Формирование финансовой политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение особенностей финансовой политики на предприятии и оптимизация учетной политики для улучшения финансового состояния предприятия.
В соответствии с целью, объектом, предметом поставлены задачи исследования, определить сущность и содержание финансовой политики предприятия, рассмотреть методы управления оборотным капиталом, дебиторской задолженностью. Провести анализ предприятия ОАО «УРАЛЗАВОДМОНТАЖ»
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что содержащиеся в ней положения и выводы представляют научный и практический интерес для процесса формирования финансовой политики на предприятии.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ курс3 .docx

— 160.94 Кб (Скачать файл)

Процесс разработки дивидендной  политики может включать несколько  этапов. Первым является оценка факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов. Вторым этапом будет выработка типа дивидендной политики с учетом данных факторов и в соответствии с общей  финансовой стратегией предприятия. Третьим является оценка эффективности дивидендной политики и её коррекция по результатам оценки.

Среди факторов, влияющих на дивидендную политику, можно выделить следующие:

 а) факторы, характеризующие  потребности предприятия в дополнительном  финансировании (например, разработка  новых инвестиционных проектов, необходимость увеличения капитала для оказания противодействия поглощению со стороны конкурента, необходимость платежей по ранее взятым кредитам и т.п.).

б) факторы, характеризующие  возможности предприятия привлекать финансовые ресурсы из внешних источников или использовать дополнительные внутренние источники.

Возможности привлечения  внешних источников финансирования как в виде акционерного, так в  виде заемного капитала зависят как  от конъюнктуры финансовых рынков, так и состояния самого предприятия, восприятия его как заемщика или  эмитента со стороны других участников рынка.

Таким образом, при формировании финансовой политики на предприятии очень важно уделить внимание каждому из пяти элементов.

 

1.2 Методы осуществления финансовой политики предприятия

 

 

К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия на современном этапе развития экономики относятся:

а) анализ и оценка финансово - экономического состояния;

б) разработка учетной и налоговой политики;

в) формирование кредитной политики;

г) управление основным капиталом и выбор метода амортизации;

д) управление оборотным капиталом и кредиторской задолженностью;

е) управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;

ж) определение ценовой политики;

з) выбор дивидендной и инвестиционной политики;

и) оценка достижений корпорации и её рыночной стоимости (цены).

Важнейшим инструментом финансовой политики является операционный анализ. Политика безубыточности определяет направление  финансового развития через объем  производства, необходимый для безубыточной работы организации. Для этого используют анализ безубыточности или анализ критических  соотношений общей выручки от реализации и объема производства с  затратами. Он производится на основе определения объема продаж, при котором  компания будет способна покрыть  все свои расходы без получения  прибыли. На рисунке 2 это изображено графически.

 

Рисунок 2 График прибыли  и убытков на предприятии

.

Точка безубыточности - это  уровень физического объема продаж на протяжении определенного периода  времени (месяц, квартал, год), за счет которого предприятие покрывает издержки. Ни для кого не секрет, что если объем  продаж выше точки безубыточности, предприятие зарабатывает деньги, а  если ниже - начинает терять их.

Успешное ведение коммерческой деятельности предприятия в значительной степени зависит от избранной  ими ценовой политики. Ценовая  политика включает определенные методы и цели предприятия.

К основным факторам, способствующим усилению роли цен и учитываемых  при финансовой политики, относятся: увеличение размеров предприятий и  усложнение форм их деятельности в  условиях рынка, неустойчивость макроэкономической конъюнктуры, усиление конкуренции, снижение рентабельности и общей экономической  эффективности производства. Состояние системы цен существенно влияют на жизнеспособность предприятий, их финансовую устойчивость.

Ценовая политика рассматривается  в контексте финансовой политики предприятия как её первичный  элемент. Формирование финансовой политики должно начинаться с определения  ценовой политики. Это обусловлено  тем, что финансовые отношения предприятия  возникают лишь после продажи  товара и продукции по рыночным ценам. Все последующие действия предприятия  в значительной степени ориентированы  на выбранные и установленные  цены продаж. По мере усиления конкуренции  влияние ценовой политики на финансовое состояние предприятий, их финансовую устойчивость усиливается. Основная задача ценовой политики предприятия - обеспечение устойчивой запланированной прибыли и устойчивой конкурентоспособности продукции.

В целях выработки кредитной  политики предприятия рекомендуется  изучить структуру пассива баланса  и уровень соотношения собственных  и заемных средств. На основании  этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных  оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается  решение о привлечении заемных  средств, просчитывается эффективность  различных вариантов.

Принимая решение о  привлечении заемных средств, целесообразно  составить план их возврата, рассчитать за период кредита процентную ставку и определить суммы процентов  по данному кредитному договору, а  также источники их выплаты с  учетом налогообложения прибыли.

Сама кредитная политика тесно связана с маркетинговой  политикой предприятия и также  нацелена на увеличение объема продаж. По своей сути кредитная политика может быть: консервативной, умеренной, агрессивной.

Консервативная кредитная  политика направлена на минимизацию  возможных рисков и устанавливает  жесткие правила при продажах в кредит, а также минимальные  сроки отсрочки платежа. Предприятие, имеющее такую кредитную политику, является ликвидным, но при этом могут появиться проблемы иного рода: сужение круга потенциальных покупателей и уменьшение объема продаж.

Умеренная кредитная политика характеризуется взвешенным подходом к продажам в кредит. При этом учитываются возможные финансовые риски и проводится тщательный анализ клиентов, с тем, чтобы в погоне за общей ликвидностью не потерять потенциальных клиентов, отпугнув их слишком жесткими условиями. Она является наиболее целесообразной и экономически эффективной.

Агрессивная кредитная политика предлагает мягкие условия предоставления клиентам товарных кредитов, при этом анализ финансового состояния клиентов может быть поверхностным или  отсутствовать вообще. Такая политика весьма полезна для расширения круга  покупателей, увеличения товарооборота, но она влечет за собой большие  экономические риски, снижает ликвидность  компании.

При разработке финансовой политики важное значение имеют такие её элементы, как политика управления оборотными активами, а так же кредиторской и дебиторской задолженностью предприятия. Политика управления оборотными активами состоит в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, оптимизации структуры источников их финансирования для достижения целей предприятия и поддержания высокого уровня финансовой устойчивости. На этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности.

Основной результат принятия решения об оборотных средствах  -  изменение совокупного состояния  риска возврата. Определение необходимого уровня оборотных средств и краткосрочной  кредиторской задолженности, от которых  зависит состояние текущих активов  предприятия, включает в себя принятие решений о ликвидности его  активов и очередности выплат его долгов. Выбор способа финансирования активов включает в себя выбор  между риском и прибыльностью. Эффективное  управление оборотным капиталом  ведет к увеличению доходов и  снижает риск дефицита денежных средств.

С помощью оптимального управления денежными средствами, дебиторской  задолженностью и материально - производственными запасами предприятие может максимизировать норму прибыли, минимизировать свою ликвидность и коммерческий риск. Величина собственных оборотных средств отражает долю средств, принадлежащих предприятию, в его текущих активах и является одной из характеристик финансовой устойчивости.

Для разработки раздела финансовой политики, посвященного управлению текущими затратами используются данные анализа  об уровне расходов и рентабельности. На основе анализа вырабатываются мероприятия  по оптимизации издержек и достижению безубыточной работы предприятия.

В случае эффективного управления текущими издержками предприятие получает дополнительные выгоды: более конкурентоспособные  по стоимости товары и возросшие  возможности сбыта; правильные цены на продукцию; лучшее распределение  ресурсов и управление предприятием. Если же на предприятии происходит неэффективное управление текущими затратами, тогда возможны следующие  последствия: тратятся денежные средства, устанавливаются неправильные цены на продукцию, ресурсы направляются на не нужные продукты, деятельность или  покупателей, снижается рентабельность продаж.

В процессе производственной деятельности происходит постоянная трансформация  отдельных элементов оборотных  средств. Предприятие покупает сырье  и материалы, производит продукцию, затем продает её, как правило, в кредит, в результате образуется дебиторская задолженность, которая через некоторый промежуток времени превращается в денежные средства.

Дебиторская задолженность  всегда отвлекает средства из оборота, означает их неэффективное использование  и ведет к напряженному финансовому  состоянию. Управление дебиторской задолженностью - это контроль финансового менеджера за оборачиваемостью средств в расчетах.

Управление дебиторской  задолженностью требует внимательного  отбора клиентуры с хорошей кредитоспособностью, а также повышенной активности при  взыскании долгов с покупателей. Политика управления кредиторской задолженностью предприятия заключается в обеспечении  своевременного начисления и выплаты  средств. Управление кредиторской задолженности  увязывается с динамикой дебиторской  задолженности. Управление материально -  производственными запасами подразумевает  своевременные оптимальные объемы заказов.

Политика управления дебиторской  задолженностью представляет собой  часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной её инкассации.

Задачами управления дебиторской  задолженностью являются:

а) ограничение приемлемого  уровня дебиторской задолженности;

б) выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление  денежных средств;

в) определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

г) ускорение востребования долга;

д) уменьшение бюджетных долгов;

е) оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от не использования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Определение возможной суммы  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

(1)

где Идз – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

Орк – планируемый объем  реализации продукции в кредит;

Ксц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженных десятичной дробью;

Пк – средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

Пп – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

Анализ дебиторской задолженности  предприятия рекомендуется проводить  по следующим основным этапам. Лучше всего его начать с составления списка старения счетов дебиторов. Для получения информации о просроченности задолженности следует провести анализ договоров с контрагентами.  Когда такая информация получена, все дебиторы ранжируются по убыванию величины задолженности. Данные по этим дебиторам следует занести в список счетов дебиторов. В дальнейшем активная работа по возврату задолженности будет проводится именно с этой группой дебиторов. По каждому дебитору, попавшему в список  счетов крупнейших дебиторов, необходимо провести работу по возврату задолженности. Тем не менее, важно не только в сжатые сроки вернуть средства, но и не допускать последующего увеличения задолженности выше допустимого предела.

При составлении плана (бюджета) продаж готовой продукции предприятия  необходимо указывать, какое её количество отгружается с образованием дебиторской задолженности. При формировании плана продаж может определяться допустимая (нормируемая) величина дебиторской задолженности и допустимый срок её погашения по каждому крупному контрагенту. Это делается для того, чтобы не допустить неконтролируемого роста задолженности, обеспечить заданное средне значение оборачиваемости.

После составления исходного  варианта финансового плана, следует  проверить, хватает ли имеющихся  оборотных средств для функционирования предприятия в каждый планируемый период. Если средств недостаточно, проводится корректировка плана.

Информация о работе Формирование финансовой политики предприятия