Формы финансового стимулирования предприятий малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 05:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить теоретические основы финансового стимулирования развития малого бизнеса и перспективы его развития в России. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и принципы финансового стимулирования малого бизнеса;
- раскрыть содержание форм финансового стимулирования малого бизнеса;
-выявить проблемы и перспективы финансового стимулирования малого бизнеса;
- определить особенности форм и методов финансового стимулирования малого предпринимательства на территории РФ и Воронежской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРО-ВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ………………………….
6
1.1. Классификация, критерий принадлежности предприятий малого бизнеса в экономике………………………………………………...
6
1.2. Особенности функционирования предприятий малого бизнеса……………………………………..…………....…………...
11
1.3. Роль стимулирования развития малого бизнеса……...………… 17
2. ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………….………………………………..
20
2.1. Государственное и муниципальное финансовое стимулирование развития малого бизнеса …………………………………………
20
2.2. Негосударственное финансовое стимулирование развития малого бизнеса……………………………………………………...
34
3. ПРОРБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ..……
44
3.1. Проблемы финансового стимулирования предпринимательства в РФ и мероприятия по их решению……………….………………
44
3.2. Перспективы применения финансовых методов стимулирования малого бизнеса в РФ……………………..………………………….
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………... 59

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.docx

— 274.12 Кб (Скачать файл)

Эти и  многие другие аспекты поддержки  предпринимательства законодательно регулируются только в отдельных  документах, не получая практической реализации в экономической жизни  страны.

Разработка  теоретических и правовых вопросов государственной системы поддержки  предпринимательства может принести реальные результаты только при условии, если вся система государственной  поддержки будет обеспечена конкретными  организационными мероприятиями. Данная проблема - реализация государственной  поддержки предпринимательства - является, наиболее сложным аспектом всей задачи, так как механизм претворения  в жизнь любых нормативных  актов в процессе экономической  реформы - это сложный процесс, требующий  большой организационной работы, прежде всего в регионах.

На сегодняшний  день ряд перечисленных выше направлений  реформирования государственной системы  поддержки предпринимательства  нашел отражение и подкрепление в новом Гражданском кодексе  Российской Федерации, в федеральном Законе  № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, в Государственной программе демонополизации экономики и развития, конкуренции на рынках Российской Федерации и других.

Важной  составной частью государственной  системы регулирования предпринимательства  является создание условий для ее юридической защищенности в федеральных  и региональных целевых программах.

Основные  требования, предъявляемые к целевой  программе защиты предпринимательства, заключаются в следующем: соответствие общей концепции развития рыночных отношений в России; приоритет  особенностей России, учет мирового опыта  в данной сфере; комплексность программы, сбалансированность и взаимосвязанность позиций, предусматриваемых в различных разделах программы; полнота программы - она должна включать все необходимое для решения поставленных задач; реалистичность планируемых мер и мероприятий; наличие этапности проводимых работ; постановка конкретных задач перед министерствами и ведомствами; ориентация на существующую практику составления и реализации целевых программ.

Следует отметить, что западные системы господдержки малого бизнеса отличаются разнообразием  своих программ. Это программы, рассчитанные на женщин-предпринимателей, военных, сельских жителей, национальные меньшинства, людей, проживающих в неблагоприятных  условиях. В России же все программы  адресуются «малому бизнесу» в целом. Поэтому, одна из проблем стимулирования предпринимательства - недостаточная  дифференциация поддержки малого бизнеса.

 

3.2 Перспективы применения финансовых методов стимулирования малого бизнеса в РФ.

Сплошное  статистическое наблюдение субъектов  предпринимательства, которое проводилось  Росстатом в 2011 года, является не только экономически значимым проектом - данное обследование должно способствовать построению новых продуктивных отношений между  властью и бизнес - сообществом.

Проводить сплошное наблюдение достаточно сложно, так как малый бизнес не любит  распространяться о себе.

В ходе масштабного  обследования впервые была получена полная информация о состоянии сектора  индивидуального предпринимательства  в России, а также представлены уникальные данные о развитии малого бизнеса в разрезе муниципалитетов  и городских районов по видам  экономической деятельности.

Организовать  свой бизнес, значительно выгоднее работы на работодателя, а благодаря планомерной поддержке государства малому бизнесу, это уже не так сложно, как двадцать лет тому назад. Однако и ему нужна помощь.

Правительство Российской Федерации продолжает осуществлять помощь малому бизнесу в соответствии с разработанной стратегией. Несмотря ни на что, субсидии малому бизнесу  в 2011 году не сократились в объёме, а в некоторых регионах даже увеличились. Сегодня Правительство Москвы планирует  втрое увеличить количество малых  и средних предпринимателей, которые  получат субсидии на развитие бизнеса. По словам представителя мэрии Москвы, объем субсидий малому бизнесу составит более двух миллиардов рублей. Также  ожидается, что целевая субсидия от федерального бюджета для малых  предприятий составит 1 миллиард рублей.

Другие  регионы Российской Федерации также  предлагают предпринимателям различные  виды дотаций для малого бизнеса. Например, в республике Адыгея в  настоящее время в республике действует около 3000 малых предприятий, на субсидии малому бизнесу выделено около 300 миллионов рублей. В Смоленской области начинающие предприниматели  могут рассчитывать не только на субсидии, но и на получения гранта для молодых  предпринимателей.

Организация малых предприятий является одним  из наиболее эффективных способов создания рабочих мест. Те предприниматели, которые будут готовы принять на работу безработных по направлению с биржи труда, получат субсидирование в размере 58,8 тысяч рублей. В настоящее время в России существует огромная скрытая безработица, так как далеко не все люди, которые потеряли работу, регистрируются на бирже труда, потому, что это отнимает слишком много времени и не позволяет быстро найти работу. По мнению чиновников, субсидии малому бизнесу в 2012 году должны помочь справиться с безработицей. Но, к сожалению, в России много моногородов, где финансовое процветание граждан зависит от работы одного единственного городского предприятия.

Несмотря  на увеличение субсидий малому бизнесу  в 2011 году, количество людей, которые  готовы открыть собственное дело в 2012 году увеличилось незначительно. Несмотря на все меры, предпринимаемые  правительством Российской Федерации  и органами местного самоуправления, многие россияне не спешат открывать  собственные малые предприятия. Виной тому в большей степени  является инертность россиян, которые  предпочитают работать на крупных государственных  предприятиях, а не в частном секторе, где самому приходится принимать  множество ответственных решений.

Возможно, увеличение субсидий малому бизнесу  в 2011 году позволит «расшевелить» граждан, которые будут более активно  создавать малые и средние  предприятия.

Сегодня в России задействованы различные  формы государственной поддержки  малого предпринимательства.

Это и  льготное кредитование, на выгодных предпринимателю  условиях, льготный лизинг, льготный аутсоринг (услуги сторонних организаций по бухгалтерскому и юридическому обслуживанию), предоставление грантов, бизнес-инкубаторы (возможность снять хороший, функционирующий  офис за умеренную плату) и многое другое.

Одной из самых привилегированных форм помощи малому бизнесу от государства, а  так же стимулирования безработного населения к началу организации собственного дела, на сегодняшний день, является предоставление субсидий в денежном выражении (58 800 рублей) при регистрации себя в качестве индивидуального предпринимателя.

В 2011 году условия обеспечения настоящей  субсидии претерпела некоторые изменения, и потенциальный предприниматель  может реально получить не только 58 800 рублей единовременно (и естественно  безвозмездно), но и 117 600 рублей в течение первого года ведения предпринимательской деятельности, с учетом выполнения определенных условий, в частности, трудоустройство не менее 2-х человек с территориального Центра занятости населения. Это немалая помощь малому бизнесу от государства.

Субсидия  предоставляется на безвозмездной  основе только согласно целевого использования  субсидированной суммы. Это значит, что целевое расходование предоставляемой  субсидии, предприниматель обязан подтвердить  документально - товарные чеки, накладные, счет-фактуры, договора и другой документацией.

Сравнительный анализ проблем и перспектив развития предпринимательства в Воронежской области 2010-2011 г., проведенный на основе опроса воронежских предпринимателей, определил существующую ситуацию в отношении к государственной поддержке: варианты ответов на вопрос «Получала ли Ваша компания государственную поддержку или планирует воспользоваться какими-либо формами государственной поддержки предпринимательства?» систематизированы и представлены в рис.8.

 

 

 

 

 

 

Рис.8.Мнение предпринимателей о формах государственной поддержки малого бизнеса (%, распределение по отраслям)

Результат приведенных данных диаграммы  следующий: ряд компаний уже получил  поддержку от государства – 11% и 8% предпринимателей уже выбрали  подходящий для компании вид поддержки, но, к сожалению, половина предпринимателей (50%), считает, что вид поддержки, необходимый  для их компании, отсутствует, а 15% предпринимателей считают, что процедуры получения  необходимой поддержки слишком  сложные.

Проведя анализ по отраслям можно сказать, что  в сельском хозяйстве половина опрошенных предприятий уже получила необходимую  поддержку.

Очевидно, это связано с реализуемой  программой развития АПК. В обрабатывающем производстве также велика доля компаний, получивших поддержку – 35%, а 20% предприятий  уже определились с необходимым  видом поддержки. В сфере услуг  населению и научных исследований с необходимыми видами поддержки определились 25% и 33% предприятий соответственно. В разрезе по численности занятых на предприятии 69% микро предприятий, 58% малых предприятий и 77% средних предприятий считают, что подходящие для них формы поддержки отсутствуют или процедуры получения господдержки очень сложные.

Таким образом, очевидно, что необходимо разрабатывать  специальные формы и виды поддержки  для малого и среднего предпринимательства  и проводить их активную популяризацию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В работе исследован комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с финансовым стимулированием развития малого бизнеса.

Существенная  роль малого предпринимательства в  экономической жизни стран с  рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики  действует подавляющее большинство  предприятий, сосредоточена большая  часть экономически активного населения  и производится примерно половина ВВП. А также вследствие, большого числа  малых предприятий, обеспечивается здоровая конкурентная борьба меду ними, что в свою очередь обеспечивает в странах с развитой рыночной экономикой улучшение качества продукции  и услуг, а также стремление к  снижению их себестоимости.

Одним из наиболее серьезных препятствий развития малого предпринимательства в России является ограниченный доступ к финансированию на всех стадиях развития предприятия. Фактическая недоступность для  малых предприятий финансово-кредитных  ресурсов, необходимых для создания и развития бизнеса, обусловлена, в  частности, следующими причинами:

- относительно высокими процентными ставками по кредитам;

- чрезмерно жесткими требованиями к гарантийному обеспечению кредитов;

- неэффективным использованием бюджетных средств, направленных на финансово-кредитную поддержку субъектов малого предпринимательства;

- неблагоприятным налоговым режимом по отношению к кредиторам и заемщикам;

- отсутствием у малых предприятий налоговых стимулов для увеличения доли собственных средств, направляемых на развитие бизнеса.

Также большое  значение для экономики имеет то, что малый бизнес играет исключительно важную роль в "подпитке" бюджетов всех уровней, особенно региональных и местных. Немаловажно, что сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокой степени оборачиваемости оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране.

Однако этому  сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность  труда, сложности с внедрением новых  технологий, ограниченность собственных  ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе  малого бизнеса вследствие массовых банкротств. Зато ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.

При всей значимости предпринимательства для страны на сегодняшний день оно развивается  медленными темпами. Российские предприниматели испытывают трудности, преодолеть которые можно только с помощью поддержки государства.

Российскому предпринимательству необходимы дополнительное финансирование, льготное кредитования, информационная поддержка, снижение административных барьеров.

В регионах действуют  комплексные программы развития и поддержки малого предпринимательства  в области, одним из направлений  которых является разработка мер  по вовлечению в предпринимательскую  деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе  безработных женщин и молодежи. Существует много организаций, которые занимаются поддержкой малого предпринимательства: фонды поддержки малого предпринимательства, региональные агентства поддержки малого и среднего бизнеса, Торгово-промышленная палата и другие. Задачи некоторых из них заключаются в обеспечении эффективного взаимодействия предпринимателей и органов государственной власти. Финансовая поддержка предпринимательства в России осуществляется в настоящее время Минэкономразвития, Российским Банком Развития, Российской Венчурной Компанией.

Информация о работе Формы финансового стимулирования предприятий малого бизнеса в РФ