Анализ формирования и эффективности использования доходов ООО "Товары для офиса"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение теоретических основ и практический анализ доходов на примере ООО "Товары для офиса".
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические и методические основы формирования и использования доходов предприятия;
- дать краткую характеристику ООО "Товары для офиса" и оценить его финансовое состояние;
- проанализировать доходы, прибыль и рентабельность ООО "Товары для офиса".

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы формирования и использования доходов предприятия 5
1.1. Экономическое содержание доходов предприятия и их роль в формировании прибыли 5
1.2. Механизм формирования доходов и прибыли предприятия 10
1.3. Распределение и использование прибыли предприятия 16
Глава 2. Анализ формирования и эффективности использования доходов ООО "Товары для офиса" 24
2.1. Краткая характеристика ООО "Товары для офиса" 24
2.2. Оценка финансового состояния предприятия 26
2.3. Анализ доходов, прибыли и рентабельности предприятия 33
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы организаций.doc

— 706.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 1.1. Экономический и бухгалтерский подходы к определению прибыли

Именно экономическая прибыль  служит критерием эффективности  использования ресурсов предприятия. Положительное ее значение означает, что компания заработала больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов, следовательно, была создана дополнительная стоимость для тех, кто предоставил ей свой капитал.

Если складывается обратная ситуация, то это свидетельствует о неспособности предприятия покрыть стоимость использования привлеченных ресурсов или, иными словами, что оно проедает предоставленный ему капитал. Таким образом, отсутствие экономической прибыли может стать причиной перетока капитала в другие сферы использования [2, c. 117].

Существование понятий "бухгалтерская" и "экономическая" прибыль не означает возможность прямого сопоставления  их значений. У каждого показателя может быть своя сфера применения. Более корректной видится их характеристика как взаимодополняющих показателей. Использование показателя экономической прибыли может как подтвердить, так и опровергнуть выводы, сделанные на основе показателя бухгалтерской прибыли, и стать причиной дальнейшей аналитической работы [3, c. 272]. С точки зрения оценки эффекта, показатель экономической прибыли дает более полное по сравнению с показателем бухгалтерской прибыли представление об использовании предприятием имеющихся активов, в силу того, что сравнивает финансовый результат, полученный конкретным предприятием, с результатом который обеспечит ему реальное, а не только номинальное сохранение вложенных средств. В связи с этим показатель экономической прибыли видится более емким и полезным при принятии решения инвестором о своих действиях в отношении ценных бумаг предприятия.

    1. Механизм формирования доходов и прибыли предприятия

Обобщающим показателем анализа  и оценки эффекта деятельности предприятия  на определенных стадиях его формирования является финансовый результат. В плане  счетов открывается сопоставляющий синтетический счет 99 "Прибыли и убытки", предназначенный для выявления конечного финансового результата деятельности любого предприятия [20, c. 96].

Счет прибылей и убытков связан с другими синтетическими счетами  бухгалтерского учета, которые отражают движение доходов и расходов предприятия. Так, на счете 90 "Продажи" формируется финансовый результат от экономической деятельности, который отражается в отчетности формой № 2 "Отчет о прибылях и убытках" в двух показателях: валовая прибыль и прибыль от продаж.

В процессе формирования финансовых результатов рассчитывают:

- валовую прибыль (Пв);

- прибыль (убыток) от продаж (Пп );

- прибыль (убыток) до налогообложения  (Пн);

- чистую прибыль (убыток) отчетного  периода (Пч).

Если валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции, то прибыль от продаж формируется как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции, включающей в себя себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы [9, c. 210].

Валовая прибыль рассчитывается по формуле:

Пв = Впр – С, (1.1)

где Впр − выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

С − себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг.

На предприятиях торговли валовая  прибыль характеризует сумму  торговой надбавки, приходящейся на проданные  товары, т. е. представляет собой разность между продажной и покупной стоимостью проданных товаров.

Прибыль (убыток) от продаж рассчитывается по формуле:

Ппр = Впр – С – Рк – Рупр , (1.2)

где Рк − коммерческие расходы;

Рп − управленческие расходы [12, c. 210].

"Отчет о прибылях и убытках"  и данные счетов 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" позволяют рассчитать прибыль (убыток) от обычной деятельности как в целом за год, так и в поквартальном разрезе.

Финансовый результат от всех видов  обычной деятельности выражается показателем "Прибыль (убыток) до налогообложения", рассчитываемым по формуле:

Пдн = Ппр + ПРП – ПРУ + ДУ + ПД – ПР, (1.3)

где ПРП, ПРУ – проценты к получению, проценты к уплате;

ДУ – доходы от участия в других организациях;

ПД, ПР – прочие доходы и расходы.

Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является чистая прибыль (убыток) отчетного периода, которая формируется на счете 99 "Прибыли и убытки" и рассчитывается по формуле:

Пч = Вдн + НА – НО – Нп , (1.4)

где НА − отложенные налоговые  активы;

НО – отложенные налоговые обязательства;

Нп – текущий налог на прибыль.

Алгоритм формирования финансовых результатов согласно "Отчету о  прибылях и убытках" представлен  на рис. 1.2 [4, c. 211].

Чистая прибыль является основным показателем для объявления дивидендов акционерам, а также источником средств, направляемых на увеличение уставного и резервного капитала, капитализации прибыли предприятия. Заключительными записями декабря отчетного года чистая прибыль переносится на счете 84 "Нераспределенная прибыль", которая по существу должна быть равна нераспределенной прибыли, если предприятие в течение года не использовало в исключительных случаях чистую прибыль на покрытие текущих расходов по внутрихозяйственным программам [5, c. 101].

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода характеризует реальный прирост (наращение) собственного капитала предприятия. В связи с этим в научной и учебной литературе по финансовому анализу при желании можно найти различные определения понятия "финансовый результат" в зависимости от того, какая сторона деятельности в каждом конкретном случае рассматривается.

Рис. 1.2. Алгоритм формирования финансового результата предприятия

В целом в понятие "финансовый результат" вкладывается определенный экономический смысл [13, c. 259]:

- превышение (снижение) стоимости произведенной продукции над затратами на ее производство;

- превышение выручки от продаж (стоимости реализованной продукции)  над полными затратами, понесенными  в связи с ее производством  и продажей (реализацией);

- превышение чистой прибыли отчетного периода над понесенными убытками.

Таким образом, финансовый результат  в конечном итоге является финансово-экономической  базой приращения собственного капитала предприятия. Кроме того, положительный  финансовый результат свидетельствует об эффективном и целесообразном использовании активов предприятия, его основного и оборотного капитала [7, c. 212].

Конечный финансовый результат  деятельности предприятия любой  организационно-правовой формы хозяйствования выражается так называемой бухгалтерской прибылью (убытком), выявленной за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех ее хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н. Согласно данному Положению конечный финансовый результат отчетного периода отражается в бухгалтерском балансе как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т. е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения [8, c. 158].

Чистая прибыль складывается из финансового результата от продаж (реализации) товаров, продукции (работ, услуг); доходов  от участия в других организациях; процентов к получению за минусом  их к уплате; операционных доходов  и расходов; внереализационных доходов и расходов, отложенных налоговых активов за минусом отложенных налоговых обязательства, а также за вычетом текущего налога на прибыль.

Прибыль от продаж товаров (работ, услуг) определяется как разница между  выручкой (нетто) от продаж за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию. К обязательным платежам относятся экспортные пошлины, а также процентные надбавки к розничным ценам к некоторым видам продукции [11, c. 159].

Созданные нормативные документы  коренным образом изменили подход к  методике расчета финансовых результатов  для их отражения в бухгалтерской  отчетности и исчисления выручки  от продаж товаров, продукции (работ, услуг). В частности, для составления  бухгалтерской отчетности выручка от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг устанавливается только по их отгрузке и по предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов. Если по договору обусловлен момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией заказчику после момента поступления денежных средств в оплату отгруженной продукции в банк либо в кассу предприятия непосредственно, а также зачета взаимных требований по расчетам, то выручка от реализации такой продукции (товаров) включается в "Отчет о прибылях и убытках" на дату поступления денежных средств (зачета). Аналогичный порядок применяется в отношении выполненных работ и оказанных услуг.

Факторы, влияющие на объем прибыли  и характер ее формирования, можно подразделить на внешние и внутренние [14, c. 214].

К внешним факторам относятся: цены на производственные ресурсы, конъюнктура  товарного и фондового рынков, система налогообложения предприятия, сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции, транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; и др.

К внутренним относят, во-первых, объем  продаж, себестоимость продукции, структура  продукции и затрат, цена продукции  предприятия, жизненный цикл, продолжительность операционного цикла, сезонность производства и реализации продукции, система принятой учетной политики, амортизационная политика предприятия, неотложность инвестиционных программ, финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия. Во-вторых, выделяют факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.).

Внешняя группа факторов играет в  современных российских условиях первостепенную роль. Более того, эти факторы в основном определяют сферу функционирования предприятия, решение о расширении или сворачивании деятельности [21, c. 215].

Резервы увеличения прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными источниками увеличения прибыли по обычным видам деятельности являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта.

    1. Распределение и использование прибыли предприятия

Распределение и использование  прибыли является важным хозяйственным  процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так  и формирование государственных  доходов. Под распределением прибыли  понимается направление прибыли в бюджет посредством уплаты налога на прибыль и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджет в виде налога на прибыль [22, c. 294].

Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, структуры статей ее использования производится на основании разработанной дивидендной политики и в соответствии с внутренними положениями предприятия, включая устав и учредительный договор.

В зависимости от объективных условий  общественного производства на различных  этапах развития российской экономики  система распределения прибыли  менялась и совершенствовалась, но принципиальная основа ее осталась незыблемой – отношения с государством выступали как неотъемлемая часть административно-командной системы, распределение осуществлялось применительно к каждому предприятию или отрасли в отдельности. В механизме распределения прибыли преобладала директивность, каждое предприятие было поставлено в достаточно жесткие рамки: куда, в каком количестве и порядке направлять заработанную прибыль [17, c. 295].

Расчеты предприятий с бюджетом на разных этапах развития системы  распределения прибыли то несколько  упрощались, то существенно усложнялись. Начиная с 1991 г. финансовая система России перешла к налоговым методам распределения прибыли, предусматривающим замену индивидуальных нормативов на единые налоговые ставки. Во взаимоотношениях предприятий с бюджетом устраняется многоканальность платежей из прибыли. Предприятия независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности уплачивают в бюджет налог на прибыль, после чего предприятия могут оперативно маневрировать заработанными средствами. Нормативное распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, ликвидировано [24, c. 173].

Механизм распределения прибыли  должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению  эффективности производства, стимулировать  развитие новых форм хозяйствования.

Одной из важнейших проблем распределения  прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение  части прибыли, аккумулируемой в  доходах бюджета, и части, остающейся в распоряжении предприятия.

Экономически обоснованная система  распределения прибыли должна гарантировать  выполнение финансовых обязательств перед  государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций.

Информация о работе Анализ формирования и эффективности использования доходов ООО "Товары для офиса"