Формы и методы воздействия государственных финансов на отрасль лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являетcя развитие теоретических основ воздействия государственных финансов на регулирование и стимулирование развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в России.
Поставленная цель определила необходимость решения cледующих задач:
1. Провести анализ современного состояния лесного комплекса России.
2. Проанализировать законодательную основу регулирования леcопромышленного комплекса Российской Федерации (РФ).
3. Раcсмотреть методы и формы воздействия государственных финансов на лесную отрасль экономики.
4. Раcсмотреть основные проблемы лесного хозяйства РФ.
5. Определить основные направления развития лесной промышленности в Роcсии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. 4
СОСТОЯНИЕ ЛЕСНОЙ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………….. 5
Основные понятия, структура отрасли лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в Российской Федерации………………… 5
Современное состояние лесного комплекса в Российской Федерации……………………………………………………… 6
Нормативно-правовое обеспечение отрасли лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в Российской Федерации………………… 9
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЛЕСНУЮ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩУЮ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ………………………. 12
Формы и методы воздействия государственных финансов: теоретические подходы………………………………………... 12
Формы воздействия государственных финансов на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность в Российской Федерации ….…………….. 14
Методы воздействия государственных финансов на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность в Российской Федерации………………… 16
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ……………………….. 17
Проблемы развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в Российской Федерации………………………………………………………
17
Перспективы развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в Российской Федерации……………………………………………………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………… 22

Файлы: 1 файл

курсовая.замотин.docx

— 60.91 Кб (Скачать файл)

  Существует ряд приказов и постановлений о регулировании лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в РФ. Но их недостаточно для скорейшего выведения ЛПК на новый, более высокий уровень.

  Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработан, принят палатами Федерального Собрания РФ и подписан Президентом РФ ряд федеральных законов, регулирующих деятельность лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности  России.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими  воздействие государственных финансов на отрасль лесного хозяйства, являются:

  1. Лесной кодекс РФ. В России действует Лесной кодекс, принятый в 2006 году и вступивший в силу с начала 2007 года. Лесной кодекс служит основой для проведения реформы управления лесами в России. Он предусматривает нововведения в системе управления лесами – передачу части полномочий по управлению лесами на уровень регионов, разделение органов управления лесами на «управленческие» и «хозяйствующие» структуры, распределение государственного заказа на лесохозяйственные работы через конкурсы или аукционы, максимально облегчает застройку лесных земель, и т.д.
  2.    Распоряжение Правительства Российской Федерации 
    от 1 ноября 2002 г. № 1540-р г. Москва, сформулированы цели, задачи и приоритеты развития лесной промышленности, инновационная политика.
  3. ПРИКАЗ ГТК РОССИИ ОТ 06.08.2003 № 865 «О СТАВКАХ ВЫВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН» (Приказ, Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России), № 15, от 16.01.04), сохраняются действующие ставки ввозных таможенных пошлин на широкие группы лесных машинно-технических изделий. На те виды лесной продукции, которые не производятся в России, были отменены все ввозные пошлины.
  4.    Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» утвержден перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и установлен коэффициент для определения платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта.
  5.    Постановление Правительства РФ от 9 января 1997 г. № 25 «О мерах государственной поддержки организаций лесопромышленного комплекса Российской Федерации», создание   инвестиционного  фонда  для осуществления     структурных      преобразований      организаций лесопромышленного    комплекса.
  6.    Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860 «О федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)», утверждена Федеральная   целевая   программа и предусмотрено выделение средств на реализацию  программы при формировании проектов федерального  бюджета.

 

ГЛАВА2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЛЕСНУЮ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩУЮ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

2.1.      Формы и методы воздействия государственных

финансов: теоретические подходы

 

Недостаточная разработанность теоретических основ функционирования финансового механизма и построения финансовой политики в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, требуют систематизации и развития элементов финансового механизма по наиболее приоритетным направлениям реализации эффективной политики в сфере ЛПК.

Современный этап развития рыночной экономики характеризуется  активным вмешательством государства  в экономические и социальные процессы.

Государственное финансовое регулирование – организованная государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Цель  государственного финансового регулирования  – установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.

Средства федерального бюджета  являются главным источником финансирования экономики, развития перспективных  направлений в сфере производства, освоения новых территориально-производственных комплексов.

Формами финансового воздействия на экономику лесной промышленности являются:

  • прямое воздействие;
  • косвенное воздействие;

Все методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, можно  разбить на следующие группы:

  • методы регулирования материальных потоков и производственной деятельности, заказы на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование и лицензирование, в том числе лицензирование видов деятельности;
  • государственное предпринимательство, обеспечивающее управление хозяйственной, экономической и социальной деятельностью различных форм государственных предприятий, а также участие в управлении предприятиями смешанной формы собственности с долей акций, принадлежащих государству;
  • программно-целевой метод планирования и управления, включающий разработку и реализацию государственных программ развития приоритетных сфер экономики и решения первоочередных социальных проблем, причем для реализации программ должны использоваться все перечисленные методы.[10.C.8-9]

Таким образом, под методами воздействия государственных финансов на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность понимается совокупность инструментов, с помощью которых государство оказывает прямое и косвенное воздействие на деятельность данной отрасли, а формы представляют собой способы этого воздействия, объединенные системой инструментов.

 

                2.2. Формы воздействия государственных финансов на

лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно- бумажную промышленность

 

Прямое государственное финансовое регулирование – распределение  бюджетных инвестиций, субсидии санируемым предприятиям, субвенции, дотации, трансферты территориям и т.д [11]

  Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. К нему относятся: 
предоставление налоговых льгот предприятиям ЛПК, безвозвратное целевое финансирование предприятий. Сюда же относятся льготные программы по кредитованию антимонопольного законодательства, обоснованная налоговая политика, предоставление дотаций и субсидий в сфере ЛПК. Также, формами прямого регулирования являются предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям; государственные программы финансирования социальной сферы; введение обязательных норм и нормативов (санитарные, экологические).

  В целях поддержки предприятий лесопромышленного комплекса Правительством РФ из федерального бюджета предоставляются субсидии на возмещение части процентных ставок по кредитам, полученным организациями лесопромышленного комплекса в российских кредитных организациях в 2008-2009 гг. для создания межсезонных запасов древесины, сырья и топлива. На указанные цели было выделено в 2009 г. 325 млн. рублей, в 2010 г. – 500 млн. рублей (установленный лимит 650 млн. рублей), в 2011–2013 гг. предполагается выделить по 650 млн. рублей ежегодно (в 1 полугодии 2011г. выбрано 176 млн. рублей из установленного лимита).             

На возмещение части процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных  организациях в 2008–2011 гг. на техническое  перевооружение на срок до 5 лет предприятиями  лесопромышленного комплекса было получено в 2009г. 10,1 млн. рублей, в 2010г. – 84 млн. рублей, на указанные цели в 2011–2013гг. предполагается по 1 млрд. рублей ежегодно (в первом полугодии 2011г. предприятиями лесопромышленного комплекса выбрано 75 млн. рублей из установленного лимита). На возмещение части затрат российским экспортерам высокотехнологичной промышленной продукции по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, в том числе экспортерам лесобумажной продукции в 2009г. выделено 180 млн. рублей, в 2010г.– 1320 млн. рублей. [27]

  Утверждены правила предоставления субсидий оптовым организациям лесного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках на срок до 5 лет. Затраты возмещаются за счет субсидий из федерального бюджета.

Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. К нему относятся: бюджетно-налоговая система; денежно-кредитная политика; валютная политика; таможенная политика.[18.C.46]

В связи  с финансовым планом правительства  на 2009 год,  
в качестве мер, направленных на выравнивание налоговой нагрузки между внутренне-ориентированным и экспортным сектором, можно отметить снижение ставки НДС до 12%. Кроме выравнивания налоговой нагрузки, снижение НДС окажет положительное воздействие на финансовое состояние предприятий лесного хозяйства, будет способствовать росту спроса и замедлению темпов инфляции. [27]

В области  таможенно-тарифной политики предлагается сохранить действующие ставки ввозных таможенных пошлин на широкие группы машинно-технических изделий. На те виды продукции, которые не производятся в России, были отменены все ввозные пошлины. [21]

 

2.3. Методы воздействия государственных финансов на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность

 

  Вопросы совершенствования финансовых и экономических механизмов в области лесных отношений затрагивают огромный пласт социальных, экономических, производственных, экологических и финансовых взаимоотношений. Финансирование лесного хозяйства сегодня привлекает внимание, как высшего руководства страны, так и широкой общественности: об этом свидетельствуют проблемы с выделением бюджетных средств на работы по тушению лесных пожаров, на обеспечение мер пожарной безопасности в лесах, на создание транспортной инфраструктуры и другие.

В 2011г. заработала новая система финансирования лесного  хозяйства. Впервые в лесном хозяйстве  заработали такие финансовые инструменты, как субсидии – на приобретение специализированной пожарной техники  и оборудования, инвестиции и софинансирование из региональных бюджетов. Объем субвенций  на охрану лесов от пожаров увеличен в два раза – до 4,5 млрд рублей. Субъектам Российской Федерации  выделено 1,8 млрд рублей на ликвидацию последствий, связанных с лесными  пожарами, а также на выполнение лесовосстановительных работ дополнительно  направлен 1 млрд рублей. В виде субсидий на закупку лесопожарной техники  в региональные бюджеты предусмотрено 5 млрд рублей средств федерального бюджета. Инвестирование используется для создания шести лесосеменных центров, которые будут построены  уже в этом году.[22]

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

 3.1. Проблемы развития лесной,

деревообрабатывающей и  целлюлозно-бумажной   промышленности

 

 

  Отрасль характеризуется дефицитом  мощностей по производству продукции  глубокой переработки (уровень использования  производственных мощностей в целлюлозно-бумажном производстве в 2010 году – 82,4%, в производстве картона – 95,5 процента). На целлюлозно-бумажных предприятиях около 80% варочных установок  непрерывного действия находятся в  эксплуатации свыше 25 лет.[21] 

Основными рисками развития отечественного лесопромышленного  комплекса в среднесрочной и  долгосрочной перспективе могут  стать недостаток мощностей по глубокой переработке древесины, низкая инновационная  активность и инвестиционная привлекательность, качество и конкурентоспособность  российской продукции, в том числе  на внешних рынках.[15.C.51]

Главная проблема лесопромышленного комплекса  России – неэффективное использование ресурсов. Общий запас древесины в стране – более 80 млрд. кубометров, что в 3,5 раза больше, чем, например, в США или Канаде. Но извлечение древесины с одного гектара лесной площади составляет лишь 0,2 м3, что в 11 раз меньше, чем в США.[16.C.8]

Более половины лесосечных машин и  нижнескладского оборудования подлежит списанию. В целлюлозно-бумажной промышленности только 5 процентов основного технологического оборудования соответствует мировому уровню, более 50 процентов требует модернизации, 45% — полной замены. Фактические сроки эксплуатации основного технологического оборудования превышают нормативные в среднем на 80 процентов. Объемы ввода нового оборудования и техники в два раза меньше выбывающих производственных фондов. Удельный вес продукции, получаемой с применением прогрессивных технологических процессов, составляет менее трети, а по многим ее видам менее 10%. [26]

На Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 24 декабря   2010г. были отмечены серьезные проблемы в Лесном комплексе: незаконный оборот древесины и проблемы, связанные с развитием лесного сектора и антикоррупционной направленностью. Кроме того, децентрализация путем разграничения полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в области регулирования лесных отношений не принесла положительных результатов.[20]

Наличие проблем в организации и осуществлении  лесопользования в России связано  с отсутствием действенного контроля и комплексной системы мониторинга. Кроме проблем организационного характера, развитие лесоперерабатывающего комплекса сдерживает недостаточное финансирование. Уже сейчас лесная промышленность России не в состоянии освоить имеющиеся лесные ресурсы. Почти половина от общего запаса древесины в стране - спелый лес, который подлежит вырубке и переработке. Однако российские предприятия не располагают необходимыми мощностями. Дальневосточные лесозаготовительные компании способны переработать только 2% имеющейся в их распоряжении древесины.[28]

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на отрасль лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности