Формирование и использование территориальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Существуют проблемы по формированию доходной части территориальных финансов, которые можно разделить на две основные группы:
Проблемы, касающиеся перераспределения налогов между бюджетами различных уровней.
Проблемы, связанные с неуплатой налогов в бюджет.
Проблемы, связанные с наполнением бюджета реальными денежными поступлениями.
Целью выполнения данной работы является исследование территориальных финансов Республики Татарстан.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Социально-экономическая сущность, содержание и назначение территориальных финансов…………………………………………………….5
1.1. Понятие и принципы организации территориальных финансов………..5
1.2. Состав и структура территориальных финансов…..…6
1.3. Роль территориальных финансов в социально-экономическом
развитии…………………………………………………………………………8

2. Возникновение и развитие территориальных финансов в России…….....10
2.1. Развитие территориальных финансов в России до 1917 г…………...…10

2.2. Развитие территориальных финансов в СССР………………………….13
2.3.Территориальные финансы в современной России………………..……14

2.3.1. Особенности формирования доходов
территориальных финансов.............................................................................14

2.3.2.Особенности расходования средств территориальных финансов. Эффективность и целесообразность расходов
территориальных финансов…………………………………………………..17

3. Особенности организации территориальных финансов в Республике Татарстан…………………………………………………………………….…25

4. Финансовые проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Татарстан…………………………………………...…32

Заключение…………………………………………………………….………39

Список используемой литературы………………………………….………..40

Файлы: 1 файл

Финансы курсовая моя.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Министерство образования и науки Республики Татарстан

 

Альметьевский государственный нефтяной институт

 

 

Кафедра «Экономика предприятий»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Финансы и кредит»

 

на тему:

 

«Формирование и использование территориальных финансов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнил студент

                                                                  группы 46-81

                                                                          Галимзянова Л.И.

                                                                                   Проверил к.э.н., доцент

                                                                     Садыкова Р.Ш.

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2009г. 
Содержание:

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Социально-экономическая сущность, содержание и назначение территориальных финансов…………………………………………………….5

1.1. Понятие и принципы организации территориальных финансов………..5

1.2. Состав и структура  территориальных финансов…..…6 

1.3.  Роль территориальных финансов в социально-экономическом

 развитии…………………………………………………………………………8

 

2. Возникновение и развитие территориальных  финансов в России…….....10

2.1. Развитие территориальных финансов в России до 1917 г…………...…10  

 
2.2. Развитие территориальных финансов  в СССР………………………….13  

2.3.Территориальные финансы в  современной России………………..……14  

 

2.3.1. Особенности формирования доходов

 территориальных финансов.............................................................................14

 

2.3.2.Особенности расходования средств  территориальных финансов. Эффективность и целесообразность расходов

территориальных финансов…………………………………………………..17 
        
3.  Особенности организации территориальных финансов в Республике Татарстан…………………………………………………………………….…25

 

4. Финансовые проблемы и перспективы  социально-экономического развития Республики Татарстан…………………………………………...…32

 

Заключение…………………………………………………………….………39

 

Список используемой литературы………………………………….………..40 
                                                            Введение

 

Территориальные финансы субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской федерации - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Территориальные финансы Российской Федерации и финансы муниципальных образований, находящихся на его территории составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

По экономической сущности региональный бюджет - это денежные отношения, возникающие у региона с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода.

Функционирование территориальных финансов происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов. Доходы и расходы - это категории каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности региона, расходы - удовлетворению общерегиональных потребностей.

Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности региона, какие слои общества отчисляю больше из своих доходов. Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Основную часть доходов территориальных финансов в 2007 г. составили налоговые поступления.

К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней.

Существуют проблемы по формированию доходной части территориальных финансов, которые можно разделить на две основные группы:

    1. Проблемы, касающиеся перераспределения налогов между бюджетами различных уровней.
    2. Проблемы, связанные с неуплатой налогов в бюджет.
    3. Проблемы, связанные с наполнением бюджета реальными денежными поступлениями.

Целью выполнения данной работы является исследование территориальных  финансов  Республики  Татарстан. 
          Мною была изучена литература по теме курсовой работы «Формирование и использование территориальных финансов»:

Дробозина Л.А. и др. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006, с.267. В этой книге раскрывается понятие «территориальные финансы», анализируются их особенности и др.

Грицюк Т. В. «Системные механизмы управления межбюджетными отношениями». – М.: Едиториал УРСС, 2007 – 384 с. В этой книге раскрывается основная составная часть территориальных финансов, т.е. территориальные бюджеты, механизмы управления отношений между бюджетами различных уровней.

Яндиев М. И. «Теория финансов. Трансформация финансов органов власти». – М.: ТЕИС, 2006 – 240 с. В этой книге изложены основные положения органов власти. Дается историческая справка становления и развития земства в дореволюционной России. Раскрываются основные принципы органов власти в Российской Федерации. Анализируется опыт стран Западной Европы.

Также в курсовой работе использован сайт http://tatstat.ru, в котором указаны основные статистические данные об отраслевом развитии экономики Республики Татарстан и стратегии регионального развития со слов Премьер-министра РТ Рустама Минниханова.

Задача работы – выявление и раскрытие понятия территориальные финансы.

Решение проблем любого территориального бюджета зависит от проведения подлинной, а не декларируемой финансовой реформы, цель которой - создание прочной финансовой системы, функционирующей на приемлемых для всех принципах, усиливающей влияние каждого звена на экономику и социальную сферу, развязывающую инициативу и поднимающую ответственность всех субъектов власти за результаты своей деятельности. Необходимо, чтобы финансовая система и каждая из ее составляющих способствовали улучшению социальных условий проживающих граждан на соответствующей территории.

 

 

 

1. Социально-экономическая сущность, содержание и назначение территориальных финансов.

1.1. Понятие и принципы организации территориальных финансов

В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации – это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.

Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально – культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, так как через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, строительства и содержания дорог.

Таким образом, территориальные финансы  – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.1

В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера использования расширяется. Территориальные финансы – это превалирующая часть финансовых ресурсов государства.

Сущность и роль территориальной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную:

    1. Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств

для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

    1. Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.
    2. Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.

Основная особенность территориальных финансов заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к категории децентрализованных финансов.

Принципы организации территориальных финансов:

    • самостоятельность;
    • сбалансированность;
    • государственная финансовая поддержка (целевая и не целевая финансовая помощь из федерального бюджета);
    • прозрачность;
    • гласность.

 

1.2. Состав и структура  территориальных финансов  

Территориальные финансы можно охарактеризовать как совокупность денежных средств, направляемых на экономическое и социальное развитие территорий. Их основными источниками являются бюджетные ассигнования, средства субъектов хозяйствования, кредитные ресурсы и средства домашних хозяйств. Перечисленные средства можно считать составными элементами территориальных  финансов. 
       Основная составная часть территориальных финансов – территориальные бюджеты. В настоящее время полномочия и задачи территориальных органов власти расширяются, следовательно, растет и их финансовая база. Т. е. сумма средств, аккумулируемых в территориальных бюджетах, возрастает, что повышает их роль в бюджетной системе страны.2 
       К средствам субъектов хозяйствования относятся: 
        - средства предприятий и учреждений, находящихся в собственности территориальных органов власти, т. к. результаты их финансовой деятельности становятся собственностью этих органов; 
        - финансовые ресурсы коммерческих организаций, используемые ими для финансирования социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов, т. к. эти средства направляются на удовлетворение потребностей населения и в этом случае играют роль государственных финансов. 
       Другие компоненты территориальных финансов составляют незначительную долю в общей сумме средств. К ним относятся: 
        - территориальные внебюджетные фонды, которые, как правило, имеют целевое назначение и формируются за счет добровольных взносов организаций и населения или законодательно установленных сборов; 
        - территориальные кредиты и займы, т. е. средства, полученные или предоставляемые субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам; 
        - финансовые ресурсы, создаваемые населением в рамках домашнего хозяйства. 
       Из всех перечисленных источников средств к централизованным финансам можно отнести только бюджетные средства. Остальные компоненты территориальных финансов являются децентрализованными. 
       Финансы территориальных органов власти – это, по сути, те же территориальные финансы, но с несколько другой точки зрения. 
       Рассмотрим составные части территориальных финансов в контексте их принадлежности органу власти. Бюджетные средства полностью находятся в распоряжении органа власти и, как правило, составляют основную часть его финансовых ресурсов. Органы власти также оказывают значительное влияние на территориальные внебюджетные фонды, поэтому средства этих фондов тоже можно считать принадлежащими территориальным органам власти. Территориальные кредиты и займы в данном случае называются долгом органа власти и включают в себя сумму текущей задолженности и проценты, подлежащие уплате органом власти. 
       Кроме того, в состав финансовых ресурсов органа власти входят различные денежные резервы: страховые фонды, сбережения, дебиторская задолженность. 
       Что касается финансов предприятий и организаций, то в распоряжении органов власти и местного самоуправления находятся только средства, полученные в результате деятельности государственных и муниципальных предприятий. На финансы других хозяйствующих субъектов и населения органы власти могут влиять лишь косвенно, поэтому в состав финансов органов власти включают не сами эти финансовые потоки, а только право влияния на них.3 
       Таким образом, можно считать, что территориальные финансы в целом соответствуют финансам территориальных органов власти. Это вполне закономерно, т. к. большая часть финансовых потоков, поступающих в регион, находится под контролем территориальных органов власти и органов местного самоуправления.4 

Информация о работе Формирование и использование территориальных финансов