Аспекты ценообразования на предприятии» (на примере «ВНИИМП»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Ценовая политика фирмы представляет собой важный элемент общей стратегии фирмы, непосредственно входит в такой крупный ее раздел, как рыночная стратегия и сочетает в себе как стратегические, так и тактические аспекты.
Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс. Оно подвержено воздействию множества факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты ценообразования на предприятии. 4
1.1.Цели ценовой политики и принципы ценообразования. 4
1.2. Информация, необходимая при принятии управленческих
решений о ценах. 8
Глава 2. Исследование ценовой политики предприятия «ВНИИМП» 10
2.1. Краткая характеристика и технико-экономические показатели предприятия 10
2.2. Оценка издержек производства как основы ценообразования 14
2.3. Ценообразование на предприятии «ВНИИМП» 19
Глава 3. Пути повышения эффективности ценовой политики
на предприятии. 21
3.1. Мероприятие по повышению эффективности ценовой политики предприятия «ВНИИМП». 21
3.2. Оценка эффективности предлагаемого мероприятия 23
Заключение 24
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая Аспекты ценообразования на предприятии.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

- о возможных действиях  (прогноз) конкурентов в случае  изменения ситуации на рынке.

6. Информация о государственной  политике в области формирования  цен на данную продукцию. Прежде  всего, следует определить:

- влияние государственной  политики на конъюнктуру рынка;

- законодательные акты, регулирующие процесс ценообразования  на данном рынке;

- наличие государственных  предприятий, производящих аналогичную  продукцию;

- степень государственной  поддержки данной отрасли;

- политику государства  в области инвестиций и кредитования.

7. Информация о производстве  и реализации товара:

- об объемах производства и имеющихся складских запасах;

- о товарообороте;

- о влиянии изменения  объемов складских запасов на  издержки производства и реализацию  товара.

Решения о ценах принимаются  сразу по нескольким направлениям: решение относительно уровня цен, решение, касающееся времени изменения цен. Эти решения взаимосвязаны и принимаются обязательно с учетом реакции конкурентов на действия предприятия.

 

Глава 2. Исследование ценовой  политики предприятия

  «ВНИИМП».

2.1. Краткая  характеристика и технико-экономические показатели предприятия.

 

Всероссийский научно-исследовательский  институт молочной промышленности находится в г. Москва, ул. Лосиноостровская,35. Он был создан в марте 1980 году, за время своего существования был несколько раз реконструирован, расширял свою лабораторию и производственную базу, развивал научно-технический потенциал.

В настоящее время в корпусах ВНИИМП размещены научно-исследовательские лаборатории, машиностроительное конструкторское бюро, цех по производству сухих бактериальных заквасок и препаратов, производственный цех, цех сушки, административно-управленческие и вспомогательные службы. Данное предприятие входит в систему Российской Академии сельскохозяйственных наук. Уникальность ВНИИМП – объединение в единую структуру научно-исследовательского и производственного направления деятельности, что создает дополнительные возможности развития в условиях рыночных отношений.

Научная и экспериментальная база ВНИИМП, позволяет проводить глубокие физико-химические и микробиологические исследования, а наличие собственной конструкторской и машиностроительной базы позволят доводить разработки до аппаратного оформления. Одной из таких машин многофункционального назначения является созданный ВНИИМП роторно-пульсационный аппарат, осуществляющий процессы интенсивного перемешивания и диспергирования компонентов при производстве десертных продуктов. Предприятие на все свои разработки представляет комплект нормативно-технической документации.

В производственных цехах ВНИИМП технологические процессы и оборудование обеспечивают выработку широкого ассортимента традиционных видов молочных продуктов. В настоящее время с учетом требований рынка за счет целенаправленной работы по техническому и технологическому перевооружению производства, приобретения новых видов фасовочно-упаковочного оборудования, использования различных пищевых добавок ассортимент выпускаемой продукции существенно обогатился (прил. 1).

Свою продукцию ВНИИМП поставляет в магазины города Москвы, детские сады, школы, также покупателями являются частные предприниматели, оптовые покупатели.

Спрос на молочные продукты в зависимости от сезона разный, летом спрос на молочные продукты ниже, потому что потребители больше потребляют  фрукты, зелень  и  соки, газированные воды. Кроме этого, лето – период отпусков, многие уезжают из города. А зимой, когда идёт нехватка сырья, спрос на молочные продукты возрастает. В остальные периоды года спрос стабильный.

Предприятие четко реагирует  на рыночную конъюнктуру. Оно выпускает  только ту молочную продукцию, которая  пользуется спросом.

Цены на продукцию  предприятие устанавливает в  соответствии со своими затратами, качеством  своей продукции, ценами конкурентов. При этом учитывается конъюнктура  рынка. Если цена будет выше, чем  у конкурентов, то продукцию не захотят  покупать. Поэтому тщательно анализируются затраты на производство и реализацию продукции. Затраты и цены на продукцию планируются на месяц, так как на более длительный срок запланировать сложно, в связи с инфляцией, нестабильностью рыночной экономике.

Данные для полного анализа конкурентов можно получить используя следующие методы исследования: опрос покупателей, экспертов, тестирование сотрудников конкурирующей фирмы, исследование товара конкурента. Эти методы применяют при отсутствии вторичной информации, или её неопределённости. В последнее время, в связи с обострением конкурентной борьбы предприятий на новых и старых рынках сбыта, всё труднее становится отыскать необходимую для данного анализа вторичную информацию, так как на предприятиях существует понятие «коммерческая тайна».

В настоящее время  продукция предприятия «ВНИИМП» находится на стадии «зрелости», то есть на стадии стабилизации, замедленного роста продаж, затем прекращения роста, значительное число покупателей выбирает данную марку товара, постепенно потребление на душу населения падает. На этом этапе основными задачами маркетинга являются отстаивание своей доли на рынке и захват доли рынка слабых конкурентов, посредством упаковки, рекламы, качества сервиса и цены. Большинство потребителей с консервативными вкусами и средним и низким доходами. Наилучшим способом увеличения прибыли было бы сокращение издержек, но на существующем оборудовании это невозможно.

Общее положение предприятия  можно оценить исходя из его технико-экономических  характеристик (табл. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Технико-экономические  показатели предприятия «ВНИИМП»

Показатели

2010 г.

2011 г.

Темп роста, %

План

Факт

% вып. плана

План

Факт

% вып. плана

1

Объем перераб. продукции, т.

5400

5360

99,3

5450

5400

99,08

+40

2

Себестоимость реализуемой продукции, руб.

75238961

74681630

99,2

75935613

75238961

99,08

+557331

3

Прибыль, руб.

25571686

25382267

99,25

25808462

25571688

99,09

+189421

4

Численность персонала  предприятия, чел.

103

103

100

108

108

100

+5

5

Фонд оплаты труда, руб.

13098165

13098165

100

13734000

13734000

100

+635835

6

Средняя заработная плата, руб.

115990

115990

100

127166

127166

100

+11176


 

Предприятие на рынке молочной промышленности уже 30 лет. Темпы роста либо не увеличиваются, либо увеличиваются незначительно. Это говорит о стабильности предприятия.

За два года предприятие  не произвело существенных изменений  в производстве или реализации товара, но, так как показатели немного  улучшились, можно сказать, что качество работы и навыки производственных работников повышаются, количество бракованной продукции уменьшается, условия хранения не нарушаются, продукция доходит до потребителя в максимально короткие сроки.

В прошлом году на работу приняли 6 человек и уволился один, при этом средняя заработная плата  увеличилась на 11 тысяч 176 рублей.

Фонд оплаты труда  на предприятии является показателем  эффективности предприятия. С каждым годом заработные платы увеличиваются  пропорционально росту объема продаж. Также по желанию работников, предприятие  рассчитывается с ними произведенной продукцией по цене равной себестоимости продукции на предприятии. 

В целом мощность оборудования на предприятии используется максимально, если позволяют поставки сырья, поэтому  значительно увеличить объем  производства или сократить издержки предприятию невозможно.

 

2.2. Оценка издержек производства  как основы ценообразования

 

Калькулирование себестоимости  представляет собой особую систему  расчетов, посредством которой может  быть определена себестоимость, как  всей произведенной продукции, так и единицы каждого ее вида. С целью внедрения методов калькулирования, обеспечивающих оптимальный уровень затрат, единообразие в определении состава затрат, формирующих себестоимость промышленной продукции, используется переработанная инструкция по калькулированию себестоимости продукции на предприятиях молочной, маслосыродельной и молочно-консервной промышленности, утвержденная министерством сельского хозяйства и продовольствия российской федерации 12 октября 1999 г.

В инструкции представлена современная номенклатура статей затрат, в частности транспортно-заготовительных, общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов; приведена методика расчета цен на обезжиренное молоко, пахту и молочную сыворотку. Позднее были утверждены дополнения к инструкции.

Себестоимость единицы  продукции определяется из затрат на производство. Качество, объем и  сроки производства одной единицы  продукции являются результатом  работы оборудования на предприятии. Молочному заводу «ВНИИМП» в 2010 году исполнилось 30 лет, оборудование на нем со временем заменялось и совершенствовалось, и в настоящее время на предприятии используются аппараты, производящие продукцию около 12-16  лет (прил. 3).

Для калькулирования  себестоимости продукции применяется  следующая группировка затрат по статьям:

 

Таблица 2

Данные для расчета  себестоимости продукции по статьям  калькуляции за 2010 г.

Статьи затрат

Сумма, руб.

Сумма на 1 т гот. прод., руб.

Сумма на 1 л. молока баз. жир., руб.

Сырье (молоко базисной жирности)

50760000

9400

9,40

Основные материалы

946236

175,23

0,18

Возвратные отходы (вычитаются)

405955

75,177

0,08

Покупные изделия, полуфабрикаты  и услуги производственного характера  сторонних предприятий и организаций

902540

167,14

0,17

Транспортно-заготовительные  расходы

2093115

387,61

0,39

Вспомогательные материалы  на технологические цели

406390

75,257

0,08

Тара и упаковочные  материалы

918440

170,08

0,17

Топливо и энергия  на технологические цели

1010927

187,21

0,19

Расходы на оплату труда  производственных рабочих

5640000

1044,4

1,04

Расходы на ЕСН

1466400

271,56

0,27

Общепроизводственные  расходы

1288519

238,61

0,24

Общехозяйственные расходы

8814000

1632,2

1,63

Прочие производственные расходы

260690

48,276

0,05

Коммерческие расходы

325749

60,324

0,06

Полная себестоимость

75238961

13933

13,93


 

В статью "сырье" включаются затраты на сырье. Предприятие производит закупку молока по цене 9,4 рублей за литр. В статью "основные материалы" – затраты на основные материалы, которые непосредственно входят в состав продукции или являются необходимыми компонентами при ее изготовлении. На предприятиях молочной, маслосыродельной, молочно-консервной промышленности, к сырью относятся натуральные молоко, сливки, творог и др. А к основным материалам – сахар, цукаты, изюм, ванилин, соль, какао, кофе и др.

В статье "возвратные отходы (вычитаются)" отражается стоимость  возвратных отходов, исключаемых из затрат на сырье. К возвратным отходам  относятся обезжиренное молоко, пахта  и молочная сыворотка, полученные при  выработке масла сливочного, сыров  сычужных, сливок, творога и других видов продукции. К отходам производства относят также зачистки и обрезки творога и сыра, реализуемые на корм сельскохозяйственным животным. В 2010 году возвратные отходы составили 405955 рублей.

В статью "транспортно-заготовительные расходы" включаются все транспортные расходы, связанные с закупками молока и молочных продуктов. Транспортно-заготовительные расходы по видам продукции распределяются пропорционально расходам по статье "сырье" (молоко базисной жирности) в размере 2093115 рублей.

В статью "вспомогательные  материалы на технологические цели" входят затраты на материалы, которые  не являются составной частью вырабатываемой продукции, используются как необходимые  компоненты при изготовлении продукции  для обеспечения нормального  технологического процесса и для упаковки готовой продукции. В молочной, маслосыродельной и молочно-консервной промышленности к ним относятся материалы (марля, миткаль, фланель или бязь фильтровальная, ватные фильтры и др.), химикаты, дезинфицирующие и моющие средства, инвентарь, упаковочные материалы, тара однократного использования и др.  на сумму 406390 рублей.

В статью "топливо и  энергия на технологические цели" включаются затраты на топливо, горячую  и холодную воду, пар, электроэнергию, сжатый воздух и холод, непосредственно расходуемые в процессе производства продукции. В указанную статью включаются затраты на топливо и энергию, полученные со стороны и выработанные самим предприятием. По данной статье издержки составили 1010927 рублей.

В статью "расходы на оплату труда производственных рабочих" включаются оплата за отработанное время; расходы (в денежной и натуральной формах). В оплату труда производственных рабочих, которые непосредственно участвуют в процессе изготовления продукции, включаются премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также расходы на оплату труда не состоящих в штате предприятий работников, занятых в основной деятельности. Если учесть, что средняя заработная плата на предприятии 8400 рублей и производственных рабочих 45 человек, то фонд оплаты труда производственных работников составляет 5640000 рублей в год.

Информация о работе Аспекты ценообразования на предприятии» (на примере «ВНИИМП»)