Анализ системы управления Пенсионным фондом РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 10:42, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить подходы к управлению средствами Пенсионного фонда РФ и рассмотреть основные направления его развития.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать особенности реализации пенсионной реформы в Российской Федерации;
- рассмотреть правовой статус Пенсионного фонда РФ;
- дать организационную характеристику Пенсионному фонду РФ;
- проанализировать особенности управления пенсионными накоплениями;
- охарактеризовать основные направления развития Пенсионного фонда РФ.

Содержание работы

Введение.
1. Анализ системы управления Пенсионным фондом РФ.
1.1. Анализ реализации пенсионной реформы в РФ.
1.2. Правовой статус Пенсионного фонда РФ.
1.3. Организационная характеристика Пенсионного Фонда РФ.
2. Подходы к управлению пенсионными накоплениями.
2.1. Особенности управления накопительной частью трудовой пенсии.
2.2. Анализ доверительного управления средствами пенсионных накоплений государственной корпорацией «Внешэкономбанк».
2.3. Основные направления развития Пенсионного Фонда РФ в 2009 году.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 51.37 Кб (Скачать файл)

· страховой части;

· накопительной части.

Источником финансирования выплат базовой части трудовой пенсии является федеральный бюджет. Размер базовой части трудовой пенсии устанавливается  равным для всех застрахованных лиц (за исключением лиц, достигших 80 лет).

Страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии застрахованных лиц перечисляются  в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) и учитываются  в общей части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

Страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии застрахованных лиц перечисляются  в бюджет ПФР и учитываются  в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

Размер как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии застрахованных лиц зависит  от сумм, учтенных в индивидуальном лицевом счете застрахованного  лица.

Страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии уплачивались с 2002 года по 2005 год страхователями (организациями) за застрахованных лиц, рожденных не ранее 1953 года (мужчины) и 1957 года (женщины). С 2005 года в связи  с внесением изменений в законодательство страховые взносы уплачиваются страхователями за застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе. Ставка страхового взноса в 2005 – 2007 годах – 4%, а начиная  с 2008 года – 6%.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы и  занимающиеся частной практикой  нотариусы уплачивают страховые  взносы на финансирование страховой  и накопительной части трудовой пенсии в ПФР в виде фиксированного платежа в размере 150 рублей. Начиная с 2005 года 50 рублей из них направляются на финансирование накопительной части трудовой пенсии только вышеуказанными лицами 1967 года рождения и моложе.

Каждому застрахованному  лицу, осуществляющему формирование накопительной части трудовой пенсии через НПФ, открывается пенсионный счет накопительной части трудовой пенсии, на котором ведется учет средств пенсионных накоплений для  финансирования накопительной части  трудовой пенсии.

Учет ведется НПФ самостоятельно или организацией, заключившей с  НПФ соответствующий договор.

Порядок ведения пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии определяется страховыми правилами  НПФ, которые устанавливают стандарты  учета, обеспечивающие сопоставимость со стандартами учета пенсионных накоплений в специальной части  лицевого счета застрахованного лица в ПФР.

Перейдем теперь непосредственно  к рассмотрению вопросов управления средствами Пенсионного Фонда РФ.

Управляющая компания, отобранная по результатам конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними ПФР договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений, – организация, имеющая специальную  лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами  и негосударственными пенсионными  фондами.

Осуществлять доверительное  управление средствами пенсионных накоплений имеют право только управляющие  компании, с которыми ПФР заключены  соответствующие договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Неотъемлемой частью договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений является инвестиционная декларация управляющей  компании, которая устанавливает (определяет) цель инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных ей ПФР по договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений, инвестиционную политику управляющей компании, а  также состав и структуру ее инвестиционного  портфеля.

Управляющая компания вправе предложить несколько инвестиционных портфелей. Инвестиционный портфель –  определенный набор финансовых активов (ценные бумаги, деньги на счетах в банках), в которые могут быть размещены  средства пенсионных накоплений. Инвестиционные портфели управляющей компании отличаются друг от друга набором активов  и долей каждого актива.

По каждому инвестиционному  портфелю ПФР заключает с управляющей  компанией отдельный договор  доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Управляющая  компания обязана инвестировать  средства пенсионных накоплений исключительно  в интересах застрахованных лиц  разумно и добросовестно, исходя из необходимости обеспечения принципов  надежности, ликвидности, доходности и  диверсификации. Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений не являются собственностью управляющей компании, а относятся на прирост средств, переданных ей в доверительное управление.

Федеральная служба по финансовым рынкам (далее – ФСФР России) ежегодно проводит конкурсы по отбору управляющих  компаний для заключения с ними ПФР  договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

Управляющие компании, подавшие заявки на участие в конкурсе и  отвечающие требованиям, предъявляемым  законодательством, становятся победителями конкурса. ФСФР России после подведения итогов конкурса направляет в ПФР перечень управляющих компаний, признанных победителями конкурса.

С указанными управляющими компаниями ПФР в 2003 году были заключены  договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений сроком на пять лет. В дальнейшем указанные договоры будут заключаться на срок не более 15 лет. В период действия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений от управляющей компании не требуется  участие в конкурсе по отбору управляющих  компаний для заключения с ними ПФР  договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений. По окончании срока действия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений управляющая  компания обязана передать средства пенсионных накоплений, находящиеся  у нее в доверительном управлении, в ПФР.

Управляющей компании, у  которой в текущем году истекает срок действия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений и которая планирует в дальнейшем осуществлять доверительное управление средствами пенсионных накоплений, необходимо снова пройти процедуру конкурсного  отбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ доверительного  управления средствами пенсионных  накоплений государственной корпорацией  «Внешэкономбанк»

В рамках проводимой в стране пенсионной реформы в январе 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации Внешэкономбанк назначен государственной управляющей компанией  по управлению пенсионными накоплениями граждан.

Внешэкономбанк осуществляет доверительное управление средствами пенсионных накоплений застрахованных граждан, не выбравших частную управляющую  компанию, а также выбравших Внешэкономбанк в качестве управляющей компании.

Доверительно управление осуществляется следующими службами банка.

1. Комитет по доверительному  управлению средствами пенсионных  накоплений:

- определяет стратегию  инвестирования средств пенсионных  накоплений, а также предложения  по ее изменению;

- рассматривает и утверждает  структуру инвестиционного портфеля  государственной управляющей компании, а также предложения по ее  изменению;

- утверждает перечень  мер, направленных на ограничение  рисков в процессе доверительного  управления средствами пенсионных  накоплений;

- осуществляет контроль за исполнением решений по вопросам доверительного управления средствами пенсионных накоплений, принятых Комитетом.

2. Департамент доверительного  управления.

Непосредственно осуществляет деятельность по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, а  именно: инвестирует денежные средства на рынке ценных бумаг в соответствии со стратегией инвестирования, утвержденной Комитетом, обеспечивает соблюдение договоров, заключенных Внешэкономбанком как  государственной управляющей компанией, обеспечивает соблюдение требований законодательных  и нормативных актов к деятельности по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений.

В компетенцию департамента доверительного управления входит:

· подготовка и заключение договоров доверительного управления с учредителями управления и иных договоров в части обеспечения  деятельности по доверительному управлению;

· осуществление в соответствии с условиями договоров доверительного управления операций со средствами, переданными  в управление;

· контроль за проведением операций по доверительному управлению;

· контроль за соответствием операций по доверительному управлению государственными активами требованиям законодательства и решениям органов управления Внешэкономбанка;

· ведение портфелей доверительного управления и позиции по счетам доверительного управления;

· осуществление взаимодействия со специализированными депозитариями  в части контроля за инвестированием государственных средств, переданных в доверительное управление;

· подготовка и предоставление отчетности о результатах деятельности по доверительному управлению учредителям  доверительного управления, уполномоченным федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации;

· подготовка предложений  по стратегии инвестирования переданных в доверительное управление средств;

· подготовка предложений  по управлению рисками при инвестировании средств, переданных в доверительное  управление;

· управление рисками при  инвестировании переданных в доверительное  управление средств, подготовка информационно-аналитических  отчетов;

· изучение и анализ конъюнктуры  финансовых рынков в целях оптимального инвестирования средств, переданных в  доверительное управление;

· подготовка совместно с  другими подразделениями Внешэкономбанка  проектов инструкций, приказов и других нормативных актов Внешэкономбанка  по вопросам, относящимся к компетенции  Департамента;

· организация взаимодействия и ведение переписки со сторонними организациями по вопросам, относящимся  к компетенции Департамента;

· взаимодействие с уполномоченными  федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации по вопросам совершенствования нормативной  правовой базы деятельности по доверительному управлению государственными активами.

3. Дирекция по обеспечению  банковской безопасности.

· защита информации;

· ограничение доступа  сотрудников банка к информации, имеющей отношение к доверительному управлению.

Служба внутреннего контроля Внешэкономбанка:

· текущий контроль за операциями по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений;

· составление отчетов  о проверках деятельности по инвестированию средств пенсионных накоплений;

· предотвращение и выявление  конфликта интересов;

· координация работы с  независимой аудиторской организацией.

Характеризуя цели и задачи Внешэкономбанка в качестве государственной  управляющей компании можно отметить следующие ключевые моменты.

Основными принципами деятельности Внешэкономбанка как государственной  управляющей компании являются:

· соблюдение приоритета интересов  учредителя доверительного управления над собственными;

· инвестирование средств  пенсионных накоплений исключительно  в интересах застрахованных лиц;

· инвестирование средств  пенсионных накоплений разумно и  добросовестно.

Состав и структура  инвестиционного портфеля Внешэкономбанка  как государственной управляющей  компании определены постановлением Правительства  РФ от 01.09.03 г. №540.

Основной целью инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление Внешэкономбанку, является обеспечение их сохранности.

С этой целью Внешэкономбанку  разрешено инвестировать средства пенсионных накоплений в следующие  виды активов:

· государственные ценные бумаги, обязательства по которым  выражены в рублях и иностранной  валюте;

· ипотечные ценные бумаги, гарантированные РФ;

· средства в рублях и  иностранной валюте на счетах в кредитных  организациях.

Установлено, что максимальная доля в инвестиционном портфеле следующих  классов активов составляет:

· государственные ценные бумаги РФ, обязательства по которым  выражены в рублях – 100%;

· государственные ценные бумаги, обязательства по которым  выражены в иностранной валюте (облигации  государственного валютного займа, облигации внутреннего государственного валютного займа, облигации внешних  облигационных займов РФ) – не более 80%;

· ипотечные ценные бумаги, гарантированные РФ - не более 40%;

· средства в рублях и  иностранной валюте (долларах США  и/или евро) на счетах в кредитных  организациях – не более 20%.

Все виды операций, связанных  с осуществлением деятельности по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, отделены от собственных операций банка. С этой целью были открыты отдельные  счета доверительного управляющего в Центральном банке России (в  рублях) и во Внешторгбанке (в долларах США).

Учет операций по доверительному управлению во Внешэкономбанке осуществляется на отдельной главе баланса (счет главы «Б» счета «д.у.»).

Сформирован постоянно действующий  рабочий орган Внешэкономбанка  по организации процесса инвестирования средств пенсионных накоплений –  Комитет по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений. Во Внешэкономбанке также создан Департамент  доверительного управления, основные функции которых были рассмотрены  выше.

По состоянию на 1 января 2007 года рыночная стоимость портфеля государственной управляющей компании составляла 267,3 млрд. рублей. В течение 2007 года Пенсионный фонд Российской Федерации  передал Внешэкономбанку средства пенсионных накоплений в размере 90,5 млрд. рублей (по сравнению с 83,5 млрд. рублей по результатам 2006 года). Вновь  переданные в доверительное управление средства инвестировались в активы, разрешенные инвестиционной декларацией, в сроки, установленные договором  доверительного управления.

Информация о работе Анализ системы управления Пенсионным фондом РФ