Анализ международных финансовых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование международных финансовых рынковю
Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:
- Изучить понятие, сущность и структуру международных финансовых рынков;
- Рассмотреть вопросы глобализации и интернационализации международных финансовых рынков;
- Проанализировать эволюцию международных финансовых рынков

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты исследования международных финансовых рынков…………………………………………………………………………….6
1.1 Международные финансовые рынки: понятие, сущностные характеристики, структура……………………………………………………...6
1.2 Глобализация и интернационализация международных финансовых рынков .....………………………………………………………………………..10
2 Эволюция международных финансовых рынков……………………14
2.1 Анализ становления и развития международных финансовых рынков……………………………………………………………………………14
2.2 Современное состояние международных финансовых рынков: формирование международных финансовых центров……………………….17
3 Актуальные проблемы международных финансовых рынков и пути их решения……………………………………………………………………….23
3.1Проблемы регулирования международных финансовых рынков….23
3.2 Реформирование процесса регулирования финансовых рынков России…………………………………………………………………………....26
3.3 Перспективы развития международных финансовых рынков……31
Заключение……………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………..39

Файлы: 1 файл

kursovaya_analiz_megdunarodnih_finansovih_rinkov.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

Наряду с реформированием процессов регулирования финансовых рынков в настоящее время необходимы также организационные изменения, такие как введение стратегического планирования (ежегодные Основные направления государственной политики на рынке ценных бумаг, создание Национального совета по финансовому рынку при Председателе Правительства РФ, постоянно действующих рабочих групп ФКЦБ, Банка России и других регуляторов).

Дискутируется также вопрос о создании концепции  мегарегулятора на финансовых рынках России. Данная модель применяется на крупнейших мировых рынках - в Великобритании, Японии и Южной Корее. Так, в Великобритании все финансовые рынки, включая рынок кредитных услуг, страховой рынок, срочный рынок и т.д. регулируется законом о финансовых услугах (Financial Services Act) и единым мегарегулятором - Агентством по финансовым услугам ( Financial Services Authority). Данная модель создает унифицированные условия деятельности этих рынков. Для России предлагается слить существующие регуляторы - Министерство финансов (страховая деятельность), Центральный банк (регулирование банков), Комиссию по негосударственным пенсионным фондам, ФКЦБ в единую организацию. Вместе с тем, многим участникам дискуссии эта концепция представляется как несоответствующая российским условиям. В России еще не сформировались финансовые конгломераты, кроме того велика вероятность ослабления совокупных ресурсов регуляторов [18].

В этой связи, важное значение приобретает разработка Государственной  Думой долгосрочной программы развития российского финансового рынка, принятой на правительственном уровне и жестко увязанной с основными направлениями развития всей экономики страны. В рамках этой программы должна быть продумана система государственного регулирования финансового рынка в целом, а также предусмотрено разделение функций по регулированию финансового рынка. Только в этом случае к российским финансовым инструментам появится доверие со стороны отечественных инвесторов.

Одно из направлений  совершенствования регулирования  финансовой системы - создание качественно нового законодательства в сфере инвестиций, финансового рынка и финансовых услуг.

Основные недостатки действующего законодательства можно  свести к следующему перечню:

  • отсутствие ясных целей и приоритетов в законотворчестве о ценных бумагах и финансовых рынках, не позволяющих в полной мере использовать финансовое законодательство в целях экономического роста и повышения эффективности функционирования всех элементов финансовой системы;
  • разрозненность, дублирование и противоречивость правовых норм, посвященных различным сегментам финансового рынка, отсутствие единого понятийного аппарата, унифицированных требований к участникам финансового рынка и единых подходов к регулированию однотипных проблем, возникающих в разных частях финансовой системы;
  • неспособность реализованной в законодательстве модели управления финансовым рынком, основанной на множественности регуляторов и методов регулирования, эффективно управлять рисками в условиях универсализации деятельности компаний, усложнения финансовых инструментов и «взаимопереплетения» рисков, характерных для разных видов деятельности;
  • игнорирование в законодательстве вопросов повышения конкурентоспособности и экономической эффективности деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, схем коллективных инвестиций и эмитентов ценных бумаг;
  • дисбаланс между требованиями законодательства и возможностью их исполнения, установление заведомо неисполнимых требований к участникам финансового рынка, непоследовательность и противоречивость системы делегирования полномочий государственной власти саморегулируемым организациям и профессиональным объединениям профессиональных участников финансового рынка, эмитентов и инвесторов;
  • игнорирование в отечественном законодательстве новых тенденций и норм в развитии законодательства других стран, требований международных стандартов в сфере финансового рынка и сложившихся на глобальных рынках правил и обычаев делового оборота;
  • отсутствие системы «сдержек и противовесов» при определении прав, обязанностей и ответственности органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять регулирование и надзор за различными сегментами финансового рынка.

В этих условиях целесообразно подойти к вопросу  о модернизации российского законодательства о финансовом рынке, опираясь на ясное понимание места финансового рынка в государственной системе управления экономикой, целей и приоритетов его развития, а также качественных и количественных параметров и ориентиров финансового рынка России на перспективу.

Можно выделить следующие предложения, реализация которых позволит создать в стране эффективный финансовый рынок, направленный на решение приоритетных проблем, таких как подъем экономики, рост инвестиций и эффективности их использования, обеспечение условий для расширенного воспроизводства сбережений граждан, создание в стране достойной для гражданского общества системы социального обеспечения и социального страхования граждан России [18]:

1. Обеспечение  роста капитализации крупнейших  российских эмитентов за счет  качественных улучшений в сфере корпоративного управления, раскрытия информации, устранения излишних ограничений на обращение акций и радикальных сдвигов в сфере правоприменения законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах.

2. Увеличение  объема инвестиционных ресурсов, заимствуемых компаниями на внутреннем финансовом рынке за счет ускоренного развития рынка корпоративных облигаций и эмиссии акций.

3. Восстановление  рынка государственных ценных  бумаг как важнейшего инструмента  регулирования денежно-кредитной  политики государства, оказания государственной поддержки сбережений граждан и схем коллективного инвестирования, а также источника финансирования временных кассовых разрывов при исполнении бюджетов разного уровня одновременно с созданием эффективной и надежной системы управления внутренним долгом на уровне Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

4. Содействие  повышению конкурентоспособности  на внешних и внутреннем рынке  и экономической эффективности  деятельности российских профессиональных участников финансового рынка, эмитентов и институциональных инвесторов.

5. Допуск к  размещению и обращению на  территории РФ финансовых инструментов, выпускаемых эмитентами-нерезидентами,  устранение препятствий для российских  профессиональных участников финансового рынка и схем коллективных инвестиций в предоставлении услуг, связанных с обслуживанием указанных ценных бумаг, заключением сделок и расчетов.

6. Содействие  выпуску новых финансовых инструментов, интересных для инвесторов.

7. Повышение надежности и экономической эффективности системы удостоверения и перерегистрации прав на ценные бумаги, определение надлежащего правового статуса добросовестного приобретателя.

8. Создание эффективной  и доступной для любого заинтересованного  лица системы раскрытия информации о ценных бумагах, эмитентах, участниках финансового рынка и иной информации, необходимой для инвесторов.

9. Активизация  использования различных форм  налогового стимулирования инвесторов  в ценные бумаги, применяемых  в большинстве стран мира.

10. Устранение  противоречий и несогласованности  в регулировании различных сегментов  финансового рынка, повышение  эффективности государственного  регулирования и действенности  надзорных функций регулирующего  органа.

11. Всемерное  использование потенциала саморегулирования деятельности участников финансового рынка, недопустимость использования государственных органов и полномочий должностных лиц одними участниками финансового рынка в целях оказания воздействия на конкурентов.

12. Снижение  бюрократических барьеров при входе на рынок и издержек участников по поддержанию искусственных ограничений на совмещение различных видов предпринимательской деятельности и выбора организационно-правовых форм деятельности.

 

 

3.3 Перспективы  развития международных финансовых рынков

 

В 2000-2009 гг. произошло  общее ухудшение условий функционирования международного финансового рынка. Оно выражается в повышении риска  дальнейшего снижения курса доллара по отношению к другим ключевым валютам; обострении соперничества США, стран зоны евро и Японии на международном финансовом рынке; ухудшении финансовой ситуации в странах зоны евро и США при одновременном быстром росте национальных финансовых рынков Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии. Это привело к глобальным дисбалансам и усилению рисков на международном финансовом рынке.

В последнее  десятилетие происходит наращивание глобальных дисбалансов на международном финансовом рынке, связанных с изменением позиций государств - участников этого рынка. Сальдо текущих операций США - признанного лидера международного финансового рынка - постоянно ухудшается, а зеркальным отражением этого процесса является улучшение сальдо текущих операций в странах Азии (страны АСЕАН, Китае и Индии), в нефтедобывающих развивающихся странах и в меньшей степени в малых развитых странах (Швейцария, Норвегия, Швеция). Сальдо счета текущих операций зоны евро остается близким к нулю, но при этом наблюдается расхождение между динамикой этого показателя в странах, имеющих профицит (Германия, страны Бенилюкс и Финляндия) и в странах, которые имеют дефицит (Испания, Франция, Португалия, Греция). В процентах к мировому ВВП сальдо счета текущих операций с 1994 по 2007 г. в США снизилось на 1,5 - 2,1 %, а в странах Азии с формирующимися рынками и в малых европейских странах выросло в среднем на 0,5 - 0,75%. Что касается стран зоны евро, то, пережив падение в 2000 г. на 0,5 %, оно выросло к 2007 г. на 0,37 %. Сформировавшиеся стойкие дисбалансы в развитии национальных финансовых рынков стран - участниц международного финансового рынка проявляются во всех секторах международного финансового рынка: валютном, кредитном, фондовом, инвестиционном и страховом. Обобщая вышесказанное отметим, что упорядоченная корректировка дисбалансов международного финансового рынка возможна лишь в результате слаженной и согласованной финансовой политики стран - участниц международного финансового рынка, направленной на совместное регулирование международного финансового рынка [22].

В США  приоритетной задачей становится увеличение национальных сбережений, что возможно лишь при условии использования такого регулирующего инструмента как бюджетная консолидация. Для стабилизации международного финансового рынка федеральный бюджет США должен быть сбалансирован к 2013 г. Для такой корректировки американского бюджета необходимо сократить национальное потребление на 0,75% ВВП, повысить налогообложение и снизить в результате бюджетной консолидации отношение долга к ВВП. Ужесточение налогово-бюджетной политики и некоторое ослабление доллара приведут к заметному улучшению сальдо текущих операций - примерно на 2% в течение 10 лет и сокращению чистых иностранных обязательств США более чем на 10% за тот же период. Сокращение государственного долга США в свою очередь приведет к уменьшению мировых процентных ставок, что стимулирует частные инвестиции и банковское кредитование.

В странах  Азии с формирующимися рынками приоритетными направлениями уменьшения дисбалансов на международном финансовом рынке должно стать создание условий для большей гибкости обменных курсов в сторону их повышения. Если не брать в расчет Китай, где иностранные инвестиции уже и так достаточно высоки, в других странах Азии основными направлениями развития являются увеличение зарубежных инвестиций, расширение доступа домашних хозяйств к кредитам и повышение нормы сбережений. Меры национальной финансовой политики должны быть направлены на улучшение инвестиционного климата, завершение финансовых реформ, снижение барьеров для выхода на международный финансовый рынок.

В странах зоны евро на выравнивание дисбалансов международного финансового рынка может повлиять более высокий в ближайшее десятилетие экономический рост.

Надо отметить, что все возможные сценарии корректировки развития международного финансового рынка в среднесрочной перспективе не в состоянии полностью отрегулировать рынок и преодолеть комплекс негативных последствий, возникающих в связи с разбалансированностью рынка в целом. Эффективному функционированию современного международного рынка мешают следующие факторы: продолжающийся кризис в фондовом секторе рынка, нарастание масштабов спекулятивных операций по мере наращивания объемов сделок хеджфондов и пенсионных фондов, возрастание финансовых рисков в связи с ростом объемов сделок с деривативами (особенно кредитными), рост мировых цен на нефть и другие.

Видимо, системы  организации и регулирования  международного финансового рынка, основанные на гегемонии доллара США, близки к исчерпыванию своих потенциальных возможностей. Наступает время перехода от однополярной к многополярной системе управления международным финансовым рынком. Она должна сопровождаться глубокой модернизацией органов регулирования международного финансового рынка и системы финансовой отчетности участников этого рынка, разработкой более эффективных методов риск-менеджмента в международной финансовой сфере. В создании новой многополярной системы управления международным финансовым рынком активное участие, по нашему мнению, должна принимать Россия [22].

Итак, в третьем  разделе нашей работы исследованы проблемы регулирования международных финансовых рынков, рассмотрены тенденции регулирования финансовых рынков России и перспективы развития международных финансовых рынков.

Регулирование является важнейшей составляющей финансовых рынков. Идеальной модели функционирования и регулирования финансового рынка в мире не существует, но лучшие из них представляют собой «золотую середину» между жестким централизованным управлением и коллегиальным регулированием профессиональными организациями.

Что касается российских финансовых рынков, то для их полноценного развития необходимо расширение начал саморегулирования. Передача части функций регулятора негосударственным структурам является необходимой для России тенденцией.

В последнее  десятилетие произошло общее  ухудшение условий функционирования международного финансового рынка. Оно выражается в повышении риска дальнейшего снижения курса доллара по отношению к другим ключевым валютам; обострении соперничества США, стран зоны евро и Японии на международном финансовом рынке; ухудшении финансовой ситуации в странах зоны евро и США при одновременном быстром росте национальных финансовых рынков Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии. Это привело к глобальным дисбалансам и усилению рисков на международном финансовом рынке.

Таким образом, в настоящее время назрела возможность перехода от однополярной к многополярной системе управления международным финансовым рынком. Она должна сопровождаться глубокой модернизацией органов регулирования международного финансового рынка и системы финансовой отчетности участников этого рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Развитие международных финансовых рынков играет особую роль в развивающейся рыночной экономике. Так, рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям значительно расширить круг источников финансирования, не ограничиваясь бюджетными средствами, самофинансированием и банковскими кредитами. Рынок ценных бумаг, обеспечивая превращение сбережений в инвестиции и перелив финансовых ресурсов между секторами экономики, в решающей мере способствует экономическому росту и повышению благосостояния населения.

В нашем исследовании мы ставили ряд задач, при решении  которых пришли к следующим выводам.

Международный финансовый рынок - это составная часть мирового финансового рынка, обеспечивающая перераспределение финансовых ресурсов между странами в результате проведения многообразных финансовых операций участниками этого рынка. Структура международных финансовых рынков представлена международным валютным рынком, международным кредитным рынком, международным фондовым рынком, международным инвестиционным рынком, международным страховым рынком и международным рынком производных финансовых инструментов (деривативов).

Информация о работе Анализ международных финансовых рынков