Анализ современного состояния и перспективы развития муниципальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

К местным бюджетам в Российской Федерации относят районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах. Становление и функционирование системы местных бюджетов в Российской Федерации регулируется четырьмя основными законодательными актами: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетным кодексом РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы муниципальных финансов………………………..5
1.1. Понятие и экономическая сущность муниципальных финансов…….5
1.2. Функции муниципальных финансов………………………………….10
1.3. Нормативно правовое регулирование муниципальных финансов….13
2. Анализ современного состояния и перспективы развития муниципальных финансов (в условиях реформы местного самоуправления)………………………………………………………………18
2.1. Анализ динамики формирования муниципальных финансов (на примере муниципального образования «Алексеевский муниципальный район»)……………….18
2.2. Анализ структуры муниципальных финансов (на примере муниципального образования «Алексеевский муниципальный район»)…………………………21
2.3. Пути совершенствования муниципальных финансов (в условиях реформы местного самоуправления)………………………………………...34
Выводы и предложения………………...………………………………...…..40
Список использованной литературы……………………………………...…42

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

за  2011-2013 гг.

 

     За 2012 г. размеры финансовой помощи, предоставленной бюджету муниципального образования «Алексеевский муниципальный район» из регионального бюджета, сократились на 20,3 млн. руб., или на 6,2%, а за 2013 г. (план) – снизились на 74,2 млн. руб., или почти на 30%. Одной из причин стало выход из мирового финансового кризиса. 

 В связи с уменьшением поступления финансовой помощи, предоставленной бюджету муниципального образования «Алексеевский муниципальный район» из регионального бюджета целесообразно рассмотреть динамику поступления, так называемых,  собственных доходов местного бюджета в 2011-2013 г. Из представленных данных на рис. 3 можно заметить, что рассматриваемый период  характеризуется увеличением поступлений

Рис. 3. Динамика поступления собственных доходов местного бюджета в 2011-2013 гг. муниципального образования «Алексеевский муниципальный район».

В 2011 году собираемость налогов  составила 189,6 млн.руб, что составляет 35,4% от всех доходов муниципального образования, в 2012 г. 206,3 млн.руб. ( 39%), в 2013 г.(план) 207,2 (45,2%). Увеличение доли собственных доходов – результат переоценки кадастровой стоимости земель муниципального образования и, как следствие, увеличение поступления земельного налога, а так же увеличение поступления налога на доходы физических лиц, связанного с запланированным увеличением заработной платы работникам бюджетной сферы. Рост доли собственных налогов   является одним из направлений реформы местного самоуправления.

При этом бюджет муниципального образования «Алексеевский муниципальный район» в 2011 году был профицитным (5,7 млн.руб.), дефицитным в 2012 г. (-0,5 млн. руб.), и в 2013 г. (план -12,6 млн. руб.). Поэтому необходимо оценить эффективность использования финансовой помощи в данном муниципалитете.

Но, для этого целесообразно  определить структуру выделяемых из бюджета Республики Татарстан средств  в виде финансовой помощи бюджету  муниципального образования «Алексеевский муниципальный район» в течение 2011-2013 гг.

 

 

Рис. 4. Структура финансовой помощи, предоставленной из бюджета Республики Татарстан, муниципальному образованию «Алексеевский муниципальный район» в 2011 г. (%)

Из рис. 4 можно заметить, что в 2011 г. в структуре предоставленной финансовой помощи из бюджета Республики Татарстан муниципальному образованию «Алексеевский муниципальный район» наибольший удельный вес 51,3% принадлежал прочим субсидиям бюджетам муниципальных районов, а также субвенции местным бюджетам на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации – 26,8% совокупного объёма финансовой помощи из регионального бюджета. Субсидии на инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности – 0,6%, субсидии обеспечение мероприятий  по капитальному ремонту – 3,1%, субвенции на государственную регистрацию актов гражданского состояния, - 0,3%, субвенции на осуществление первичного воинского учета – 0,4%, субсидии на строительство (приобретение) жилья для молодых семей и специалистов на селе - 2,7%, субсидии на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи – 1,0%, межбюджетные трансферты для компенсации дополнительных расходов – 13,8%.

 

Рис. 5. Структура финансовой помощи, предоставленной из бюджета Республики Татарстан, муниципальному образованию «Алексеевский муниципальный район» в 2012 г. (%)

 

Данные рис. 5 наглядно отображают структуру финансовой помощи, полученной муниципальным образованием «Алексеевский муниципальный район» в 2012 г. В структуре предоставленной финансовой помощи из бюджета Республики Татарстан наибольший удельный вес в 2012 г. принадлежал прочим субсидиям бюджетам – 33,1%; субвенции местным бюджетам на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации – 30,4% общей суммы республиканской финансовой помощи. В 2012 г. значительную долю финансовой помощи формировали субсидии на строительство (приобретение) жилья для молодых семей и специалистов на селе – 11,8% совокупного объёма финансовой помощи из регионального бюджета и вырос по сравнению с 2011 г. на 9,1 процентных пункта.. Дотации из регионального фонда финансовой поддержки местному бюджету в 2012 г. составили 10,3%, в 2011 г.. дотации из регионального фонда финансовой поддержки местному бюджету предусмотрены не были. Субсидии на инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности составили 6,4% против 0,6% в 2011 г. Субсидии обеспечение мероприятий  по капитальному ремонту – 3,3% против 3,1% в 2011г. %, субвенции на государственную регистрацию актов гражданского состояния, - 0,3%, субвенции на осуществление первичного воинского учета – 0,4%, и практически их удельный вес не изменился по сравнению с 2011 г., межбюджетные трансферты для компенсации дополнительных расходов – 4%. В целом, в 2012 г. отмечено небольшое уменьшение абсолютных значений размеров региональной финансовой помощи, но значительный рост некоторых относительных долей её структуры.    

Из данных рис. 6 заметна более упрощённая структура (относительно 2012г.) предоставленной финансовой помощи муниципальному образованию «Алексеевский муниципальный район» из бюджета Республики Татарстан в 2013 г. (по предварительной оценке).

 

Рис. 6 Структура финансовой помощи, предоставленной из бюджета Республики Татарстан, муниципальному образованию «Алексеевский муниципальный район» в 2013 г. (предварительная оценка) (%)

 

В структуре предоставленной  финансовой помощи наибольший удельный вес в 2013 г., принадлежит субвенции местным бюджетам на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации – 46,9%; прочим субсидиям бюджетам муниципальных районов – 40,5% общей суммы республиканской финансовой помощи. В 2013 г. дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов поселений, входящих в состав муниципального образования, составили  11,7% против 10,3% в 2012 г. (заметен небольшой рост).. Субвенции на реализацию государственных полномочий по регистрации актов гражданского состояния составили 0,4% финансовой помощи из бюджета Республики Татарстан, что выше уровня 2012 г. на 0,1 процентных пункта. Доля субвенций на осуществление первичного воинского учета составила 0,5% против 0,4% в 2012г.

 

     Как можно заметить, муниципальное образование «Алексеевский муниципальный район» в течение 2011-2013 гг. в рамках предоставления финансовой помощи из бюджета Республики Татарстан не получало бюджетных кредитов, а все остальные формы предоставления финансовой помощи в анализируемом муниципалитете широко используются.      Таким образом, одним из направлений реформирования межбюджетных отношений в РФ явилось формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки местных бюджетов, чёткое закрепление в законе процедур и методик бюджетного выравнивания. Распределение финансовой помощи теперь строится так, чтобы сохранять стимулы к наращиванию собственных ресурсов и экономии бюджетных средств. Основной задачей реформы местного самоуправления является именно усиление роли собственных доходов (в первую очередь местных налогов и неналоговых доходов) в формировании достаточного для выполнения возложенных функций объёма доходов бюджетов местного уровня.

 

2.3. Пути совершенствования  муниципальных финансов (в условиях  реформы местного самоуправления)

    В результате реформы местного самоуправления органы местного самоуправления максимально приближены к населению в целях качественного и своевременного оказания всем гражданам социальных и бытовых услуг. Муниципальное образование «Алексеевский муниципальный район» включает в себя 1 городское поселение и 19 сельских поселений.

    Вместе с  тем, по мере реализации реформы  местного самоуправления все  более значимой становится задача  ее финансового обеспечения. 

    Для реализации  целей реформы местного самоуправления  важнейшее значение имеет предусмотренная в новой редакции Бюджетного кодекса организация бюджетного процесса на основе расходных обязательств соответствующего публично - правового образования и переход всех бюджетов бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – формированию бюджетов на трехлетний период.

В целях укрепления самостоятельности  муниципальных образований, обеспечения  возможности создания у них точек экономического роста важно развитие налогового законодательства в интересах местного самоуправления. В связи с этим, полагаем возможным Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность внесения изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, предусматривающих:

     - увеличение размера налоговой ставки, по которой исчисленная сумма налога на прибыль организаций зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации ( при условии зачисления части дополнительных налоговых поступлений в местные бюджеты) или введение налоговой ставки, по которой исчисленная сумма налога на прибыль организаций зачисляется в местные бюджеты;

     - увеличение доли налога на доходы физических лиц, закрепленной на постоянной основе за бюджетами муниципальных образований;

     - совершенствование законодательного регулирования взимания налога на имущество физических лиц в части включения в состав объектов налогообложения объектов незавершенного строительства, закрепления за физическими лицами обязанности по регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости в установленные сроки и ответственности за их нарушение;

    - обеспечение компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов региональных и местных бюджетов в случае предоставления в    Налоговом кодексе Российской Федерации льгот по региональным и местным налогам и сборам, осуществление инвентаризации предоставляемых льгот и другие изменения;

     - принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих совершенствование методики кадастровой оценки земельных участков, инвентаризацию и межевание земельных участков, находящихся в общедолевой собственности (включая финансирование), оформление в собственность или в пользование (включая аренду) всех земельных участков, проведение работ по закреплению бесхозных земель в пользование или в собственность, порядок, условия и периодичность переоценки результатов государственной кадастровой оценки земельных участков.

     Устойчивое социально - экономическое развитие муниципальных образований невозможно обеспечить без предоставления муниципальным образованиям финансовых и материальных ресурсов, необходимых для качественного и своевременного предоставления социально- бытовых услуг населению.

    Это особенно важно в 2013 году, когда прогнозируется дефицит местных бюджетов в размере 12,6 млн. рублей. Однако "реальный" дефицит местных бюджетов намного выше прогнозируемого, поскольку фактическая потребность муниципальных образований в финансировании значительно превышает их собственные доходы.

    В большинстве муниципальных образований основная часть средств местных бюджетов направляется только на выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений и оплату коммунальных услуг бюджетных организаций, а бездефицитные местные бюджеты зачастую принимаются в связи с отсутствием реальных источников финансирования покрытия их дефицита.

    Вместе с тем, положения новой редакции Бюджетного кодекса не предусматривают увеличение доходов местных бюджетов, выделение средств из федерального бюджета на реализацию реформы местного самоуправления.

     В Бюджетном  кодексе устанавливается, что в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов. Полагаем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду должна также зачисляться в бюджеты поселений по вышеназванным нормативам, а в бюджеты муниципальных районов -только в отношении межселенных территорий.

    Предусматривается также, что доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, предназначенных для целей жилищного строительства) и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков зачисляются в бюджеты городских округов   - по нормативу 50 процентов. При этом другая часть поступлений от этих доходов подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

    В связи с тем, что органы местного самоуправления городского округа решают на соответствующей территории вопросы местного значения, установленные Федеральным законом, как для поселений, так и для муниципальных районов, указанные поступления от арендной платы за земельные участки, расположенные в границах городских округов, необходимо полностью зачислять в бюджеты городских округов.

    Наряду с этим, новой редакцией Бюджетного кодекса устанавливается, что средства от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, предназначенных для целей жилищного строительства), зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по определенным нормативам.

    В связи с тем, что муниципальные районы вправе передавать полномочие по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на основе соглашений поселениям, но не субъектам Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом от 17.04.2008г.№53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"), полагаем, что средства от продажи земельных участков, расположенных в границах поселений, должны зачисляться в бюджеты муниципальных районов – 50 процентов и в бюджеты поселений – 50 процентов, исключая бюджеты субъектов Российской Федерации.

    Соответственно средства от продажи земельных участков, расположенных в границах городских округов, должны полностью поступать в бюджеты городских округов.

     Таким образом, что в целом при совершенствовании межбюджетных отношений органам публичной власти необходимо исходить из того, что максимально эффективным стимулом для развития собственного налогового потенциала территории является стабильность закрепления налоговых доходов за соответствующими бюджетами, а также отсутствие прямой зависимости между фактическими и прогнозируемыми доходами и расходами бюджета и объемом получаемых дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Информация о работе Анализ современного состояния и перспективы развития муниципальных финансов