Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 10:11, реферат
Целью данной работы является анализ  общего состояния бюджета Самарской об-ласти, рассмотрение структуры систематизации  доходов и расходов, анализ и выявления на основе данных общее социально-экономическое состояние на данной территории, так-же приобретение определённых навыков в процессе работы.
Анализ состоит из трех частей и включает общий анализ бюджета, анализ доходов бюджета, анализ расходов бюджета. В качестве объекта исследования взят бюджет Са-марская область.
1 Введение…………………………………………………………………………………… 3
2 ХАРАКТЕРИСТИКА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 4
2.1 Основные параметры 4
2.2 Численность населения 6
2.3 Уровень жизни населения 7
3 ОБЩИЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТА 9
3.1 Анализ изменения основных показателей областного бюджета в 2011 году 9
3.2 Дефицит бюджета 10
3.3 Государственный долг 12
3.4 Основные задачи бюджетной политики Самарской области 14
4 РАСШИРЕННЫЙ АНАЛИЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 16
4.1 Общая динамика 16
4.2.Налоговые доходы 17
4.3 Неналоговые доходы 18
4.4 Налоги и ставки 19
5 РАСШИРЕННЫЙ АНАЛИЗ РАСХОДОВ 27
5.1 Общая динамика расходов 27
5.2 Исполнение областных целевых и ведомственных программ 33
5.3 Анализ финансовой устойчивости бюджета Самарской области 34
6 Заключение 38
Список использованных источников 39
На рисунке 5.1.3 представленная круговая диаграмма.
Рисунок 5.1.3 - Исполнение расходной части областного бюджета по разделам классификации
Исполнение расходной части областного бюджета в 2011 году производилось неравномерно. Существенный объем расходов областного бюджета в 2011 году приходится на IV квартал – 36,1% годовых назначений (из них декабрь - 17,5%) .
Динамика исполнения расходной части областного бюджета в 2010-2011 годах представлена в таблице 5.1.4.
Таблица 5.1.4 -  Динамика исполнения 
расходной части областного бюджета (тыс.рублей)                  
| Наименование | Исполнено 2010 год | Исполнено 2011 год | ||
| тыс. руб. | % от годовых назначений | тыс. руб. | % от годовых назначений | |
| январь | 2 115 439 | 2,1 | 4 328 926 | 3,6 | 
| февраль | 5 534 989 | 5,5 | 6 199 625 | 5,2 | 
| март | 7 892 397 | 7,8 | 7 053 620 | 5,9 | 
| Итого 1 квартал: | 15 542 825 | 15,4 | 17 582 171 | 14,8 | 
| апрель | 8 901 733 | 8,8 | 7 689 821 | 6,5 | 
| май | 8 027 199 | 8,0 | 7 265 727 | 6,1 | 
| июнь | 7 861 416 | 7,8 | 9 272 594 | 7,8 | 
| Итого 2 квартал: | 24 790 348 | 24,6 | 24 228 142 | 20,4 | 
| июль | 10 135 069 | 10,1 | 9 356 630 | 7,9 | 
| август | 7 634 701 | 7,6 | 9 752 289 | 8,2 | 
| сентябрь | 7 224 351 | 7,2 | 9 473 636 | 8,0 | 
| Итого 3 квартал: | 24 994 121 | 24,8 | 28 582 555 | 24,1 | 
| октябрь | 7 437 141 | 7,4 | 11 254 270 | 9,5 | 
| ноябрь | 7 998 928 | 7,9 | 10 742 026 | 9,0 | 
| декабрь | 14 905 414 | 14,8 | 20 831 518 | 17,5 | 
| Итого 4 квартал: | 30 341 483 | 30,1 | 42 827 814 | 36,1 | 
На графике проиллюстрированы темпы исполнения областного бюджета в 2010-2011 годах (рисунок 5.1.5)
Рисунок 5.1.5 - Темпы исполнения областного бюджета
Представленные данные свидетельствуют 
об ухудшении ритмичности 
Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области в IV квартале 2011 года было произведено 13 544 707 тыс.рублей или 32,6% годового объема утвержденных расходов.
Министерством образования и науки Самарской области в IV квартале 2011 года произведены расходы в объеме 6 501 259 тыс.рублей или 38,8% годовых назначений.
Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области в IV квартале произведены расходы в объеме 4 451 731 тыс.рублей или 34,3% запланированного годового объема расходов.
Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в последнем квартале 2011 года осуществлено 58,1% годовых назначений или 3 047 137 тыс.рублей.
Аналогичная практика осуществления значительного объема расходов в конце финансового года (в декабре) наблюдается и у иных главных распорядителей бюджетных средств [3].
5.2 Исполнение областных целевых и ведомственных программ
В 2011 году Законом об областном 
бюджете предусматривалась 
Исполнение расходов областного бюджета на реализацию целевых и ведомственных программ составило 31 304 496 тыс.рублей, или 89,8% от показателя, утвержденного законом о бюджете.
Исполнение областных целевых программ в 2011 году составляет 29 785 466 тыс.рублей или 89,5% годовых назначений.
При этом нельзя не учитывать, что исполнение областных целевых программ, указанное в годовом отчете, не означает использования выделенных средств. По 66% областных целевых программ (29 из 44) областной бюджет исполнен более, чем на 95%, а по 10 программам - на 100%. В то же время, анализ использования средств на реализацию указанных программ показал, например, следующее:
- при 100% кассовом исполнении областного бюджета в части расходов на реализацию ОЦП «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории Самарской области на 2009-2013 годы» 81 690 тыс.рублей из направленных на реализацию программы 189 600 тыс.рублей (43,1%) на 01.01.2012 находилось на счетах местных бюджетов, то есть не было использовано. Таким образом, использование средств на реализацию программы не превышает 56,9%;
- при 100% кассовом исполнении областного бюджета в части расходов на реализацию ОЦП «Молодой семье - доступное жилье» 427 399 тыс.рублей из направленных на реализацию программы 1 382 259 тыс.рублей (30,9%) на 01.01.2012 находилось на счетах местных бюджетов, то есть, не было использовано. Таким образом, использование средств на реализацию программы не превышает 69,1%;
- при 100% кассовом исполнении областного бюджета в части расходов на реализацию ОЦП «Повышение энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства Самарской области» на 2011-2013 годы 60 036 тыс.рублей из выделенных 160 063 тыс.рублей (37,5%) на 01.01.2012 находилось на счетах местных бюджетов, то есть, не было использовано. Таким образом, использование средств на реализацию программы не превышает 62,5%;
- при кассовом исполнении областного бюджета в части расходов на реализацию ОЦП «Чистая вода» на 2010-2015 годы на 99,7% использование
выделенных средств (420 158 тыс.рублей) не превышает 83,3%;
- при кассовом исполнении 
областного бюджета в части 
расходов на реализацию ОЦП 
«Социально-экономического 
5.3 Анализ финансовой 
устойчивости бюджета 
Проведем анализ состояния бюджета Самарской области за последние три года, используя как абсолютные, так и относительные показатели. Для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени воспользуемся следующими методами: анализ устойчивости территориального бюджета; расчеты различных бюджетных коэффициентов и анализ фактического исполнения объема бюджетных ассигнований в разрезе разделов ведомственной структуры расходов.
Для проведения анализа состояния бюджета необходимы следующие данные: (Таблица 5.3.1)
Таблица 5.3.1 - Базовые показатели областного бюджета Самарской области за период 2009 – 2011 года тыс. руб
| Показатели | 2009 год | 2010 год | 2011год | 
| Минимальные расходы бюджета (общие) | 99 177 373 | 69 602 866 | 88 463 766 | 
| Общий объём доходов | 91 389 250 | 69 602 866 | 82 953 971 | 
| Собственные доходы бюджета | 71 743 047 | 45 058 277 | 63 684 091 | 
| Дополнительно привлеченные финансовые ресурсы | 8 842 272 | 8 594 966 | 7 598 912 | 
| Бюджетная задолжность | 36 115 140 | 25 599 296 | 38 082 614 | 
| Территориальные бюджетные доходы | 57 390 076 | 68 919 523 | 57 693 048 | 
| Среднегодовая численность населения, тыс. чел. | 3171,500 | 3170,141 | 3214,1 | 
Согласно проведенным расчетам можно следующим образом оценить бюджет Самарской области с точки зрения финансовой устойчивости:
2009 год: 99 177 373 > 80 585 319 – кризисное состояние;
2010 год: 69 602 866 > 53 653 243 – кризисное состояние;
2011 год: 88 463 766 > 71 283 003 – кризисное состояние.
Уровень устойчивости территориального 
бюджета определяется объемом средств, 
необходимых для обеспечения 
минимальных бюджетных 
Поэтому для более глубокого анализа бюджета в качестве инструментария воспользуемся бюджетными коэффициентами. Они позволяют сравнивать характеристики бюджета за различные периоды времени, сравнивать показатели бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий.
1) Коэффициент автономии:
Ка =
Где ДС – собственные доходы бюджета;
Д – общий объем доходов.
2) Коэффициент обеспеченности 
минимальных расходов 
Ко.р =
Где РМ – минимальные расходы бюджета.
3) Коэффициент бюджетного покрытия
Кб.п =
4) Коэффициент бюджетной задолженности
Кб.з =
Где З – бюджетная задолжность.
5) Коэффициент бюджетной результативности региона
Кб.р =
Где ДТ – территориальные бюджетные доходы;
Ч – среднегодовая численность региона.
6) Коэффициент бюджетной обеспеченности населения
Кб.о =
С помощью этих инструментов возможно достичь объективизации в оценке состояния территориального бюджета и выявить факторы, влияющие на это состояние.
В свою очередь знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволят определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению [5].
В результате проведения всех необходимых расчетов были получены значения, которые позволяют судить о некоторых зависимостях: (Таблица 5.3.2)
Таблица 5.3.2 - Результаты анализа состояния бюджета Самарской области за период 2009 – 2011 гг.
| Показатели | 2009 | 2010 | 2011 | 
| Коэффициент автономии | 0,785 | 0,647 | 0,768 | 
| Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами | 0,723 | 0,647 | 0,72 | 
| Коэффициент бюджетного покрытия | 0,921 | 1 | 0,938 | 
| Коэффициент бюджетной задолженности | 0,364 | 0,368 | 0,43 | 
| Коэффициент бюджетной результативности региона | 18095,623 | 21740,207 | 17949,985 | 
| Коэффициент бюджетной обеспеченности населения | 31271,44 | 21955,763 | 27523,651 | 
Коэффициент автономии показывает долю собственных доходов в общей сумме доходов областного бюджета. Таким образом, собственные доходы в 2009 – 2011 гг. составляли примерно 64–72% общих доходов бюджета, в то время как оптимальный показатель приблизительно равен 67%. Следовательно, за 2009 – 2011 года Самарская область эффективно реализует фискальную функцию бюджета [4].
Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами показывает, насколько минимальные расходы покрываются доходами бюджета. В 2009 году на каждую тысячу рублей минимальных расходов приходится 720 рублей, в 2010 — 640 рублей, в 2011 — 720 рублей собственных доходов бюджета. Эта ситуация свидетельствует о положительной тенденции, но следует учитывать, что речь идет о минимальных расходах, которые Самарской области удается покрыть всего на 70%. Небольшой спад на 8% в 2010 году можно объяснить экономическим кризисом 2009 года, такая тенденция наблюдается по многим показателям, но в 2011 году данный субъект РФ уже достиг уровня 2009 года.
Однако коэффициент бюджетного покрытия в 2009 году меньше единицы. Это говорит о том, что даже минимальные расходы не покрывались доходами бюджета, а это привело к образованию значительного дефицита бюджета. В 2009 году он составил 7 788 123 тыс. рублей (8,52% полученных доходов). В 2010 году минимальные расходы полностью покрываются доходами бюджета, то есть на каждую тысячу рублей приходилось 1 000 рублей, а в 2011 данный коэффициент снова снизился и составил 0,938. Но не смотря на это, эти данные свидетельствуют о том, что Самарская область в целом покрывает расходы бюджета его доходами, а также о достаточно устойчивой ситуации в сфере формирования доходной части областного бюджета.