Банкротство субъектов хозяйствования, методы его диагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства).

Файлы: 1 файл

Копия финансы 4 вариант.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Банкротство  субъектов хозяйствования, методы его диагностики

 

Банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства).

Экономическая несостоятельность  – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации).

 Дела о банкротстве  юридических лиц рассматриваются  хозяйственными судами в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, а также иными законодательными актами.

 Банкротство предприятия не является его крахом, как кажется большинству предпринимателей, оно представляет собой естественную часть жизненного цикла организации. За фазами возникновения, становления, подъема фирмы обязательно следуют спад и кризис. Во время последней стадии могут быть введены антикризисные меры, но если видно, что предприятие себя исчерпало, стоит задуматься о его ликвидации. Наиболее легальный способ ликвидировать предприятие с признанием его долгов погашенными – это банкротство.

Банкротство ООО, ЧУП, ИП можно рассматривать как оздоровительную процедуру, которая убережет предприятие от больших долгов, либо как один из способов погашения задолженности. При профессиональном и умелом ведении процедуры, организация может совершенно легально избежать ответственности,  как уголовной, и административной, за неспособность рассчитаться по долгам.

Банкротство предприятия  может быть осуществлено двумя способами  – добровольно или принудительно.

К добровольному относится, начатое по инициативе самого должника, осуществляемое управляющим избранным  из числа им предложенных кандидатов. Данный способ является наиболее благоприятным и наименее рискованным для собственника.

К принудительному относится, начатое по инициативе кредитора, осуществляемое управляющим избранным из числа им предложенных кандидатов. Данный способ является наименее благоприятным и наиболее рискованным для собственника.

Признание должника банкротом  влечет полное списание его долгов и исключение из ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Именно это является заветной целью любого бизнесмена попавшего в состояние неплатежеспособности.

 Для того чтобы  достичь желанной цели необходимо  учитывать требования законодательства, опыт и практику профессионалов в сфере ликвидации и банкротства.

Банкротство предприятия  возникает по ряду внутренних и внешних  причин, влияющих на деятельность любого субъекта хозяйствования – от не эффективного управления предприятием до «жестких условий бизнес-климата» в нашей стране. В любом случае его признаки всегда одинаковы.

Основным из них является отсутствие возможности рассчитаться с кредиторами по различным долгам. Это может быть задолженность:

  • перед персоналом по заработной плате
  • перед бюджетом по обязательным платежам, штрафам, пеням (текущим, начисленным либо взысканным по результатам проверок и судебных решений)
  • перед банками по кредитам, обеспеченным залогом
  • перед другими кредиторами по обязательствам, возникшим в ходе осуществления хозяйственной деятельности и другая задолженность.

Правом на подачу в  хозяйственный суд заявления  о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор (в том числе представитель работников должника - по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений), прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве (Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь), иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством

 При рассмотрении  дела о банкротстве предприятия  применяются следующие процедуры банкротства:

- защитный период;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение.

 Конкурсное производство  включает следующие процедуры:

- санацию;

- ликвидационное производство.

Банкротство предприятия  имеет следующие основные цели: восстановление платежеспособности должника, реструктуризация задолженности либо удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника с его последующей ликвидацией.

Банкротство организации  имеет как положительные, так  и отрицательные стороны.

 Положительные стороны  применения процедуры банкротства  юридического лица (индивидуального предпринимателя):

- закрытие организации  должника и возвращения долгов  кредиторам под контролем хозяйственного  суда;

- возможность начала  нового бизнеса;

- смены руководства  на более компетентное;

- восстановление платежеспособности должника, сохранение рабочих мест;

- защита законных  прав и интересов должника, кредиторов, трудового коллектива, заинтересованных  лиц.

 Негативные стороны  банкротства фирмы:

- потеря кредиторами  части своей дебиторской задолженности;

- значительная длительность процедуры банкротства компании;

- риск последующих  банкротств («цепная реакция»);

- сокращение рабочих  мест.

Новый законопроект "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" принятый в 2010 году в Беларуси в целом сохранил структуру действующего закона о банкротстве и его основные нормы. Тем не менее, в новом документе подробно регламентирована деятельность антикризисных управляющих, особенно при реализации имущества, продлен срок санации предприятий. Так, с учетом выработанного практикой среднего 5-летнего срока перспективного бизнес-планирования в законопроекте предусмотрены возможности продления срока санации до 6 лет в строго определенных случаях.

Кроме того, ужесточаются условия начала процедуры банкротства  с целью исключения необоснованного возбуждения дела, расширяется круг лиц, участвующих в деле о банкротстве, и возможности контроля за деятельностью управляющих.

Также повышается роль суда при назначении управляющих, упорядочивается действующая система подготовки управляющих. Предусмотрены и другие изменения.

Законодательство устанавливает  срок в 1 месяц со дня подписания годового баланса для изучения собственником финансового состояния предприятия.

 Учредителям, при  ознакомлении с годовым балансом  необходимо изучать коэффициенты платежеспособности предприятия, и в случае если они имеют отрицательное значение незамедлительно принимать меры реагирования.

По данным Высшего  хозяйственного суда, на 1 апреля 2012 года в Беларуси насчитывалось 1564 дела о банкротстве, или на 8% больше, чем в январе—марте 2011 года (1446).

Из них 96,9% дел, или 1516, касались банкротства частных фирм (за январь—март 2011 года — соответственно 95,4% и 1385).

Сорок восемь дел касались государственных предприятий и  организаций, имеющих в уставном фонде долю госсобственности. В их числе были градообразующие, бюджетообразующие и системообразующие предприятия (в январе—марте 2011 года — 61).

813 дел о банкротстве,  или 51,9%, находились на 1 апреля  в производстве хозяйственного суда Минска (за январь—март 2011 года — 719, или 49,7%).

Количество дел, по которым  в этот период было принято решение  о банкротстве с ликвидацией, в 4,4 раза превысило число тех, по которым вынесено решение об экономической несостоятельности с санацией.

В марте в Минске было возбуждено производство об экономической несостоятельности (банкротстве) республиканского торгового унитарного предприятия "Белст".

В Брестской области  завершено производство по делу об экономической несостоятельности в отношении коммунального унитарного производственного предприятия "Лунинецкий деревообрабатывающий комбинат" [1].

Департамент по санации  и банкротству Министерства экономики  Беларуси проводит ежеквартальный анализ финансового состояния и платежеспособности государственных организаций республиканской и коммунальной форм собственности. Делается это в целях профилактики банкротства, выявления устойчиво неплатежеспособных государственных организаций. Также осуществляется мониторинг финансового состояния и платежеспособности юрлиц, в отношении которых не применяется процедура банкротства.

При этом со стороны государства  предприятиям-должникам, находящимся в процедурах банкротства, оказывается помощь в виде снижения ставок или освобождения от уплаты налогов в местные бюджеты, финансовой помощи по решениям главы государства (отсрочка, рассрочка по платежам в бюджет по налогам и другим обязательствам), средств из инновационных фондов.

Всего в настоящее  время в республике аттестаты  антикризисного управляющего всех категорий  имеют 1235 специалистов. При министерствах, концернах и исполкомах аккредитованы 301 специалист и 12 юридических лиц. На рынке антикризисного управления работает 200 управляющих, из них 58 юридических лиц [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Планирование  затрат на производство и реализацию  продукции (работ, услуг).

 

Затраты на производство и реализацию продукции - это основной вид затрат предприятия. В совокупности они  составляют ее себестоимость.

Расчет затрат на производство и  реализацию продукции (работ, услуг) включает формирование затрат на единицу продукции (калькулирование затрат) и определение общих затрат на весь выпуск.

Плановые калькуляции составляются путем прямого расчета затрат по отдельным статьям на основе нормирования затрат труда, материалов, топлива, энергии, использования оборудования с учетом мероприятий по снижению себестоимости продукции, а также экономии в расходах по управлению и обслуживанию производства.

Кроме калькуляций с целью планирования общего объема затрат на предприятии  разрабатываются различные сметы. Наиболее важными из них являются смета продукции и смета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

В смете продаж обычно содержится информация о прогнозируемых (предполагаемых) объемах реализации и ожидаемой цене продажи единицы каждого товара. Иначе говоря, в этой смете содержатся данные об объеме реализуемой продукции в денежном и натуральном выражении.

Рассчитав объем продаж в натуральном выражении, предприятие  определяет объем производства. Для этого может составляться смета. Сметный объем производства в натуральном выражении равен сумме ожидаемого объема продаж и необходимого количества продукции на конец года за минусом остатка материальных запасов на начало года. Расчеты производятся по каждому виду продукции (табл. 1) [2, c. 120].

 

Таблица 1 - Смета объема производства

Номер

п/п

Показатели

Продукция,

шт.

А

Б

В

1

Ожидаемый объем продаж

600

900

800

2

Необходимый остаток  продукции на конец года

85

10

100

3

Промежуточный итог (п.1+п. 2)

685

1010

900

4

Запасы продукции на начало года

80

95

110

 

Итого объем производства (п.1+п. 2 – п. 4)

605

915

790


 

На следующем этапе  работ предприятие составляет сводный  расчет затрат в денежном выражении. Он, как правило, имеет форму сметы затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В нем отражаются затраты, обусловленные сметным объемом продаж и необходимой величиной материальных запасов (продукции).

Общая величина затрат (итог) определяется как сумма произведений объема производства конкретных видов продукции для рынка (А, Б, В и т. д.) на полную себестоимость единицы товара, определенную в плановых калькуляциях. Приведем несколько примеров:

Информация о работе Банкротство субъектов хозяйствования, методы его диагностики