Анализ деятельности органов государственного финансовго контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение государственного финансового контроля и оценки его эффетивности.
Исходя из поставленной цели, выделяются следующие задачи данной работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты финансового контроля;
2.Проанализировать деятельности органов государственного финансовго контроля.
3.Разработать направления совершенствования деятельности органов государственного финансового контроля

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты осуществления финансового контроля
1.1 Понятие и задачи финансового контроля, его вилы, формы и методы
1.2 Характеристика субъектов государственного финансового контроля
1.3Нормативно-правовое регулирование осуществления финансового контроля в России
2. Анализ деятельности органов государственного финансовго контроля
2.1 Анализ деятельности Счетной Палаты Российской Федерации как субъекта государственного финансового контроля
2.2 Оценка эффективности деятельности Федеральной налоговой службы
2.3. Направления совершенствования деятельности органов государственного финансового контроля
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 781.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, нормативно-правовое обеспечение финансового контроля в России пока нельзя назвать системным. Эта сфера регулируется актами бывшего СССР, Российской Федерации и международно-правовым, его базу составляют документы разного уровня. Основы ГФК закреплены в Конституции РФ, в конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти


2. Анализ деятельности органов государственного финансовго контроля

 

2.1. Анализ деятельности Счетной Палаты Российской Федерации как субъекта государственного финансового контроля

В 2010 году Счетная палата строила свою работу в соответствии с положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетного послания Президента Российской Федерации. Приоритетами в деятельности Счетной палаты являлись обеспечение прозрачности бюджетного процесса, повышение эффективности использования бюджетных ресурсов и устранение системных причин коррупции при одновременном сокращении административного давления на экономику.

Впервые проведен анализ сбалансированности ресурсного обеспечения основных направлений социально-экономической политики в субъектах Российской Федерации в условиях внедрения стратегического планирования.

Основное внимание уделялось анализу результативности и эффективности приоритетных национальных проектов, крупнейших инвестиционных проектов и программ, реализуемых с привлечением бюджетных средств, эффективности налогового, таможенного и бюджетного законодательства. В соответствии с задачами и функциями Счетной палаты, определенными законодательством Российской Федерации, а также с учетом рекомендаций, изложенных в постановлениях Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, деятельность Счетной палаты в отчетном периоде была направлена на:

повышение эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической работы;

предотвращение и выявление нарушений и злоупотреблений при использовании средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также государственной собственности;

более активное использование современных методов контроля, обеспечивающих осуществление аудита эффективности и стратегического аудита, позволяющих дать оценку эффективности применения государственных ресурсов, направляемых на достижение стратегических целей;

дальнейшее развитие методологии контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с переходом на трехлетнее бюджетное планирование.

Важнейшими в 2010 году стали мероприятия, проводимые в целях пресечения финансовых нарушений, особенно при необходимости обеспечения действенного контроля за использованием средств государственной поддержки экономики в период финансово-экономического кризиса. В таких условиях повышение эффективности государственного контроля приобретает особую актуальность. Одной из задач, которую решала Счетная палата, стало обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств в рамках комплекса государственных антикризисных мер.

Комплекс антикризисных мероприятий тесно увязан с мероприятиями антикоррупционной направленности. В 2010 году Счетной палатой осуществлялся мониторинг и анализ законодательных и иных нормативных актов на предмет выявления в них коррупциогенных положений. В дальнейшем Счетная палата планирует разработать методику и проводить на регулярной основе аудит эффективности расходования бюджетных средств, направленных на реализацию Национального плана противодействия коррупции. Это создаст основу для организации мониторинга и аудита результативности антикоррупционной политики государства.

Счетная палата активно выстраивает механизмы обеспечения контроля за реализацией программ, ориентированных на инновационное развитие российской экономики, эффективностью и результативностью использования бюджетных средств на создание инфра структуры наноиндустрии, особых экономических зон технико-внедренческого типа «Санкт-Петербург» и «Томск», а также за развитием кадрового потенциала системы высшего профессионального образования и науки. Эти вопросы выделены отдельным блоком в Плане работы Счетной палаты на 2010 год. Особое внимание уделялось: совершенствованию контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты в рамках обеспечения единой системы контроля формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, концентрации специалистов Счетной палаты на наиболее масштабных проблемах и проектах общегосударственной значимости;

контролю за ходом реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Здоровье», демографической политики в стране и выполнению социальных обязательств государства в регионах, в том числе по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны к 65-летию Победы, а также Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы;

контролю за расходованием денежных средств, выделенных на подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развития города Сочи как горноклиматического курорта, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, и проверке эффективности использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования, направленных на подготовку и проведение XXI Олимпийских зимних игр и X Паралимпийских зимних игр 2010 года в г. Ванкувере (Канада);

контролю за целевым и эффективным использованием  государственных ресурсов на подготовку и проведение форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в г. Владивостоке и социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья;

контролю за целевым и эффективным расходованием государственных средств и ресурсов, направляемых на структурную перестройку российской экономики, создание современной инфраструктуры и накопление человеческого капитала;

аудиту эффективности мер по снижению затрат при реализации инвестиционных программ естественных монополий (ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»), а также крупнейших компаний с государственным участием (ОАО «Росатом», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Связьинвест», ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии»);

контролю за ситуацией в электроэнергетике, проверке целевого и эффективного использования инвестиционных средств на техническое перевооружение и модернизацию производственных фондов, а также на восстановление Саяно-Шушенской ГЭС;

бюджетных средств, выделяемых на строительство и содержание автомобильных дорог, в частности, на строительство транспортного обхода в Санкт-Петербурге;

контролю за использованием бюджетных средств, направленных на развитие базовых и критических военных технологий, обеспечение жильем военнослужащих, дислокацию российских воинских контингентов в Республике Абхазия, Республике Армения, Республике Таджикистан, Республике Южная Осетия;

контролю за формированием, использованием и управлением средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

развитию взаимодействия Счетной палаты с федеральными органами государственной власти и расширению взаимодействия с правоохранительными органами и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

обеспечению прозрачности в публичной деятельности Счетной палаты и подотчетности обществу;

развитию современных информационных технологий в обеспечении государственного финансового контроля;

развитию международного сотрудничества Счетной палаты как участника международных организаций высших органов финансового контроля;

развитию научного и методологического потенциала Счетной палаты, обеспечению ее текущих и перспективных потребностей в прикладных научных исследованиях.

В 2010 году Счетная палата провела 501 контрольное и экспертно-анали тическое мероприятие, в том числе 371контрольное мероприятие и 130 экспертно-аналитических мероприятий, которыми было охвачено 1154 объекта в 81 субъекте Российской Федерации.

Рис.2.1 Динамика контрольных и экспертно – аналитических мероприятий, проведенных счетной палатой в 2000 -  2010 годах [13,C.88].

По поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы проведено 33 контрольных мероприятия, в том числе по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации – 20 мероприятий, по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы – 13 мероприятий. В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Регламентом Счетной палаты Российской Федерации в отчетном периоде результаты всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Всего в 2010 году проведено 64 заседания Коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрен 891 вопрос. О результатах контрольных и экспертно аналитических мероприятий Счетная палата информировала палаты Федерального Собрания Российской Федерации, доводила их до сведения руководителей соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций.

Рис. 2.2 Показатели работы Коллегии Счетной палаты[13,C.88].

На повышении результативности деятельности Счетной палаты положительно сказывается возможность регулярного информирования Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина об основных результатах проведенной работы. В отчетном периоде Счетной палатой проведен ряд контрольных ме роприятий по поручениям Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, в числе которых: проверка эффективности расходования средств федерального бюджета, выделяемых на борьбу с пожарами и оказание помощи пострадавшим.

В ходе проверки были рассмотрены вопросы исполнения законодательных, нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению функций по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров, оказанию материальной помощи гражданам в результате лесных пожаров, произошедших в 2010 году, включая оказание помощи по восстановлению и предоставлению жилья; проверка эффективности расходования бюджетных средств администрацией Волгоградской области и организациями при строительстве мостового перехода через р. Волгу в июле – сентябре 2010 года.

В ходе проверки дана оценка результатам деятельности администрации Волгоградской области в части выполнения функций государственного заказчика по строительству объекта «Строительство мостового перехода через р. Волгу в г. Волгограде»; проверка законности и эффективности расходования бюджетных средств при подготовке российской экспозиции в Шанхае на выставке ЭКСПО-2010. Особо важные результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий докладывались главе государства на рабочих встречах Президента Российской Федерации с Председателем Счетной палаты. Всего Президент Российской Федерации был проинформирован по 31 вопросу, в том числе: о результатах проверки целевого использования бюджетных средств, выделенных на проектирование и строительство мостового перехода на о. Русский через пролив Босфор Восточный в г. Владивостоке; о результатах проверки эффективности использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования, направленных на подготовку и проведение XXI Олимпийских зимних игр и Х Паралимпийских зимних игр 2010 года в г. Ванкувере (Канада); о результатах анализа эффективности реализации крупномасштабных проектов и программ в субъектах Российской Федерации на принципах государственно-частного партнерства; о результатах совместной проверки Счетной палатой и Управлением Генерального аудитора Королевства Норвегия эффективности использования государственных средств, направленных на обеспечение радиационной безопасности населения и защиты окружающей среды от радиоактивного загрязнения; о результатах эффективности расходования средств федерального бюджета, направленных на выполнение президентской программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»;

о результатах проверки государственного научного учреждения «Павловская опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства имени Н.И.Вавилова» и о других контрольных мероприятиях.

В январе 2010 года в Кремле состоялась встреча Президента Российской Федерации Д.А.Медведева с руководством Счетной палаты. В ходе встречи Президент поставил перед Счетной палатой ряд стратегических задач. В частности, Д.А.Медведев отметил:

«Первостепенной задачей действительно остается контроль за исполнением федерального бюджета, совершенствование межбюджетного процесса, межбюджетных отношений и, конечно, контроль за теми многочисленными расходами, которые за счет федерального бюджета и финансируются, в том числе антикризисных расходов…

Еще одна тема, которая остается в орбите повышенного внимания, – это социальные траты, социальные расходы. Вы знаете, что, несмотря на кризис, мы почти не сократили объем социального финансирования и полностью исполняем социальные обязательства.

Более того, часть этих обязательств даже увеличивается в объеме с учетом тех преобразований, которые идут в пенсионной системе, в системе социального страхования. Поэтому контроль за движением пенсионных средств, средств, выделяемых на финансирование учреждений здравоохранения и образования – это тоже высший приоритет работы не только государства в целом, но и Счетной палаты.

Есть очень крупные объекты, крупные стройки, за которыми наблюдает вся страна, – естественно, всегда возникают вопросы: а туда ли идут деньги, правильно ли они расходуются, насколько эффективны эти траты, как осуществляются подряды? В общем, все, что связано с такого рода стройками, должно быть в орбите особого контроля, имею в виду, конечно, и подготовку к саммиту АТЭС, который пройдет в 2012 году во Владивостоке; естественно, подготовку к Олимпийским играм в Сочи в 2014 году и к участию в Универсиаде в Казани.

На эти мероприятия запланированы сотни миллиардов рублей, и каждый выделенный рубль, конечно, должен быть потрачен на дело...». Д.А.Медведев подчеркнул, что для решения этих задач Счетной палате необходимо применять современные  методы аудита, новые технологические решения.

В отчетном периоде также прошли рабочие встречи Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина с Председателем Счетной палаты С.В.Степашиным, на которых обсуждались вопросы обоснованности затрат на строительство объектов саммита АТЭС, эффективности использования бюджетных средств на горноспасательные мероприятия, ситуация с финансированием Республики Южная Осетия. В 2010 году нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере Российской Федерации выявлены на сумму 483,9 млрд. рублей. Наибольшая доля выявленных нарушений связана с неисполнением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (367 млрд. рублей, или 75,8 % общей суммы).

Информация о работе Анализ деятельности органов государственного финансовго контроля