Анализ деловой активности и рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 09:59, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы провести анализ деловой активности и рентабельности ОАО «Геоцентр-Москва» и на основе результатов дать рекомендации по их улучшению финансового состояния данного хозяйствующего субъекта. Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
- предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;
- характеристика имущества предприятия и оценка основных показателей его финансово-хозяйственной деятельности ;
- анализ рентабельности и деловой активности;
- разработка рекомендаций по улучшению финансово - хозяйственной деятельности.

Содержание работы

Введение
Глава I Теоретические аспекты анализа деловой активности и рентабельности
Сущность деловой активности и рентабельности как показатель эффективности бизнеса
Методы анализа и оценки деловой активности и рентабельности предприятия
Пути улучшения показателей деловой активности и рентабельности
Глава II Анализ деловой активности и рентабельности ОАО «Геоцентр-Москва»
2.1 Характеристика предприятия и оценка основных показателей его финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Геоцентр-Москва»
2.2 Анализ деловой активности ОАО «Геоцентр-Москва»
2.3 Анализ рентабельности ОАО «Геоцентр-Москва»
Глава III Пути улучшения показателей деловой активности и рентабельности
3.1 Раз мероприятий по улучшению деловой активности и рентабельности
3.2 Расчет экономического эффекта от внедрения мероприятий по улучшению деловой активности и рентабельности ОАО «Геоцентр-Москва»
Заключение

Файлы: 1 файл

мой диплом.docx

— 61.33 Кб (Скачать файл)

Анализ и оценка деловой  активности осуществляется на качественном и количественном уровнях. Анализ на качественном уровне предполагает оценку деятельности предприятия по неформальным критериям: широта рынков сбыта (внутренних и внешних), деловая репутация  предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков  и покупателей, долгосрочных договоров  купли-продажи, имидж, торговая марка  и пр. Данные критерии целесообразно  сопоставлять с аналогичными параметрами  других хозяйствующих субъектов, действующих  в данной отрасли или сфере  бизнеса. Количественные критерии деловой  активности характеризуются системой абсолютных и относительных показателей. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объём реализованной продукции, товаров, работ, услуг, прибыль, величину авансируемого капитала, оборотных  средств, денежных потоков и др. Целесообразно  сравнивать эти параметры в динамике за ряд периодов (месяцев, кварталов, лет).

Деловая активность предприятия  в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота  его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней  и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости.

Показатели оборачиваемости  показывают, сколько раз за анализируемый  период оборачиваются те или иные активы предприятия. Обратная величина, помноженная на 360 дней (или количество дней в анализируемом периоде), указывает на продолжительность одного оборота этих активов. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. А увеличение скорости оборота средств отражает повышение производственно-технического потенциала предприятия.

Коэффициенты оборачиваемости  имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, поскольку скорость оборота капитала, то есть скорость превращения его  в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота  капитала отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия. Для этого  рассчитываются показатели оборачиваемости, дающие наиболее обобщенное представление  о хозяйственной активности.

Проводя анализ деловой активности предприятия сегодня, человек не может обойтись без современных  методов и средств. Новые технологии характеризуются возрастающей ролью  при проведении анализа хозяйственной  деятельности. Это позволяет облегчить  задачу проведения  экономического анализа, сопровождаемого выполнением  большого объема различных вычислений, представленных абсолютными и относительными отклонениями, средними величинами, дисперсией, процентными величинами и многими  другими. Помимо прочего анализ деловой  активности предприятия предполагает в своём процессе использование  различных видов оценок, сравнений, группировок, сортировок исходных данных и сравнений, а также целого ряда других операций. В результате анализа  получаются данные,  требующие табличного или графического представления. Многообразие разновидностей анализа экономической  информации сегодня может быть обработано только с применением вычислительной техники, а также инновационных  программных продуктов, которые  созданы и предназначены для  осуществления экономического анализа.

Современные компьютеры позволяют  производить более сложные и  точные вычисления, которые выполнить  вручную невозможно. Кроме того появилась  возможно представлять информацию в  наглядном виде (таблицы и графики), а самое главное производить  анализ чаще и тратить при этом минимум времени, а это в настоящее  время является очень важным моментом для многих предприятий, деятельность которых требует мгновенной реакции на изменяющиеся факторы внешней среды.

Следующим показателем, характеризующим, эффективность работы предприятия  является рентабельность.

Рентабельность – это  показатель, который выражается в  относительных величинах и показывает доходность бизнеса, выраженную в процентах. Иногда под рентабельностью в  некоммерческих предприятиях подразумевают  эффективность. Определяется рентабельность соотношением затрат и прибыли. Полученный коэффициент показывает, как результат  предпринимательской деятельности фирмы покрывает расходы.

Необходимо понимать, что  прибыль и рентабельность – это  разные понятия. Полученная прибыль  для одного предприятия может  считаться громадной, а для другого  – незначительной. Существуют критерии рентабельности, которые определяют прибыль с учетом величины предприятия. Таким образом, рассчитывается рентабельность. Это отношение доходов к капиталу, который инвестирован в предприятие. Одним из показателей рентабельности можно считать отношение прибыли (чистой, как в балансе) до уплаты налогов (процентов) к общей сумме  долгосрочных финансов. Второй показатель рассчитывается как отношение такой  же прибыли после уплаты налогов (процентов) к имеющемуся в наличии  акционерному капиталу. Указанные коэффициенты достаточно успешно используются при  сравнении двух однородных компаний и их показателей со средними цифрами  по данной отрасли. Для корректного  сравнения нужно брать показатели рентабельности обязательно не менее  чем за три последних года. И  сравнивать необходимо несколько показателей  одновременно.

Экономическая рентабельность – это коэффициент, который рассчитывается как соотношение балансовой прибыли  и стоимости капитала. Все необходимые  показатели берутся с баланса. Данный коэффициент покажет величину прибыли, которую получает фирма на единицу  стоимости капитала, представленного  общей суммой всех ресурсов, независимо от источников финансирования их.

Рентабельность подразделяется на чистую и общую. Расчет ее коэффициентов  применяется как к отдельной  выпускаемой продукции, так и  к результатам предпринимательской  деятельности предприятия в целом.

Так, общая рентабельность активов представлена величиной, отражающей количество финансов, которые привлекались предприятием для получения каждого  рубля прибыли. Рассчитывается она  соотношением прибыли со средней  стоимостью активов за определенный период (квартал, полугодие, год).

Рентабельность производства является обобщающим показателем, который  характеризует экономическую эффективность  всей хозяйственной деятельности компании и ее структурных подразделений. Рассчитывается соотношением прибыли (чистого дохода) к затратам на производство готовой продукции. Рентабельность предприятия может быть только при  превышении доходов над расходами.

Увеличению показателя рентабельности могут способствовать только снижение себестоимости готовой продукции  при одновременном повышении  ее качества.

Рентабельность продукции  – это отношение полученной прибыли  к соответствующим затратам на производство (себестоимость готовой продукции). Этот коэффициент показывает эффективность  как производства в целом, так  и реализации произведенных товаров  или услуг в частности.

Рентабельность – это  определение эффективности, как  по всей продукции, так и отдельным  видам. Современное определение  экономического состояния предприятия  производится и с использованием таких новых показателей, как  основной коэффициент доходности и  коэффициент рентабельности капитала, который определяется в бухгалтерском  балансе, как собственный. Последний  показатель рассчитывается путем соотношения  чистой прибыли и среднего собственного капитала. Коэффициент показывает степень  окупаемости собственного капитала и характеризует обязательное условие  развития и удержание на рынке  компании.

Таким образом, рентабельность – это показатель эффективности  использования текущих и единовременных затрат.

Для достоверной оценки финансового  состояния предприятия следует  установить, насколько изменения, произошедшие в структуре имущества и источников его финансирования за исследуемый  период, повлияли на эффективность  использования имущества. Значимость этого момента обусловлена тем, что уровень деловой активности предприятия является одним из важнейших  критериев для решения вопроса  о целесообразности вложения средств  в его развитие.

Практическое решение  указанной задачи возможно через  использование целой совокупности показателей деловой активности. В их составе следует выделить две основные группы: показатели рентабельности и различные показатели оборачиваемости.

 

 

 

 

1.2

Прежде чем начать обсуждение методики анализа деловой активности предприятия, мне бы хотелось отметить возрастающую роль использования новых  технологий для проведения анализа  хозяйственной деятельности предприятия. Экономический анализ сопровождается выполнением большого объема разнообразных  вычислений: абсолютных и относительных  отклонений, средних величин, дисперсий, процентных величин и др. Кроме  того, в процессе анализа выполняются  различные виды оценок, группировок, сравнений и сортировок исходных данных; нахождение минимального или  максимального значения и ряд  других операций. Результаты анализа  требуют графического или табличного представления. Все это многообразие видов аналитической обработки  экономической информации является объектом автоматизации с применением  современных средств связи и  вычислительной техники, а также  новейших программных продуктов  предназначенных для проведения экономического анализа. Все это  позволяет производить более  точные и сложные вычисления, которые  невозможно выполнить вручную; представлять информацию более наглядно (в виде таблиц и графиков) и самое главное  делать это чаще с минимальными затратами  времени, что в настоящее время  очень важно для многих предприятий, которым необходимо быстро реагировать  на изменения внешней среды. В  настоящее время в России существует достаточно большое количество программных  продуктов, которые позволяют автоматизировать процесс экономического анализа, в  том числе анализа деловой  активности.

 

Естественно использование  компьютеров полностью не позволяет  заменить человека, так как только он способен делать выводы, основываясь  на представленной информации и принимать соответствующие решения, используя свои теоретические знания.

Анализ деловой активности и рентабельности заключается в  исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов  оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов.

Представление об эффективности  работы предприятия дает финансовая отчетность. Это совокупность определенных форм отчетности, составленных на основе данных бухгалтерского учета. Финансовая отчетность позволяет оценить имущественное  состояние, финансовую устойчивость, платежеспособность предприятия и другие результаты, необходимые для обоснования  многих решений.

 

Основными источниками информации при анализе деловой активности служат данные финансовой отчетности форма №.1, 2, 5.

 

Форма №1 «Баланс предприятия» - он содержит информацию, позволяющую  оценить имущественное и финансовое состояние предприятия. По балансу  определяют конечный финансовый результат  предприятия.

 

Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» - содержит информацию о  прибыли, полученной от производственной инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Этот отчет состоит  из следующих разделов: Финансовые результаты, использование прибыли, платежи в бюджет, затраты и  расходы учитываемые при исчисление налогу на прибыль. В сочетании с  балансом позволяет рассчитать и  проанализировать показатели рентабельности предприятия.

 

Форма №5 «Приложение к  бухгалтерскому балансу» - В ней  приводят данные о наличии и движении в течение отчетного периода  некоторых активов, расходов и обязательств.

 

Помимо них, в периодическую  отчетность могут включаться и другие формы, фактически играющие вспомогательную  роль, поскольку они содержат расшифровки  и аналитические дополнения к отдельным статьям баланса и отчета о прибылях и убытках.

 

Методика аналитических  действий предполагает обязательное использование  специальных методов и приемов  таких как:

 

Метод сравнения - используется для первоначальной оценки показателей. Для сравнения используется базисная и анализируемая характеристики отчетного периода (за месяц, квартал, год). В результате сравнения определяются отклонения, на основании их делается оценка показателей.

 

Метод цепных подстановок - используется для расчета и оценки факторов, влияющих на анализируемый  показатель. Разница между последующим  и предыдущим расчетом характеризует  влияние одного из факторов.

 

Метод средних величин - используется на этапе подготовки информации, с  помощью этого метода из большинства  однотипных характеристик можно  получить одну. В анализе чаще всего  используется средняя арифметическая простая и взвешенная.

 

Метод группировки - используется на этапе подготовки (обработки) информации к анализу. Для упрощения информации показатели объединяются в группы по заранее выбранному признаку.

 

Графический метод - используется для обеспечения наглядного представления  анализируемой информации.

Деловая активность предприятия  в финансовом аспекте проявляется  прежде всего в скорости оборота  его средств. Рентабельность предприятия  отражает степень прибыльности его  деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в  исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов  оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

Информация о работе Анализ деловой активности и рентабельности