Анализ доходов и расходов местного бюджета на примере (муниципального района «Могойтуйский район»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 07:08, дипломная работа

Описание работы

Цель, которая преследовалась при выполнении настоящей работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть механизм формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, вскрыть основные проблемы местных бюджетов и сформулировать некоторые предложения по их разрешению. Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены задачи:
- Определить основные принципы организации местных финансов, установить источники формирования финансовых ресурсов местного самоуправления, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления;
- Детально рассмотреть основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и с органами власти субъектов Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…………….............3
Глава 1. МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ,КАК ЭЛЕМЕНТ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
Организация бюджетного процесса в муниципальном
образовании……………………………………………………………..……….5
Экономическое содержание и значение местного бюджета…………….10
Структура доходов местного бюджета…………………………................12
Структура расходов местного бюджета………………………………….17
Глава 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «МОГОЙТУЙСКИЙ РАЙОН» ЗА 2008-2009 г.г….....24
2.1. Краткая характеристика муниципального района
«Могойтуйский район»………………………………………………………..24
2.2. Анализ доходов местного бюджета муниципального района
«Могойтуйский район» за 2008-2010 г.г……………….……..………………...27
2.3. Анализ расходов местного бюджета муниципального района «Могойтуйский район» за 2008-2010 г.г……………………………………….30
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОХОДНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА…………….……………………………………….........................40
3.1. Перспективы совершенствования доходности…………………………………40
3.2. Повышение эффективности расходов бюджетных
средств местного бюджета………………………………….….……………….44
Заключение……………………………………………………………………………………..48
Список использованной литературы…………………………………………........................49
Приложения………………………………………………………………….............................51

Файлы: 1 файл

ДипломАнализ доходов и расходов местного бюджета.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Следует снова вернуться  к вопросу о введении прогрессивной  шкалы налога на доходы физических лиц, снизив при этом налоговую нагрузку для тех категорий граждан, доходы которых не превышают 100,0 тыс. руб. в год. В основном это работники бюджетной сферы. В то же время предлагается увеличить ставку налога для категорий граждан с доходами свыше 1,0 млн. руб. в год. В ситуации, когда имеет место резкое расслоение населения по уровню доходов, применение единой ставки подоходного налога, по меньшей мере, нелогично. Ссылка на то, что люди с высокими доходами будут их скрывать, не основательна. Органы финансового контроля должны работать эффективно при любой шкале налога на доходы физических лиц.

Дифференцированная шкала  налогообложения позволит более  равномерно перераспределять налоговую  нагрузку, иметь целевую ориентацию на улучшение финансового положения большинства граждан, ограниченных в размере доходов в силу специфики их работы, а также обеспечит гарантированное перекрытие выпадающих доходов бюджета от снижения налоговой ставки поступлениями налога от высокодоходных категорий граждан.

Среди зачисляемых в бюджеты муниципальных образований доходных источников наиболее объемным является налог на доходы физических лиц. Его удельный вес в общей сумме налоговых доходов от  4,8% до 7,5% в бюджете муниципального района.

По нашему мнению, было бы целесообразно усовершенствовать методику кадастровой оценки земельных участков, периодически пересматривать оценку стоимости земли.

Сегодня в большинстве  муниципальных районов  размеры  ставок налога на имущество с высокой  инвентаризационной стоимостью установлены  на среднем уровне или ниже. В результате местные бюджеты несут потери,  при чем значительные. Для получения данного налога в полном объеме органы местного самоуправления должны провести полную инвентаризацию всех объектов налогообложения (жилых домов, квартир, дач и гаражей), создать реестр объектов налогообложения, определить их собственников, затем установить конкретные ставки в зависимости от инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Существенным резервом увеличения поступлений данного  налога также является активизация работы органов местного самоуправления совместно с районными инспекциями ФНС по снижению недоимки.

Переход на уплату единого  налога на вмененный доход позволил многим субъектам малого предпринимательства  легализовать свою деятельность. Тем самым высвободить финансовые средства для расширения и модернизации производства, повышения заработной платы. С целью увеличения налогооблагаемой базы по ЕНВД было бы целесообразно расширить перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению данным налогом. В первую очередь в перечень следует включить такие виды деятельности, по которым субъекты предпринимательства представляют недостоверные показатели своей финансово-хозяйственный деятельности.

Для улучшения бюджетной  обеспеченности муниципальных образований следует транспортный налог передать на местный уровень, т.к. вопросы содержания и строительства транспортных инженерных сооружений в границах поселения, муниципального района,  за исключением дорог общего пользования федерального и регионального значения, являются полномочиями соответственно поселения, муниципального района. 
      Существенную роль в создании стабильной финансовой базы муниципальных районов играют неналоговые доходы. В большинстве муниципальных образований отсутствует единый арендодатель по земельным ресурсам, что затрудняет ведение реестра арендаторов земель, учет и контроль над  использованием договоров аренды и, как следствие, приводит к росту просроченной задолженности по арендным платежам за землю. 
          Что касается аренды муниципального имущества, то у местных органов власти гораздо больше самостоятельности в определении ее размера. Они самостоятельно устанавливают: базовую ставку арендной платы за 1 кв.м. и корректирующие коэффициенты. Причем для арендаторов, выполняющих социально-значимые задачи, коэффициент социальной значимости может уменьшаться, а для арендаторов, нарушающих договорные обязательства, увеличиваться. Таким образом, местные власти имеют рычаг для эффективного управления муниципальным имуществом.

Еще одним резервом увеличения доходов бюджета является уменьшение недоимки по арендным платежам. Существенным резервом увеличения неналоговых доходов  местных бюджетов является предоставление земельных участков гражданам и  юридическим лицам исключительно на основе проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В целях мобилизации  неналоговых доходов в бюджеты  муниципальных районов органам  местного самоуправления следует постоянно  проводить проверки, в том числе  и выездные, по вопросам предоставления и использования земельных участков, правильности начисления и уплаты арендной платы за землю и муниципальное имущество, зачисления средств от аренды и продажи земельных участков и муниципального имущества.

Качественное управление муниципальной собственностью, постоянный контроль над эффективным использованием  является  резервом пополнения доходов бюджетов муниципальных образований.

Существенную роль в  доходах бюджетов муниципальных  районов  играют в последнее время  доходы от предпринимательской и  иной, приносящей доход деятельности. В основном это доходы от платных услуг, предоставляемых населению бюджетными учреждениями образования, здравоохранения, культуры и др. В соответствии со ст. 55, 56 Закона № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к собственным доходам местных бюджетов относятся средства самообложения граждан, под которыми понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Вопросы установления и  введения средств самообложения  в сельских поселениях относятся  к компетенции представительных органов поселений, и их принятие осуществляется нормативно-правовыми  актами представительного органа.

На перспективу, большие  надежды по увеличению налоговой  базы возлагаются на ввод в эксплуатацию промышленной зоны. На территории муниципального образования городского поселения  создается совместное русско-китайское  предприятие, где будут создаваться новые рабочие места.  В связи с этим появится крупный  промышленный налогоплательщик.

В целях усиления  контроля над своевременностью зачисления доходов  и эффективностью использования  бюджетных средств, обеспечения  полной информационной прозрачности вышестоящего и нижестоящих бюджетов будет продолжена работа по совершенствованию системы казначейского исполнения  бюджета муниципального района «Могойтуйский район».

 

3.2. Повышение эффективности  расходов бюджетных средств местных  бюджетов

Раньше бюджетное законодательство Российской Федерации не содержало базового элемента системы межбюджетных отношений - четкого разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней по осуществлению бюджетных расходов (расходных полномочий). Широкая сфера расходов была отнесена к сфере "совместного" финансирования, в результате чего размывается ответственность за предоставление значительной части общественных услуг. При этом сохранялась регламентация бюджетных расходов, финансируемых из региональных и местных бюджетов, нормативными актами федерального уровня, действовало множество централизованно устанавливаемых натуральных и финансовых норм.

Требования Бюджетного кодекса по возмещению дополнительных расходов территориальных бюджетов не выполнялись, широкое распространение получили судебные иски к органам власти субъектов и местного самоуправления с последующим списанием средств со счетов бюджета  по исполнительным листам.

В результате органы власти субъектов и особенно местного самоуправления не имеют возможности обеспечить сбалансированность своих бюджетов, и вынуждены проводить политику выборочного и  или частичного исполнения возложенных на них обязательств, накапливая (в том числе за счет заимствований) безнадежную задолженность. В таких условиях полностью отсутствуют стимулы к проведению ответственной бюджетной политики, повышению прозрачности и объективности бюджетной отчетности, качества бюджетных услуг, эффективному управлению расходами, реструктуризации бюджетной сети, разработке и реализации среднесрочных программ развития и реформирования бюджетной сферы, привлечению инвестиций в общественную инфраструктуру.

Предоставление органам  власти субъектов и местного самоуправления реальных расходных полномочий, сбалансированных с финансовыми ресурсами, - ключевая задача реформы межбюджетных отношений. Для ее решения необходимо:

- четко разграничить, на основе количественного анализа  и единых принципов, расходные  полномочия между органами власти  разных уровней (федеральным,  региональным и местным), сократив в максимально возможной степени сферу совместных<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044


Информация о работе Анализ доходов и расходов местного бюджета на примере (муниципального района «Могойтуйский район»)