Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу жилищного строительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является формы и методы воздействия государственных финансов на экономику жилищного строительства. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующее:
•Современное состояние жилищного строительства в России.
•Методы и формы воздействия государственных финансов на экономику жилищного строительства.
•Проблемы и перспективы развития жилищного строительства в РФ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА………………………………………….5
1.1.Жилищное строительство Российской Федерации: структура, особенности, значение…………………………………………5
1.2.Нормативно-правовая база регулирования жилищного строительствам в России……………………………………… 8
1.3.Анализ современного состояния жилищного строительства в России………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА….... 15
2.1.Формы и методы воздействия государственных финансов на
экономику …………………………………………………….15
2.2.Формы воздействия государственных финансов на жилищное строительство в Российской Федерации………… 22
2.3. Методы воздействия государственных финансов на жилищное строительство в Российской Федерации………….29
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………… 33
3.1.Основные проблемы жилищного строительства в Российской Федерации……………………………………….33
3.2.Перспективы развития жилищного строительства в Российской Федерации…………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……….. 35

Файлы: 1 файл

Kursovaya_moya2.docx

— 649.18 Кб (Скачать файл)

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно  вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство  дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных  норм. Например, при несвоевременной  уплате налогов взимаются штрафы.

- предусматривают организацию  управления предприятиями государственного  сектора экономики, государственной  собственностью.

Экономические средства воздействия  на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:

- государственного экономического  прогнозирования;

- государственного экономического  программирования;

- бюджетно – налоговой  системы;

- денежно – кредитной  политики;

- валютной политики;

- таможенной политики. [17]

В статье Соловьева О.А которая называется «Особенности механизма государственного регулирования экономики» государственное регулирование осуществляется следующими основными методами: прямого регулирования хозяйства; косвенного воздействия на экономику через кредитно-денежную сферу. Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики разработка законодательных актов необычайно разнообразны, например, принятие ГК РФ, НК РФ. Методы такого регулирования могут быть самые разнообразные. Государство объединяет предпринимателей по отраслям, присваивает правлению картеля функции государственной монополии, берет на себя закупку сырья на внешних рынках, вводит карточную систему распределения потребительских товаров и т.д. Косвенное вмешательство предполагает осуществление государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.

Преимуществом косвенных  методов воздействия является то, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостатком — определенный временной лаг, возникающий между  моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реальными  изменениями в хозяйственных  результатах. По организационно-институциональному критерию косвенные методы принято  относить к экономическим мерам  государственного регулирования. Эти  меры регулирования связаны или  с созданием дополнительного  материального стимула, или с  опасностью финансового ущерба. Из экономических мер наиболее часто используются: средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики; средства денежно-кредитной политики; прогнозирование, планирование и программирование экономики; воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом. Различают следующие формы регулирования:

  • перспективное (априорное) регулирование, осуществляющееся главным образом в виде программирования и предназначенное для решения преимущественно задач развития и роста производства, совершенствования производительных сил, социального развития;
  • текущее (апостериорное) регулирование, осуществляемое посредством различных мероприятий конъюнктурного характера и предназначенное, прежде всего, для поддержания сбалансированности производства;
  • перспективно-текущее регулирование, осуществляемое главным образом посредством специальных программ по поддержанию сбалансированности экономики.

 

2.2. Формы воздействия  государственных финансов на жилищное строительство.

 

 

Финансовый механизм - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов  формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного  определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным  элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок  их организации, т. е. установление механизма  аккумуляции, перераспределения и  использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике.

Различают два вида форм государственного воздействия: прямое и косвенное.

Прямое тарифное воздействие осуществляется через: установление максимальных, минимальных тарифов и «тарифного коридора». Предельные тарифные ставки могут устанавливаться исходя из интересов государства, субъектов хозяйствования. Причем в основу тарифного регулирования должны закладываться эффективные тарифные системы, где уровень тарифов регулируется с учетом ограничений, условий конкуренции в строительной отрасли и других факторов. По времени действия тарифное регулирование может быть перманентным, парциальным и спорадическим. По степени охвата регулирующим воздействием методы могут быть комплексными, сегментными и индивидуальными. По масштабности методы тарифного регулирования могут быть стратегическими, тактическими, оперативными и текущими.

К косвенному воздействию относят налоговую политику, меры по принятию и совершенствованию антимонопольного законодательства, предоставление дотаций и субсидий.

Инвестиционно - строительная сфера представляет собой совокупность экономических взаимоотношений между ее субъектами по вопросам осуществления инвестиций в основной капитал в форме капитальных вложений, т. е. создания и воспроизводства основных фондов всех отраслей хозяйственного комплекса.

Субъекты инвестиционно - строительной сферы:

  • инвесторы (застройщики, заказчики) в лице государства, частных предприятий и предприятий иных форм собственности, граждан, вкладывающих инвестиции в создание или поддержание в рабочем состоянии основного капитала;
  • подрядные строительные предприятия, проектно- изыскательские организации, предприятия стройиндустрии и промышленности строительных материалов и прочие предприятия строительного комплекса, осуществляющие основные этапы реализации инвестиционных проектов (проектирование, изготовление основных строительных материалов, конструкций, изделий, возведение зданий и сооружений);
  • учреждения центрального и коммерческих банков, осуществляющие взаиморасчеты между всеми участниками инвестиционного процесса;
  • предприятия большинства отраслей народного хозяйства, поставляющие материалы, товары и услуги для участников инвестиционного проекта;
  • посреднические и информационные фирмы.

Источники финансирования жилищного  строительства в России можно  представить в следующем виде:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники финансирования жилищного  строительства




 

 


Привлеченные  средства

Средства инвесторов

Средства долевых участников

ПРО

Гос поддержка

Гос заказ




 

Собственные средства

Уставный капитал

Продажа активов

Прибыль фонда

Амортизация

Снижение уровня запасов


Заемные средства

Банковский кредит

Коммерческий кредит

Выпуск долговых инструментов




 

 

 

Рис.4. Источники финансирования жилищного строительства

 

Основным и фундаментальным  источником финансирования жилищного  строительства в мире являются собственные  средства строительных компаний. В  России же дела обстоят совершенно иначе. Одна из особенностей строительной отрасли — значительная стоимость  возводимого объекта — ограничивает возможности строительных организаций  в использовании собственного капитала, рост которого происходит, в основном, за счет получаемой чистой прибыли. Тенденция  к  смещению ориентиров в спросе в сторону более качественного  жилья привели к значительному  превышению стоимости возводимых жилых  объектов над объемом имеющихся  в распоряжении строительных компаний собственных средств. Преимущества использования собственного капитала в строительстве очевидны: ресурсы  являются бесплатными, не требуют возврата и дают полную свободу в их распоряжении. Однако, как показывает практика, собственных средств достаточно лишь для возведения фундамента дома. Для существенного роста капитала строительных компаний потребуются годы, а может быть и десятилетия.

В итоге, в условиях постоянного  дефицита собственных оборотных  средств, все более актуальным становится поиск альтернативных источников финансовых ресурсов, в качестве которых выступают  привлеченные и заемные средства. Считаю целесообразным разбить внешние  финансовые ресурсы на 3 вида:

  1. привлеченные средства инвесторов — юридических лиц;
  2. заемные средства финансово-кредитных учреждений.
  3. привлеченные средства долевых участников (физ. или юр.лиц);

       Первый вид финансовых ресурсов, в основном, имеет место в крупных городах (в большей мере это относится к Москве и Санкт-Петербургу), т. к. на данном этапе инвесторами выступают крупные столичные холдинги (ПСБ-Инвест Групп, Swiss Realty Group), имеющие в своем распоряжении свободные денежные ресурсы и заинтересованные в их вложении в быстрорастущий рынок недвижимости.

Второй вид финансовых ресурсов настоящее время находится  в «замороженном» состоянии, что  обусловлено нехваткой ликвидности  в кредитной системе.  В настоящее  время прямое кредитование строительных организаций финансово-кредитными учреждениями в России почти полностью  отсутствует. Основными игроками на данном рынке являются Сбербанк, Внешторгбанк, Газпромбанк. В данной ситуации взаимоотношения  кредитных учреждений и строительных организаций сводятся к расчетно-кассовому  обслуживанию и краткосрочному кредитованию (до 1 года) в незначительных для строительных компаний объемах (в основном, для  покрытия кассовых разрывов).

Между тем, прямое кредитование строительных организаций банками  имеет ряд неоспоримых преимуществ, которые существенно повышают его роль и значимость в развитии рынка жилищного строительства. Среди них можно выделить следующие основные плюсы данной схемы:

  • снижается зависимость строительных организаций от поступления средств от реализации квартир дольщикам;
  • выдерживаются нормативные сроки строительства;
  • дается возможность предлагать подрядным организациям и поставщикам строительных материалов выгодные договора с гарантией их безусловной оплаты.

Более того, и это главное  — финансирование строительства  с использованием кредитных ресурсов банков позволяет строительной организации  за счет возможности реализации квартир  на более поздней стадии строительства  получить дополнительную прибыль благодаря  продаже квартир по более высокой  цене.

Однако основным недостатком  данной схемы является сокращение нормы  прибыли строительных компаний, что  обусловлено более низкими (чем  после сдачи дома) ценами, по которым  реализуются квартиры долевым участникам. Кроме того, в ряде случаев использование  данной схемы приводит к крайне негативным последствиям: замораживанию строительного  объекта. Это возникает в результате финансового просчета и воздействия  внешних факторов, таких как резкий скачок цен на стройматериалы и недвижимость.

Инвестиции в жилищное строительство — это расходы  на строительство новых домов, а  также реконструкцию и поддержание  в нормальном состоянии существующего жилого фонда.

В последние два года часто звучали прогнозы о том, что нынешний год станет переломным — поскольку начиная с 2008 года ни одного проекта строительства жилого комплекса заложено не было. А потому образовавшийся дефицит станет стимулом для роста цен на жилье. Однако ближе к концу года оптимистичные прогнозы сменились более сдержанными: рост стоимости квадратных метров с учетом инфляции составит не более 7—10%. А при таких условиях сложно рассчитывать на то, что на рынок вернутся девелоперы и застройщики.

Государство всячески пытается реанимировать рынок недвижимости. Происходит это, по мнению председателя экспертного совета Республиканской палаты оценщиков Александра Калинина, по нескольким причинам. Во-первых, потому что присутствует социальная составляющая вопроса — необходимость обеспечения населения жильем, проблема невыплат по ипотечным займам и проблема дольщиков. Во-вторых, пристальное внимание государства к рынку недвижимости продиктовано необходимостью сохранения рабочих мест, зарплаты для участников рынка недвижимости, связанных со стройиндустрией. Во времена строительного бума их численность достигала полумиллиона человек, даже если учесть, что с рынка ушло 50% компаний, так или иначе связанных с рынком недвижимости, то цифра в любом случае получается достаточно большая.

Именно поэтому государство  и взяло на себя главную роль на рынке жилья, выступая и в качестве инвестора, и оператора. Строительные же организации являются зачастую лишь подрядчиками. Подобным способом сейчас держатся на плаву многие строительные компании, как крупные, так и мелкие. И в нынешнем году, похоже, ситуация не изменится: рынок жилья будет все так же зависеть от действий государства, тем более что ожидать значительного повышения цен на жилье не приходится (а именно это и могло бы вернуть девелоперов на рынок жилой недвижимости

Так что в 2012 году не будет  никаких кардинальных изменений  на рынке недвижимости: девелоперы будут пережидать кризис на рынке  жилья и дожидаться роста цен  и, главное, увеличения спроса. Однако уже через несколько лет, когда  будет реализована очередная  государственная программа жилищного  строительства, но все еще будет  сохраняться дефицит, инвесторы  вернутся на рынок жилой недвижимости. Ниже представлен график, на котором видно, что инвестиции в жилищное строительство в прошлом году выросли, но всё ещё не дотягивают до предкризисных показателей(рис.5).

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу жилищного строительства