Анализ и оценка современных концепций сущности финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Финансы (франц. finance, financia - доход, платеж) возникли в условиях функционирования постоянного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Как историческая категория финансы появились одновременно с государством при расслоении общества на классы.
Финансы как экономические, денежные отношения органически участвуют в механизме регулирования рыночной экономики. С развитием предпринимательства, деятельности акционерных обществ, конкурентоспособности предприятий и организаций становится весьма необходимым уметь эффективно управлять финансовыми ресурсами.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..……...3 ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ…………………………………………...…4 1.1. Понятие и сущность финансов……………………………………………….....4 1.2. Функции и роль финансов в экономике……………………………………......7 1.3. Использование финансов в общественном воспроизводстве……………..….13 ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СУЩНОСТИ ФИНСОВ…………..18 2.1 Концепция монетаризма……………………………………………………….…18 2.2 Концепция неолиберализма…………………...………………………….……....22 ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ФИНАНСОВ ......……………………………………………………………………………………..…26 3.1 Перспективы развития монетаризма …………………………………………....26 3.2 Перспективы развития неолиберализма………………………………………....27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….………….29

Файлы: 1 файл

Анализ современных концепций сущности финансов.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Совокупный общественный продукт состоит из двух основных частей:3  – стоимости израсходованных на производство продукции средств производства (орудий труда и предметов труда), обозначаемой символом С;     – национального дохода (стоимости рабочей силы и прибавочного продукта), соответственно обозначаемых символами V и m.       Если бы сферу материального производства можно было принять за изолированную систему, то дальнейшее перераспределение свелось бы только к уплате налогов из V и m. Однако в реальной сфере распределения, участвует не только государство (через систему налогов), но и сфера услуг, образования, здравоохранения, банковская система и т.д. Государство, сформировав свои доходы, выплачивает, в частности, зарплату работникам бюджетной сферы. Последние тоже платят налоги, идущие на формирование доходов государства. Из личных доходов граждане оплачивают различные услуги, производят взносы в страховые фонды, погашают проценты за пользование кредитами. Получившие доход за оказанные услуги предприятия также выплачивают налоги, которые идут на формирование доходов государства. Далеко не все отношения распределения являются финансами. Но вне пределов распределения нет финансов.     После первой стадии распределения , когда СОП распределяется на С и V + + m, наступает вторая стадия, когда национальный доход (V + m) делится на фонд накопления и фонд потребления.          Фонд накопления состоит из двух частей, предназначенных для расширения воспроизводства и образования резервных фондов. На этой стадии участие финансов проявляется через государственные вложения в экономику и создание государственных резервов и страховых фондов. Этой стадии предшествует стадия формирования фондов. Но очередностью можно пренебречь. Тем более что все доходы и расходы производятся в пределах бюджета, утверждаемого до начала года. Бюджет во всех цивилизованных странах имеет силу закона, что позволяет при изучении закономерностей распределительного процесса не обращать внимания на последовательность доходов и расходов. В реальной действительности часто происходит опережение расходов, т.е. необходимость произвести расход наступает раньше, чем сформированы доходы. Для решения проблем несовпадения расходов и доходов по срокам используется механизм государственного кредита. Соотношение между фондами накопления и потребления очень индивидуально как во времени, так и для отдельных субъектов воспроизводственного процесса, включая государство. На уровень потребления оказывают влияние такие факторы, как уровень технологии, коммуникации, государственное устройство, авторитет партий, движений и многие другие.  Точно так же невозможно определить и тенденции в соотношении между фондами накопления и потребления. При достаточно высоком уровне фондов потребления возрастает доля накопления во внепроизводственном секторе, т.е. растут личные накопления. Если относительная доля потребления в национальном доходе более низкая, растут корпоративные накопления. Это понятно, поскольку весь созданный национальный доход есть не что иное, как вновь созданная стоимость. В основе всего воспроизводственного процесса лежит уникальная особенность товара «рабочая сила». Рабочая сила как товар обладает свойством создавать стоимость, превышающую затраты на ее воспроизводство. Этим свойством не обладают остальные компоненты производства - орудия труда и предметы труда.            В свою очередь, фонд потребления также состоит из двух частей: фонда общественного потребления и фонда личного потребления. Соотношение между ними по отдельным государствам зависит от государственного устройства, традиций и т.д. Так, где у власти стоят коммунистические или социалистические партии, фонд общественного потребления превалирует в общей величине фондов потребления. Ведь через фонды общественного потребления государство организует финансирование просвещения, здравоохранения и социальную помощь. Доля общественных фондов потребления достаточно велика и в других государствах, поскольку через эти фонды осуществляется финансирование расходов на управление, оборону, поддержку промышленности, сельского хозяйства и т.п. Здесь важно отметить, что непосредственный процесс формирования и использования общественных фондов потребления обслуживается только финансами.    Основная часть фондов общественного потребления реализуется через бюджет государства. Часть этих фондов идет ни формирование фондов социального страхования и социального обеспечения. В большинстве стран с рыночной экономикой в формировании фондов социального страхования и социального обеспечении принимают участие своими платежами, как работодатели, так и работниками наемного труда. В последнем случае на формирование фонда общественного потребления направляется часть фонда личного потребления. Оставшаяся часть фонда личного потребления делится на две части: фонды личных накоплений и фонды потребления. И именно эти две части фонда личного потребления и создают условия для функционирования товарного механизма. Индивидуальный спрос создает предпосылки для развития товарного производства.

Соотношение между фондами потребления и накопления и их физические величины во многом определяют темпы развития государства в условиях рыночной экономики. Если государство изымает в виде налогов значительную часть первичных доходом, то тем самым оно сдерживает развитие экономики. Все дело в специфике государства как органа управления - его расходы либо избыточны (там, где речь идёт о финансировании расходов государственного аппарата), либо неэффективны (в части расходов на экономику), либо нерациональны (расходы на социальную сферу обходятся слишком дорого и не стимулируют воспроизводство рабочей силы). Если государство изымает в виде налогов более 30% национального дохода, оно не оставляет экономике внутренних резервов для роста и модернизации. Доля налогового изъятия может, быть и выше, но в этом случае затраты на воспроизводство рабочей силы государство частично должно брать на себя. При высоком налоговом пороге расходы на сбор налогов относительно возрастают, поскольку усиливаются тенденции уклонения от налогов.       Таким образом, финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.       Финансы выполняют три основные функции: воспроизводственную, распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части - национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий. Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства, сами будучи категорией не производства, а распределения.4

 

 

 

Глава 2. Современные концепции сущности финансов

2.1 Концепция монетаризма

До Второй Мировой войны в капиталистическом мире господствовала классическая кейнсианская концепция сущности финансов, основанная на значительной роли государства в экономике и упрощённом понимании экономических процессов. Но  с послевоенного 45-го до середины 70-х годов в капиталистическом мире произошло очень много событий, которые вывели мировую экономику и все ее проблемы на совершенно иной уровень. Научно-техническая революция привела к резкому усложнению номенклатуры изделий и их быстрой сменяемости. В геометрической прогрессии увеличилось общее число предприятий, усилились интеграционные процессы. Соединились в «фокусе» сразу несколько кризисов (циклический, структурный, энергетический, экологический), распалась Бреттон-Вудская система. В Америке и Европе среди периодически возникающих проблем, на первый план вышла не безработица, которая имела место во времена великой депрессии, а инфляция при одновременном снижении производства (стагфляция). Такая усложненная система, во-первых, не могла уже управляться прежними методами централизованного воздействия и, во-вторых, объективно требовала определенного перемещения акцентов на рыночные рычаги саморегуляции. Совершенно новая экономическая реальность нуждалась в новых концепциях макрорегулирования. Пришло время неоклассических теорий, связанных с дискредитацией кейнсианства, которое уже не могло объяснить современные экономические процессы.        Основные постулаты монетаризма заключаются в следующем:   Во-первых, рыночная система обладает способностью автоматически, на основе саморегулирования, приводить себя в равновесие. Устойчивость, жизнеспособность заложена в самой природе рыночного хозяйства.        Вторым постулатом монетаризма следует назвать необходимость ограничения государственного вмешательства в экономику, сокращения доли ВНП, выделяемого для нужд государства. Необходимость этого вызвана следующими причинами: государственное вмешательство блокирует действие стихийных регуляторов, стремящихся восстановить равновесие; государство способно создавать спрос (госзаказы, оборона, прочие расходы), управлять совокупным спросом за счёт налогов, займов, эмиссии, но государство не может увеличить товарное предложение; монетаристы выступают против протекционистских мер в области внешней торговли и валюты (пошлин, количественных ограничений импорта, девальвации, валютных интервенций).       Третий исходный пункт монетаризма состоит в переносе центра тяжести исследований и практических рекомендаций в кредитно-денежную сферу. Деньги могут быть стихийным регулятором экономических процессов. 5      Современный монетаризм утверждает, что если деньги для населения и для фирм – это одна из форм богатства, приносящих доход, то спрос на деньги определяется их предельной доходностью в сопоставлении с предельной доходностью других форм богатства. Структура богатства инерционна, и деньги занимают в ней устойчивое место, следовательно, совокупный спрос на деньги должен быть величиной устойчивой, изменяющейся лишь пропорционально долговременному темпу изменения ВНП и национального богатства.              В отличие от предложения денег спрос на деньги относительно стабилен6. На денежный спрос помимо доходов влияют: уровень цен (изменение покупательной способности денег), размеры процентных ставок. Предложение денег представляет собой количество денег в обращении. Оно определяется размерами денежной эмиссии, кредитами коммерческих банков, куплей-продажей ценных бумаг. Соответствие между спросом на денежную массу и предложением денег обеспечивает механизм рыночного саморегулирования. Монетаристы приходят к выводу, что не следует мешать рыночной экономике воспроизводить равновесие между спросом на деньги и денежным предложением. Если темпы роста денежной массы превышают темпы роста товарной массы или, напротив, денежная масса отстаёт от темпов роста товарооборота, то возникают нежелательные колебания, нарушается стабильность экономического развития. Рост денежной массы должен идти темпом, обеспечивающим устойчивость цен, соответствовать динамике ВНП.   Особая роль монетаристской доктрины отводится изучению психологического фактора – мотивам экономического поведения людей, их ожиданиям и оценкам.    Главным теоретиком монетаризма считается Милтон Фридмен – американский экономист, мировую известность которому принесла его книга «Исследование в области количественной теории денег» (1956 г.). Он разделял один из главных тезисов монетаризма – о невмешательстве государства в экономику. Причем, в отличие от представителей неолиберального направления, защищающих рынок с идеологических и нравственных позиций, Фридмен защищает его с утилитарных позиций. Аргументация следующая: рынок выступает гарантом свободы выбора, а именно свобода выбора является условием эффективности и жизнеспособности системы. Жизнеспособна она прежде всего потому, что свободный обмен, на котором она основана, осуществляется только тогда, когда он выгоден обеим сторонам. Иными словами, каждая сделка либо приносит выгоду, либо вообще не имеет места; следовательно, общая выгода в ходе обмена возрастает. Механизмом же, обеспечивающим реализацию экономической свободы и взаимосвязь действий свободных индивидов, является механизм цен.        Фридмен обращает внимание, что цены одновременно выполняют три функции: информационную, стимулирующую и распределительную. Информационная функция связана с тем, что цены, указывая на изменения спроса и предложения, несут в себе информацию о потребностях в тех или иных товарах, о дефиците или избытке ресурсов и т.д. Эта функция имеет чрезвычайно важное значение для координации экономической активности. Вторая функция состоит в стимулировании людей использовать имеющиеся ресурсы с тем, чтобы получить наиболее высоко оцениваемые рынком результаты. Третья функция показывает, что и сколько получает тот или иной экономический субъект (поскольку цены одновременно являются и чьими-то доходами). Все эти функции цен тесно взаимосвязаны, и попытки подавить одну из них негативно сказываются и на других. Поэтому стремление социалистических правительств отделить последнюю функцию от остальных и заставить цены способствовать реализации социальных целей Фридмен считал абсурдным, поскольку, по его мнению, цены сообщают побудительные мотивы только потому, что участвуют в распределении доходов. Если цены не выполняют третью функцию — распределения дохода, то человеку нет смысла беспокоиться относительно информации, которую несет в себе цена, и нет смысла реагировать на эту информацию. Фридмен является сторонником свободного рынка, однако он не считает рыночную модель экономики идеальной. Он допускает и государственное вмешательство в экономику – для обеспечения свободного доступа людей к доступной медицине и образованию; для создания минимальной планки материальной обеспеченности людей, независимо от результатов их труда. Таким образом, Фридмен подчеркивает необходимость поиска компромисса между неизбежными при любом вмешательстве элементами диктата и индивидуальной свободой.            Фридмен принимает государственное вмешательство только в таких формах, которые в наименьшей степени ограничивают свободу человека, в том числе и свободу тратить деньги. Отсюда вытекают и рекомендации Фридмена по предоставлению пособий малоимущим в денежной, а не натуральной форме и введение вместо непосредственных выплат малообеспеченным людям (доходы которых не достигают установленного минимального уровня) системы налогов на личные доходы, которая не снижает активности людей по улучшению их материального положения, так называемой системы отрицательных налогов. Суть этой системы состоит в следующем: если доход семьи равен установленному гарантируемому минимуму, семья не платит налогов; если ее доходы превышают этот минимум, налоги платятся по самой низкой шкале и начисляются не на весь доход, а лишь на часть, превосходящую минимальный доход. Если доход семьи не достигает минимума, начисляется отрицательный налог по единой ставке на «недополученную» часть дохода, после чего полученная величина «налога» фактически прибавляется к доходу, который получила семья. При такой системе людям становится более выгодным больше зарабатывать, а не сидеть на иждивении государства. Однако в целом Фридмен выступает противником чрезмерного расширения сферы предоставления социальных благ, считая, что это порождает так называемую «институт безработицы» и «новую бедность». Фридмен  положительно относится к доктрине постоянной денежной массы, хотя находит подобное решение «слишком радикальным». Он предлагает более мягкий путь стабилизации цен: среднегодовой прирост денежной массы может составлять 4-5%. При этом учитывается среднегодовое увеличение реального ВНП (примерно на 3%) и незначительное снижение скорости обращения денег. Эти размышления легли в основу «денежного правила», признанного сегодня с теми или иными дополнениями Центробанками большинства стран. Фридмен – противник запрета на выплату процентов по бессрочным вкладам, а также защитник преимуществ, связанных с выплатой Федеральной резервной системой (ФРС) коммерческим банкам процентов по их обязательным резервам.    Следует заметить, что позже, исследуя воздействие денежной массы в долгосрочном плане, Милтон Фридмен видоизменяет свой подход, рекомендует контролировать не столько денежную эмиссию, сколько динамику «силовых денег» – обязательств правительства, находящихся в банковских резервах. Они представляют собой основу пирамиды, на базе которой  Фридмен  рекомендует проводить фиксацию государственных обязательств, оставляя свободу для действия рыночных сил.      Однако мировую известность Фридмену принесли не его мировоззренческие взгляды, а разработка современной версии количественной теории денег. Фридмен настаивает на том, что, при прочих равных обстоятельствах, спрос на деньги представляет собой устойчивую долю номинального ВНП, в отличие от кейнсианской модели, где спрос на деньги носит неустойчивый характер.7        В копилке монетаризма – преодоление депрессии и структурные преобразования в ряде развивающихся стран, денежное оздоровление Израиля, модернизация на рыночных рельсах стран Юго-Восточной Азии, Восточной Европы. В Венгрии, Чехии, Польше были созданы стартовые условия для экономического соревнования. Монетаристская программа государственного регулирования нашла широкий отклик среди правительств капиталистических стран, в частности в США, Великобритании, а в последнее время – в ФРГ. В России в начале 90-х годов была предпринята попытка решать экономические проблемы денежными средствами. Была увеличена эмиссия денег, но это не привело к ожидаемым результатам, а как раз наоборот – к уменьшению реального ВВП из-за эффекта уменьшения коэффициента монетизации. Монетаристская доктрина взята на вооружение МВФ, который осуществляет экономические сопоставления на основе «естественных» обменных курсов, предложенных М. Фридменом.         Таким образом, концепция монетаризма в своих основных идеях опирается на количественную теорию денег. Деньги играют исключительно важную роль в изменении реального дохода, занятости и общего уровня цен. Монетаристы выступают за свободный рынок и минимальное вмешательство государства в экономику. Главный идеолог монетаристов – Милтон Фридмен разработал ключевые положения этой концепции: функция спроса на деньги (количественная теория денег), концепция номинального дохода (отрицательный налог), «денежное правило» Фридмена, передаточный механизм денег (цены выполняют функцию распределения дохода).

2.2 Концепция неолиберализма

Теория неолиберализма своими корнями уходит в экономические воззрения А. Смита. Именно его принцип «невидимой руки», уверенность, что реализация своекорыстного интереса человека в области экономической деятельности приведет к общественному благосостоянию и вытекающее из данной точки зрения требование невмешательства государства в экономику легли в основу концепций представителей неолиберализма. 8 В основе неолиберальной концепции сущности финансов лежит политическая философия либерализма, кредо которой – знаменитый принцип «laissez faire», который можно трактовать как право людей делать то, что они хотят, предоставить им право быть самими собой в экономической деятельности и вероисповедании, культуре, повседневной жизни и мыслях. И индивидуализм, который стал основой европейской цивилизации, по мнению одного из видных представителей неолиберального направления Ф. Хайека, это не эгоизм и самовлюбленность, это, прежде всего, уважение к личности ближнего, это абсолютный приоритет права каждого человека реализовать себя в этом мире.  По мнению представителей либерального направления, именно свобода в сфере экономической деятельности выступает главным и необходимым условием быстрого экономического роста. Роль же государства в экономике должна быть сведена к минимуму, главную и, по сути, единственную задачу государственных структур они видят в создании и поддержании условий, необходимых для благоприятного развития свободной конкуренции, под которой понимается создание равных возможностей для всех. Государственное вмешательство непосредственно в экономические процессы недопустимо.   У истоков возрождения классического либерализма в двадцатом веке стоял известный экономист и философ Л. Мизес. Значительное внимание уделяет Мизес анализу функционирования различных экономических систем, последовательно рассматривая три варианта экономического устройства современного мира: чисто рыночное хозяйство, «испорченный рынок» и нерыночную экономику. При анализе функционирования рыночной системы он изучает проблемы эволюции, места и роли такого важнейшего для рыночного хозяйства института, как частная собственность. По его мнению, именно частная собственность является «необходимым реквизитом цивилизации и материального благосостояния», а ее социальная функция заключается в том, что она способствует оптимальному использованию ресурсов и обеспечивает суверенитет потребителей.    Анализируя нерыночные системы хозяйствования, под которыми в первую очередь он подразумевает социалистическую систему, Мизес подтверждает свой вывод о «логической и практической невозможности социализма», отказывая ей в рациональной организации хозяйства. По его мнению, установление социалистического строя означает ликвидацию рациональной экономики. Критике Мизеса подверглось в первую очередь центральное звено экономической системы социализма — планирование. именно при социализме, где отсутствует механизм конкурентных торгов за ресурсы и где покупатель не должен оплатить ценность наилучшей альтернативы их использования, ресурсы будут использоваться неэффективно и бездумно. Плановое регулирование экономики исключает возможность рыночных принципов ценообразования, без чего невозможно измерить вклад различных факторов производства в ценность потребительских благ. В свою очередь, это делает невозможным эффективное использование ресурсов. При социализме господствует система произвольных оценок, что дало основание Мизесу назвать социализм «системой запланированного хаоса». В своих работах Мизес подчёркивал, что усиление роли государства неизбежно приведет к усилению роли бюрократии; и что именно свободный рынок соответствует демократическим принципам. Свобода выбора означает «уважение вкусовых предпочтений человека и в более широком смысле свидетельствует об уважении к человеческой личности».          Можно вспомнить Ф. Хайека, который считал, что система частной собственности является в первую очередь важнейшей гарантией свободы. И, что особенно важно, не только для тех, кто эту собственность имеет, но и для тех, у кого ее нет. Поскольку пока контроль над собственностью распределен между множеством независимых друг от друга людей, никто не имеет над ними абсолютной власти. В обществе же, где все планируется сверху, благосостояние каждого будет зависеть не от его умения или везения, а от решения высшего органа. Именно он будет осуществлять всю полноту власти.   Фридрих фон Хайек выступает последовательным сторонником рыночной экономики, оставаясь до конца жизни верным идее высокой ценности принципов экономического либерализма. Однако он рассматривает рынок не как изобретение человека, и не как механизм реализации справедливости и оптимального распределения ресурсов, а как спонтанный экономический порядок. При этом Хайек очень четко различает понятия «рынок» и «хозяйство». Хозяйство, по его мнению, предполагает такое социальное устройство, при котором Некто размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей. Это предполагает осуществление всей экономической деятельности по единому плану, где однозначно расписано, как будут «сознательно» использоваться общественные ресурсы для достижения определенных целей.        Рынок же, по мнению Хайека, функционирует принципиально иначе. Он не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению потребностей, а потом менее важных. Никто в отдельности не знает потребностей и возможностей всех, но каждый, вступая в добровольный обмен, сообщает всем информацию о своих целях и возможностях и одновременно получает информацию о готовности других способствовать реализации этих целей.         По Хайеку, у спонтанного экономического порядка есть существенные преимущества. Прежде всего, в нем используются знания всех членов общества. И распространение этих знаний, большая часть которых воплощена в ценах, является важнейшей функцией рынка. По его мнению, механизм цен является уникальным способом коммуникации, где цены выступают и как свидетельство определенной значимости товара с точки зрения других людей, и как вознаграждение за усилия. Цены играют роль сигналов, побуждающих индивида предпринимать усилия. Через цены осуществляется взаимоприспособление планов и потому механизм цен – одна из важнейших сторон рыночного порядка.  Большое внимание Хайек уделял рассмотрению механизма конкуренции. Оригинальность позиции Хайека состоит в том, что он первый рассмотрел конкуренцию как «обнаруживающую процедуру», как способ открытия новых продуктов и технологий, которые без обращения к ней остались бы неизвестны. Именно конкуренция заставляет предпринимателя в поисках высокой прибыли искать новые продукты, использовать новые рынки сырья, искать именно новые производственные комбинации, которые и обеспечивают динамическое развитие экономической системы. Имея возможность проявить себя, люди находят принципиально новые пути решения возникающих проблем, тем самым человек оказывается способным предложить обществу что-то новое. В рамках концепции «индивидуализма» Хайек делает акцент на творческую устремленность человека, стремление к новому, стремление к отысканию или созданию потребностей, которые никто не удовлетворяет или удовлетворяет не в полной мере. Таким образом осуществляется у Хайека связь свободы и прогресса. В этом убеждении Хайека кроется еще один аргумент против централизованного планирования.         Таким образом, представители неолиберального направления, вслед за монетаристами, выступают за свободу в сфере экономической деятельности. Однако, в отличие от монетаристов, неолибералы идеализируют понятия свобода, частная собственность, рынок. Выступают за ещё большее (по сравнению со взглядами монетаристов) ограничение вмешательства государства в финансовую сферу (государство вообще не вмешивается в экономику; оно лишь создаёт нормативные акты для обеспечения условий для идеализируемой ими свободной конкуренции).

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития концепций финансов

3.1 Перспективы развития монетаризма

В высказанных до сих пор взглядах существует  монетаристов  по  поводу денег и монетарной политики. С одной стороны, М. Фридман  и  его  сторонники призывают "Не трогать деньги!", объясняют кризисы,  инфляцию  и  безработицу прежде всего вторжением  государства  в  кредитно-денежную  сферу,  где  оно орудует "подобно слону в посудной лавке". С другой стороны, способы  лечения экономики  напрямую  связаны  у  монетаристов  с  контролем  над   состоянием денежной массы, соотношением М1 и М2, их темпами и взаимодействием.             Гипотез  и  парадоксов,  порою  кажущихся,  действительно   в   учении монетаризма достаточно  и,  размышляя  над  ними,  можно  прейти   следующим результатам. Являясь отражением практики, эмпирическая теория не может быть гладкой и  определенной.  Внутренняя  логика  присутствует  в  исследовании,  но  ее восприятие затруднено. В абстрактной схеме, оторванной  от  реальной  жизни, структура и логика подчас более очевидны.           Монетаристы  часто  повторяют:  не  трогайте  деньги,   но   ведь   их реформированию Центробанка по сути дела построены на том,  чтобы  обеспечить и сохранить автономию,  самостоятельность  долгосрочной  денежной  политики, освободив её от решения задач «быстрого реагирования». Но связь между деньгами и реальным производством всё же существует.  И здесь таится особая сложность  моделирования  процессов,  а  также  уязвимое звено монетаристской концепции.             Денежное  обращение  относительно  самостоятельно  в  своей  динамике, проявлениях. Оно,  возможно,  более  других  секторов  экономики  подвластно воздействию поведенческих рефлексов  людей,  массовым  ожиданиям,  ажиотажу. Импульсы, идущие  от  денежной  сферы  в  производственную,  имеют  как  это доказано эмпирически, значительное временное  запаздывание.  Прогнозирование «выходов в производство»  напоминает  поиск  тропы  в  джунглях  и  вызывает головную боль у экономистов в  США,  Европе  и  нашей  стране.           Однако самой ярко выраженной перспективой развития монетаризма является денежное таргетирование. Распад Бреттон-Вудской системы способствовал распространению монетаристской концепции в денежно-кредитной сфере. Центральные Банки крупнейших стран перестали таргетировать валютный курс в пользу денежных агрегатов. В 1970-х годах ФРС США в качестве промежуточной цели выбрала агрегат М1, а в качестве тактической цели – процентную ставку по федеральным фондам.     После США Германия, Франция, Италия, Испания и Великобритания объявили об ориентирах прироста денежной массы. В 1979 году европейские страны пришли к соглашению о создании Европейской Валютной Системы, в рамках которой обязались удерживать курсы своих национальных валют в определенных пределах. Это привело к тому, что крупнейшие страны Европы проводили таргетирование, и валютного курса и денежного предложения.                                                                                             При этом в 1975 году большинство развивающихся стран продолжало поддерживать какую-либо разновидность фиксированного курса. Однако, начиная с конца 1980-х годов денежное таргетирование начало уступать свои позиции инфляционному таргетированию. А уже к середине 2000-х годов большинство развитых стран перешло к политике определения целевого ориентира инфляции, а не денежных агрегатов.

3.2 Перспективы развития  неолиберализма

На идеях неолиберализма в 1970-1980-х гг. сформировался глобалистский подход к международным отношениям. Неолиберализм исходит из того, что анализировать поведение государств следует с учетом не только национальных интересов, но и их участия в деятельности межгосударственных институтов, гармонизирующих международные отношения и влияющих на поведение самих государств. При этом особое внимание неолиберализм уделяет роли хозяйственного взаимодействия в мировом развитии. Универсальность демократии рассматривается неолибералами как важнейший фактор преодоления противоречий между государствами.        Взгляды глобалистов отражены в теории комплексной взаимозависимсти, разработанной на основе неолиберальных принципов. Согласно этой теории, фактор силы утрачивает решающее воздействие на международные отношения, более эффективными средствами влияния становятся экономические, правовые и информационные механизмы. По мнению ученых, создаются условия для институционализации отношений между государственными и негосударственными факторами, которые открывают перспективу упорядочения международной среды.         В целом либерализм является доминирующим типом массового сознания в странах Запада. Его принципы и установки воплотились в важнейших политических институтах и получили специфическое проявление в основных идейно-политических течениях - от консерватизма до социал-демократии. Большинство либеральных партий объединены в Либеральный интернационал, созданный в 1947 г.        Либерально-реформистской направленностью отличалась деятельность созданного в 1968 г. Римского клуба - неформального объединения влиятельных представителей научно-экспертного сообщества ведущих стран Запада. Клуб стал своего рода лабораторией научного поиска путей выживания и развития человечества как складывавшейся экономической, а впоследствии и политической целостности. В докладах Клубу была изложена система представлений о новом миропорядке, основывающемся на принципах растущей взаимозависимости государств.        В рамках либеральной парадигмы сформировалась идейно-политическая  концепция трилатеризма, ставшая идеологической основой функционирования Трехсторонней комиссии, созданной в 1973 г. по инициативе директора «Чейз Манхэттэн банка» Д. Рокфеллера. Деятельность Трехсторонней комиссии, объединившей ведущих представителей истеблишмента США, Западной Европы и Японии, была направлена на согласование позиций политических элит по социально-экономическим и политическим проблемам глобального характера, формирование долгосрочной стратегии всего «западного сообщества». Благодаря тесным связям с политическим руководством США Трехсторонняя комиссия была самым влиятельным неофициальным транснациональным политико-идеологическим институтом вплоть до начала 1980-х гг., когда трилатеристские представления о взаимозависимости, основах и целях единства Запада уступили место более жестким и бескомпромиссным неоконсервативным концепциям.    Несмотря на ослабление влияния Трехсторонней комиссии, многие идеи, выдвинутые ее участниками, в 1990-2000 гг. востребованы в идеологической и политико-практической сферах. Они оказывают влияние на принципы и идейные основы деятельности такого влиятельного неформального института, как «Большая восьмерка», куда входит и Россия.

Информация о работе Анализ и оценка современных концепций сущности финансов