конкурентных преимуществ предприятий легкой промышленности для решение проблемы низкой конкурентоспособности с импортом. Другая косвенная форма – программа поддержки малого и среднего бизнеса на примере лизина оборудования в отрасли легкой промышленности. В периуд кризиса в 2008 и 2009 году государство поддреживало отечественных производителей путем косвенной формы воздействия государственными финансами через госзаказы и госзакупки.

Среди прямых форм воздействия  государственных финансов можно  выделить -   правовое регулирование порядка реализации принятой экономической концепции развития отрасли легкой промышленности. Другая форма – регулирования цен на сырьевую базу в виде установление равнозначных цен на сырье внутри союза России, Казахстана и Беларуси; регулирование объемов экспортируемых товаров: на стимулирование экспорта  будут выделяться средства в объеме 50 млн. руб. ежегодно до 2012 года и с их доведением к 2020 году – до 100 млн. рублей [23].

 

 

 

    1. Методы воздействия государственных финансов на отрасль легкой промышленности РФ

 

Финансовый метод –  способ использования одного или  нескольких финансовых инструментов.

Реализация  целей  государственного регулирования  экономики  на практике обеспечивается с помощью различных методов:

Экономические:

  1. финансовые (лизинг, кредиты, гарантии, валютное регулирование, инвестирование, субсидирование);
  2. налоговые (стимулирующие специальные налоговые режимы, амортизация, отчисления на науку, недропользование, подготовку кадров, социальные проблемы);
  3. таможенные;
  4. тарифные (по естественным монополиям);
  5. банковские (стимулирование межсекторального перелива капитала, использования резервов и прибыли ЦБ).

Институциональные:

  1. новые инвестиционные инструменты (пенсионные фонды, ссудный фонд промышленности, эмиссия ценных бумаг);
  2. механизмы банкротства;
  3. управление госимуществом в промышленности.

Бюджетные и законодательные:

  1. федеральные и региональные программы;
  2. целевые законы.

 

Следующие методы следует  отнести в особую группу:

  • Снятие излишних административных и технических барьеров;
  • Предоставление налоговых каникул и экономических преференций предприятиям, внедряющим инновационные технологии, предприятиям осуществляющих экспорт продукции;
  • Безвозмездная помощь в организации мониторинга, анализа и информации о состоянии и тенденциях развития нефтяного рынка. 

Наиболее распространенными методами регулирования отрасли легкой промышленности являются экономически. Был увеличен размер субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным предприятиями легкой промышленности на закупку сырья и материалов, техническое перевооружение. Первоначально субсидировалось ½ процентной ставки, установленной Центробанком России, затем размер субсидирования составил 2/3. Начиная с января 2009 года Минпромторг России осуществляет финансирование предприятий легкой промышленности в повышенном размере. Следует отметить, что указанное увеличение размеров субсидирования было сопровождено увеличением лимитов финансирования из федерального бюджета. В 2009 году 450 млн. рублей, в 2010 году 520 млн. рублей (в 2008 году лимит финансирования составлял 250 млн. рублей)[29].

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность Российской Федерации