Анализ системы управления Пенсионным фондом РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 10:42, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить подходы к управлению средствами Пенсионного фонда РФ и рассмотреть основные направления его развития.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать особенности реализации пенсионной реформы в Российской Федерации;
- рассмотреть правовой статус Пенсионного фонда РФ;
- дать организационную характеристику Пенсионному фонду РФ;
- проанализировать особенности управления пенсионными накоплениями;
- охарактеризовать основные направления развития Пенсионного фонда РФ.

Содержание работы

Введение.
1. Анализ системы управления Пенсионным фондом РФ.
1.1. Анализ реализации пенсионной реформы в РФ.
1.2. Правовой статус Пенсионного фонда РФ.
1.3. Организационная характеристика Пенсионного Фонда РФ.
2. Подходы к управлению пенсионными накоплениями.
2.1. Особенности управления накопительной частью трудовой пенсии.
2.2. Анализ доверительного управления средствами пенсионных накоплений государственной корпорацией «Внешэкономбанк».
2.3. Основные направления развития Пенсионного Фонда РФ в 2009 году.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 51.37 Кб (Скачать файл)

В течение 2007 года формирование портфеля осуществлялось в основном за счет инвестирования в облигации  федерального займа (ОФЗ) и государственные  сберегательные облигации (ГСО). В связи  со снятием в феврале 2007 года ограничения  на максимальную долю в портфеле государственной  управляющей компании российских государственных  ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, значительно (в  полтора раза) увеличились обороты  по операциям с данными финансовыми  инструментами. По состоянию на конец 2007 года общая доля ОФЗ и ГСО в портфеле государственной управляющей компании составила 84,3% от рыночной стоимости портфеля (против 78,5% по итогам предыдущего отчетного периода).

В целях ограничения валютного  риска (при отсутствии возможности  его хеджирования) в 1,7 раза сокращена  позиция по еврооблигациям РФ. Их доля на конец 2007 года составила 4,3% от рыночной стоимости портфеля управляющей компании (10% - на 01.01.2007).

В связи с необходимостью повышения эффективности инвестирования предпринимались меры по снижению объема временно свободных денежных средств. По результатам отчетного периода  средний остаток средств на счетах доверительного управляющего сократился с 13,7% в 2006 году до 7,5% в 2007 году.

По состоянию на 31 декабря 2007 года рыночная стоимость портфеля, сформированного за счет средств  пенсионных накоплений, составила 363,1 млрд. руб., в том числе 321,8 млрд. руб. - рыночная стоимость ценных бумаг.

По итогам 2007 года получен  доход в сумме 17,76 млрд. рублей (12,35 млрд. рублей - в 2006 году). Доходность инвестирования составила 5,98% годовых. При этом, несмотря на ухудшение рыночной конъюнктуры, приведшее к снижению цен по всем выпускам ОФЗ (особенно по долгосрочным выпускам, на которые приходилась значительная доля портфеля доверительного управляющего), доходность инвестирования по итогам 2007 года превысила уровень 2006 года (5,67% годовых).

Отчетность по операциям  со средствами пенсионных накоплений формировалась по формам и в сроки, установленные нормативными документами  уполномоченных федеральных органов  исполнительной власти.

В течение отчетного периода  Внешэкономбанк, в целях повышения  эффективности выполнения функций  по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, выходил с  предложениями по совершенствованию  соответствующей нормативной базы.

Указанные предложения были, в частности, направлены на расширение перечня разрешенных инструментов инвестирования за счет российских корпоративных  и ипотечных облигаций, а также  депозитов в российских коммерческих банках. С учетом необходимости сохранения консервативного подхода и обеспечения  высокой степени надежности инвестирования средств пенсионных накоплений расширение перечня инструментов инвестирования предполагало одновременное установление ограничений как по качеству ценных бумаг, так и по структуре инвестиционного портфеля.

В 2007 году независимая аудиторская  фирма ЗАО «Эрнст энд Янг Внешаудит» по специальному аудиторскому заданию провела ежегодную проверку Внешэкономбанка в части ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений. Правильность составления отчетности была подтверждена соответствующим аудиторским заключением.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Основные направления  развития Пенсионного Фонда РФ  в 2009 г.

Пенсионный фонд готов  обеспечить выплату всех социальных обязательств, находящихся в компетенции  Фонда, а также проведение всех индексаций, запланированных Правительством. К  концу 2009 года размер социальной пенсии должен быть не ниже прожиточного минимума пенсионера, размер трудовой пенсии по старости должен превышать прожиточный  минимум пенсионера более чем  в 1,3 раза.

Для выполнения этих задач  базовая и страховая части  трудовой пенсии по старости будут  проиндексированы выше ранее утвержденных показателей. Так, базовая часть 1 декабря  будет проиндексирована на 31,4%, страховая  часть 1 апреля будет повышена на 17,5% и 1 августа – ориентировочно на 7,5%.

В результате перечисленных  мероприятий в 2009 году среднегодовой  размер трудовой пенсии по старости превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубля. Размер социальной пенсии на конец  года достигнет величины прожиточного минимума пенсионера.

Получается таким образом, что социальные пенсии, а также  базовая, гарантированная государством часть трудовых пенсий, в целом  за год будут увеличены на 42,8%. Это на 25,3% выше, чем прогнозируемый рост цен в стране. Средний размер трудовых пенсий в 2009 году будет увеличен на 23,9%, или на 8,7% сверх роста цен.

В 2009 году Пенсионный фонд реализует  ряд мероприятий по повышению  эффективности работы пенсионной системы. Одно из главных направлений –  активное развитие информационных технологий. ПФР продолжит работу по переводу работодателей-страхователей на бесконтактную  передачу сведений по каналам связи  в защищенном виде, в том числе  через Интернет. В настоящее время  в электронном виде в ПФР поступает  около 45% от общего объема документов работодателей. Целевой задачей является бесконтактное  получение 100% информации. Развитие этой системы существенно облегчает  жизнь, как страхователям, так и  сотрудникам ПФР. Внедрение удобного online-доступа в сочетании с функциями администрирования страховых взносов позволит ПФР значительно продвинуться в развитии системы персонифицированного учета.

Развитие информационных технологий позволит ПФР перейти  к более эффективным и менее  затратным способам информирования участников системы обязательного  пенсионного страхования о состоянии  их индивидуальных лицевых счетов в  ПФР. Большая часть граждан сейчас информируется через специальные почтовые извещения Пенсионного фонда, что достаточно затратно, учитывая, что ежегодный объем рассылки превышает 86 миллионов писем. В целях сокращения расходов на обязательное информирование, Пенсионный фонд в 2009 году реализует менее затратные способы предоставления гражданам указанных сведений. В частности, через филиальную сеть Сбербанка - миллионам россиян по всей стране смогут получать эту услугу через банкоматы, информационные терминалы и через операционистов Сбербанка. При этом могут использоваться такие средства идентификации, как пластиковые карты платежных систем или социальные карты.

Одной из важнейших задач  ПФР остается своевременное назначение пенсий гражданам, выходящим на пенсию. За 2008 год Фонд назначил более 3,2 млн. пенсии, причем 98,67 % из них - в установленные  законом 10-тидневный срок со дня  подачи последнего документа. При этом, Пенсионный фонд намерен развивать практику заблаговременной работы с гражданами по подготовке документов, необходимых для оформления пенсии.

В условиях современной экономической  ситуации и в рамках поручений  Правительства, ПФР провел серьезную  оптимизацию текущих расходов на ближайший год. Сэкономленные средства направляются на развитие клиентских служб в управлениях ПФР, внедрение  современного программного обеспечения  и т.п.

Следует отметить, что еще  в декабре 2008 года в Государственную  Думу был внесен законопроект об инвестировании пенсионных средств накоплений.

Как отмечается в пояснительной  записке, для повышения эффективности  управления средствами пенсионных накоплений тех людей, которые не воспользовались  правом выбора управляющей компании предложено расширить состав активов  для инвестирования пенсионных накоплений, а также предлагается ввести возможность  для выбора «консервативного инвестиционного  портфель» государственной управляющей  компании.

Этот консервативный портфель предполагает инвестирование средств в государственные ценные бумаги РФ, облигации российских эмитентов, обеспеченные государственной гарантией РФ.

Средства же, которыми граждане не распорядились, в том числе  не вложили их в консервативный портфель, предлагается инвестировать через  государственную управляющую компанию как в государственные ценные бумаги РФ и облигации российских эмитентов, обеспеченные госгарантией РФ, так и в другие ценные бумаги: ценные бумаги субъектов РФ, облигации  других российских эмитентов, депозиты в рублях и в инвалюте в банках, ипотечные ценные бумаги, а также ценные бумаги международных финансовых организаций.

Законопроект расширяет  состав разрешенных активов для  инвестирования средств пенсионных накоплений государственной управляющей  компанией. Решением правительства  РФ будут определены требования к  дополнительным активам, в которые  могут быть направлены средства граждан.

Меры по расширению состава  активов обеспечат увеличение доходности от инвестирования этих средств, а также  направление значительных долгосрочных ресурсов в реальную экономику РФ.

Увеличение объема средств  пенсионных накоплений инвестируемых  в обязательства российских компаний и банков обеспечат рост доходов  пенсионных накоплений за счет роста  экономики РФ.

Кроме того, законопроект предусматривает  возможность временного размещения Пенсионным фондом РФ страховых взносов  на формирование накопительной части трудовой пенсии в государственные ценные бумаги (как в настоящее время), а также в ипотечные ценные бумаги и в депозиты в кредитных организациях, говорится в пояснительных документах. Это позволит повысить доходы от временного размещения Пенсионным фондом страховых взносов, поступивших в течение финансового года.

По мнению авторов, законопроект позволит обеспечить более эффективное  применение долгосрочным инвестиционным ресурсам, формируемым в рамках системы  инвестирования пенсионных накоплений.

Заключение

Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением  и создан в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – крупнейшая система  оказания социальных услуг в РФ. В результате ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату  пенсии каждому гражданину России в  полном соответствии с его пенсионными  правами.

В структуре Пенсионного  фонда - 7 Управлений в Федеральных  округах Российской Федерации, 81 Отделение  Пенсионного фонда в субъектах  РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных  управлений во всех регионах страны. В  системе ПФР трудится более 120 000 специалистов.

Система Пенсионного фонда  Российской Федерации и его территориальных  органов имеет трехуровневую  структуру: 1) центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР); 2) отделения ПФР в субъектах  Российской Федерации; 3) управления (самостоятельные  отделы) ПФР в городах (районах).

Средства ПФ РФ размещаются  в управляющих компаниях. Управляющая  компания, отобранная по результатам  конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними ПФР договоров  доверительного управления средствами пенсионных накоплений, – организация, имеющая специальную лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми  инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Управляющая компания вправе предложить несколько инвестиционных портфелей. Инвестиционный портфель –  определенный набор финансовых активов (ценные бумаги, деньги на счетах в банках), в которые могут быть размещены  средства пенсионных накоплений. Инвестиционные портфели управляющей компании отличаются друг от друга набором активов  и долей каждого актива.

По каждому инвестиционному  портфелю ПФР заключает с управляющей  компанией отдельный договор  доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

В рамках проводимой в стране пенсионной реформы в январе 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации Внешэкономбанк назначен государственной управляющей компанией по управлению пенсионными накоплениями граждан.

Состав и структура  инвестиционного портфеля Внешэкономбанка  как государственной управляющей  компании определены постановлением Правительства  РФ от 01.09.03 г. №540.

Основной целью инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление Внешэкономбанку, является обеспечение их сохранности.

Сформирован постоянно действующий  рабочий орган Внешэкономбанка  по организации процесса инвестирования средств пенсионных накоплений –  Комитет по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений. Во Внешэкономбанке также создан Департамент  доверительного управления.

Основными направлениями  развития Пенсионного фонда РФ в 2009 году является:

- установление размера  социальной пенсии не ниже  прожиточного минимума пенсионера, размер трудовой пенсии по  старости должен превышать прожиточный  минимум пенсионера более чем  в 1,3 раза;

- активное развитие информационных  технологий. ПФР продолжит работу  по переводу работодателей-страхователей  на бесконтактную передачу сведений  по каналам связи в защищенном  виде, в том числе через Интернет;

- развитие законотворческой  деятельности направленной на  повышение эффективности управления  средствами Пенсионного фонда  РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании  средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

3. Постановление Верховного  Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г.  № 442-1 «Об организации Пенсионного  фонда РСФСР».

4. Постановление от 22 января 2003 г. № 34 «О назначении Банка  внешнеэкономической деятельности  СССР (Внешэкономбанка) государственной  управляющей компанией по доверительному  управлению средствами пенсионных  накоплений».

Информация о работе Анализ системы управления Пенсионным фондом РФ