Формы финансового стимулирования предприятий малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 05:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить теоретические основы финансового стимулирования развития малого бизнеса и перспективы его развития в России. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и принципы финансового стимулирования малого бизнеса;
- раскрыть содержание форм финансового стимулирования малого бизнеса;
-выявить проблемы и перспективы финансового стимулирования малого бизнеса;
- определить особенности форм и методов финансового стимулирования малого предпринимательства на территории РФ и Воронежской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРО-ВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ………………………….
6
1.1. Классификация, критерий принадлежности предприятий малого бизнеса в экономике………………………………………………...
6
1.2. Особенности функционирования предприятий малого бизнеса……………………………………..…………....…………...
11
1.3. Роль стимулирования развития малого бизнеса……...………… 17
2. ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………….………………………………..
20
2.1. Государственное и муниципальное финансовое стимулирование развития малого бизнеса …………………………………………
20
2.2. Негосударственное финансовое стимулирование развития малого бизнеса……………………………………………………...
34
3. ПРОРБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ..……
44
3.1. Проблемы финансового стимулирования предпринимательства в РФ и мероприятия по их решению……………….………………
44
3.2. Перспективы применения финансовых методов стимулирования малого бизнеса в РФ……………………..………………………….
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………... 59

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.docx

— 274.12 Кб (Скачать файл)

 

2. ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

2.1 Государственное и муниципальное финансовое стимулирование развития малого бизнеса

 

В любой  стране, при общественно-политической и социально-экономической системе  экономика в той или иной степени  регулируется государством в лице государственных  органов.

В странах  с рыночной экономикой степень вмешательства  государства и его органов  в экономическую деятельность предприятия  и предпринимателей носит преимущественно  косвенный характер.

Государство воздействует на экономику страны посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

На сегодняшний  день определены следующие методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность (см. рис.4).

Рис. 4.Методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.

Экономические методы – это налогообложение, перераспределение  доходов и расходов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, осуществление  государственной предпринимательской  деятельности.

Административные  методы - эти методы используются в случае, когда экономические неэффективны или неприемлемы: принятие и корректировка законодательства и контроль за его соблюдением.

Все эти  методы призваны регулировать предпринимательство, развивать его инфраструктуру, а  так же стимулировать реализацию его экономического потенциала14.

Основными целями муниципальной экономической  политики в сфере гармонизации поддержки  и развития предпринимательства  с основными целями и задачами социально-экономического развития территории являются:

-  усиление экономической привлекательности территории и создание благоприятных условий для инноваций и дальнейшего устойчивого ее развития;

- создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения отечественных и иностранных инвесторов;

- развитие социальной и рыночной инфраструктуры;

- увеличение налоговых сборов через эффективное развитие местной экономики;

- создание достаточных финансовых возможностей для проведения активной муниципальной социальной политики;

На государственном и муниципальном  уровне осуществляется финансово-кредитная  и фискально-налоговая поддержка  предпринимательства. Проанализируем деятельность каждого из видов.

I. Финансово-кредитная политика в Воронежской области осуществляется посредством действия трех фондов: Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Воронежской области, Фонда развития предпринимательства Воронежской области и Гарантийного фонда Воронежской области.

Рассмотрим каждый из фондов.

1. Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области в рамках осуществления основного вида деятельности предоставляет займы следующим юридическим лицам:

  • фондам поддержки (агентствам поддержки) субъектов малого и среднего предпринимательства, одним из учредителей которых являются субъект Российской Федерации (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) или орган местного самоуправления;
  • потребительским кооперативам и обществам;
  • небанковским депозитно-кредитным организациям;
  • некоммерческим партнерствам, автономным некоммерческим организациям и фондам;
  • коммерческим организациям.

Займы предоставляются на срок от 1 до 3 лет.

Целевое назначение займов – предоставление займов субъектам малого и среднего предпринимательства.

Данный фонд осуществляет микрофинансирование - вид деятельности, связанный с  оказанием финансовых услуг начинающим субъектам малого предпринимательства, являющийся эффективным инструментом в достижении более свободного доступа  малых предприятий к источникам финансирования и позволяющий многим стартующим предприятиям начать с нуля свой собственный бизнес.

Одной микрофинансовой организации  могут одновременно предоставляться  несколько займов. Общая сумма  основного долга одной микрофинансовой  организации по всем активным договорам  займов не может превышать более  чем в 15 раз размер собственных  средств организации.

Микрофинансовая организация подает заявку на получение займа в секретариат  ГФПМПВО. Заявка микрофинансовой организации  содержит размер и срок запрашиваемого займа, а так же предлагаемое обеспечение. Экономист выносит заявку вместе с экспертным заключением на рассмотрение комитета по финансированию микрофинансовых  организаций ГФПМПВО. Экспертное заключение включает оценку финансового состояния  микрофинансовой организации и  ее кредитоспособности.

Для оценки финансового состояния  микрофинансовых организаций используются следующие оценочные показатели:

    • коэффициент абсолютной ликвидности;
    • коэффициент текущей ликвидности;
    • коэффициент наличия собственных средств;
    • коэффициент общей рентабельности деятельности;
    • коэффициент уровня просроченной задолженности.

На основании  анализа оценочных показателей  устанавливается класс кредитоспособности микрофинансовой организации.

Рассмотрим  данные оценочные показатели на примере  ИП «Мир цветов» (табл. 2.1.).

Таблица 2.1.

Определение кредитоспособности организации

Коэффициент

Значение

Норма

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,51

>0,2

Коэффициент текущей ликвидности

2,3

>2

Коэффициент наличия собственных  средств

0,4

>0,1

Коэффициент общей рентабельности деятельности

0,512

>0,5


Источник: составлено автором.

Коэффициент уровня просроченной задолженности  не рассчитывается, так как данная фирма не имеет задолженности  на конец отчетного периода.

Таким образом, ИП «Мир цветов» может получить микрофинансовую  поддержку государственного фонда  поддержки малого предпринимательства  Воронежской области.

В качестве обеспечения  исполнения обязательств микрофинансовой  организации могут быть приняты  следующие виды обеспечения:

- уступка прав требования по займам организаций;

- государственные или муниципальные гарантии;

- залог имущества;

- поручительство физических или юридических лиц (рассматривается дополнительно с другими видами обеспечения)15.

В настоящее  время деятельность фонда ведется  по четырем приоритетным направлениям:

        - поддержка и финансирование инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в Воронежской области. В рамках данного направления фондом осуществляется финансирование 5 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства (в Воронеже и 4 муниципальных районах – Бобровском, Лискинском, Рамонском, Россошанском), а также их информационно-методическое и кадровое обеспечение. Под общим руководством ГФПМПВО муниципальными фондами в первом полугодии 2010 года выдан 271 заем на общую сумму 17,6 млн.руб. 166 субъектам МСП, из числа которых 69% – женщины-предприниматели. Это обеспечило сохранение 1162 и создание 8 новых рабочих мест на предприятиях заемщиков муниципальных фондов. Заемщиками также уплачено порядка 13,8 млн.руб. налогов в консолидированный бюджет области.

  - предоставление займов субъектам МСП, соответствующим критериям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», для ведения предпринимательской деятельности в рамках трех финансовых программ:

- на цели активизации бизнеса – предпринимателям в возрасте до 35 лет, действующим менее 1 года (в сумме до 150 тыс.руб., под 12% годовых, на 3 года, без залога и поручительства);

- на цели компенсации выбытия оборотных средств при оплате процентов по банковским инвестиционным кредитам – субъектам МСП, получившим банковские кредиты на инвестиционные цели (под 5% годовых, на срок, двукратно превышающий срок основного банковского кредита);

- на цели развития действующего бизнеса (в сумме до 600 тыс.руб., на срок – до 1 года).

        В рамках данного направления  деятельности фонда в первом  полугодии 2010 года предоставлено  559 займов на общую сумму 62 млн.руб. 427 субъектам МСП, из числа которых  81% действуют в сельских районах  области. 74% заемщиков фонда –  женщины-предприниматели, а 25% заемщиков  – молодые граждане в возрасте  до 35 лет. Обеспечено сохранение 3669 и создание 32 новых рабочих  мест на предприятиях заемщиков  фонда. Заемщиками также уплачено  порядка 37,4 млн.руб. налогов в  консолидированный бюджет области; 

        - предоставление поручительств по кредитным обязательствам субъектов МСП, действующих в сфере производства, сельского хозяйства и услуг, перед коммерческими банками. В первом полугодии 2010 года предоставлены поручительства 8 субъектам МСП, получившим кредиты Цетрально-Черноземного банка Сбербанка России и ОАО «Московский индустриальный банк» в общей сумме 20,95 млн.руб. На предприятиях указанных субъектов МСП сохранено 106 и создано 25 новых рабочих мест. Указанными предприятиями также уплачено не менее 98 тыс.руб. налогов в областной бюджет и 115 тыс.руб. налогов в федеральный бюджет;

        - консультирование начинающих предпринимателей и граждан, желающих начать предпринимательскую деятельность по вопросам привлечения внешнего финансирования. В рамках этого направления деятельности в первом полугодии 2010 года предоставлены консультации предпринимателям-инициаторам 54 инновационных проектов, претендующих на гранты Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в сумме 166 млн.руб.

        На систематической основе ведется  консультирование безработных по  вопросам составления бизнес-планов  микропредприятий и активизации  предпринимательской деятельности. В первом полугодии 2010 года  консультации предоставлены 99 безработным  гражданам (общий объем консультаций  – 243,5 часа), а также проведена  экспертиза 125 бизнес-планов, направленных  в ГФПМПВО 18 территориальными  центрами занятости населения. 

2. Фонд развития предпринимательства Воронежской области (ФРПВО): осуществляет выдачу микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП).16

Заемщиками  ФРПВО являются субъекты МСП, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», к малым  предприятиям, в том числе к  микропредприятиям, и средним предприятиям), которые:

  • зарегистрированы и осуществляют свою деятельность на территории Воронежской области;
  • занимаются предпринимательской деятельностью более трех месяцев с начала ведения деятельности (наличие бухгалтерской отчетности минимум за 1 квартал);
  • полностью правоспособны и дееспособны (не находятся в состоянии ликвидации, реорганизации и банкротства);
  • не имеют задолженностей перед бюджетами всех уровней и просроченных кредитов;
  • располагают обеспечением обязательств по микрозайму (залог движимого имущества, поручительство, солидарное поручительство).

Целевое назначение займов – поддержка  и развитие действующего бизнеса  заемщика, либо временное замещение  в структуре оборотного капитала заемщиков их собственных средств, направляемых на потребительские нужды. Изменение целевого назначения займа  не допускается.

В рамках данного фонда осуществляется программа «Молодежный бизнес России». Условия предоставления займа в  рамках данной программы:

- заем может получить ИП, являющийся гражданином РФ в возрасте от 18 до 35 лет, а также юридическое лицо, в котором доля в уставном капитале лиц, не достигшие 35 лет, составляет не менее 50%.

- заем выдается на старт бизнеса. Сумма предоставляемого займа – до 150000 рублей;

- основанием для выдачи займа является созданный бизнес-план, который рассматривается и одобряется решением экспертного совета;

- при оформлении и выдаче займа не взимаются комиссии и дополнительные платежи и т.д.

Данная программа развивается, на конец 2010 года в ней приняли  участие более 25% предпринимателей.

3. Гарантийный фонд Воронежской области.17

В целях обеспечения доступа  к банковским финансовым ресурсам Гарантийный  фонд Воронежской области (далее - ГФВО) предоставляет поручительство субъектам  малого и среднего предпринимательства  и организациям инфраструктуры поддержки МСП города Воронежа и Воронежской области, не располагающим достаточным объемом имущества для предоставления в залог кредитным организациям.

Информация о работе Формы финансового стимулирования предприятий малого бизнеса в РФ