Акция как корпоративная ценная бумага и ее роль в формировании капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить выпуск и обращение акций как корпоративных ценных бумаг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Во-первых, изучить теоретические аспекты выпуска и обращения акций.
Во-вторых, проанализировать российский рынок акций.
В-третьих, исследовать пути повышения роли акций в формировании капитала АО.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Акция как один из видов корпоративных ценных бумаг и ее роль в формировании капитала
1.1 Понятие акции 5
1.2 Специфика акции как ценной бумаги 8
2 Анализ выпуска и обращения акций как вида корпоративных ценных бумаг
2.1 Анализ российского рынка акций как долевых ценных бумаг 13
2.2 Деятельность АО по повышению капитализации 23
3 Повышение роли акций в формировании АО 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

Акция как корпоративная ценная бумага.doc

— 483.50 Кб (Скачать файл)

- Намечаемое поглощение  других предприятий с целью  получения эффекта синергизма (участие в приватизации сторонних государственных предприятий также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном фонде);

Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии  необходимо исходит из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.

Определение номинала, видов  и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с  учетом основных категорий предстоящих  их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы ни их приобретение корпоративными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 25% общего объема эмиссии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).

Оценка стоимости привлекаемого  акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам: предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики) и затрат по выпуску акций и размещению эмиссий (приведенных к среднегодовому размеру). Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента по кредитам. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.

Определение эффективных  форм андеррайтинга. Для того чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продаж акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения.

Самым распространенным способом привлечения инвестиций акционерным обществом является дополнительная эмиссия акций.

То, что пока многие предприятия  попросту пренебрегают дополнительной эмиссией, свидетельствует об отсутствие у многих акционеров четкого представления о механизме ее осуществления. Дополнительная эмиссия является одним из способов привлечения дополнительных финансовых ресурсов акционерными обществами, весьма привлекательным методом финансирования, что обусловлено свободой выбора срока дополнительной эмиссии, ее объема, заинтересованностью инвесторов в реальном доступе к управлению капиталом.

К объективным факторам, сдерживающим проведение дополнительных эмиссий, относятся:

- отсутствие свободных финансовых ресурсов для их проведения (требуются средства на рекламу, печатание акций, организацию эмиссии, подготовку проспекта эмиссии и его регистрацию и др.);

- нехватка квалифицированных специалистов, способных грамотно обосновать и эффективно осуществить дополнительную эмиссию;

- отсутствие четко определенного механизма проведения дополнительной эмиссии;

- недостаточное предложение услуг по проведению дополнительных эмиссий из-зиа слабого развития региональной инфраструктуры рынка ценных бумаг;

- неотрегулированность, противоречивость ряда законодательных и нормативных актов. Так, Федеральный закон «Об акционерных обществах» разрешает осуществлять дополнительную эмиссию в любое время, а налоговое законодательство не содержит прямой нормы по вариантам изменения рыночной стоимости имущества акционерного общества в результате дополнительной эмиссии.

Ключевая задача дополнительной эмиссии – обеспечение эффективных условий для притока инвестиций. Вместе с тем непродуманная дополнительная эмиссия может привести к серьезным конфликтам в коллективе предприятия и острейшим социально – экономическим проблемам его развития. Как показывает практика, конфликты в трудовом коллективе при дополнительной эмиссии возникают из-за:

- недостаточной информированности членов коллективов об условиях дополнительной эмиссии;

- непродуманности организационных вопросов ее проведения;

- отсутствие контроля;

- игнорирование имеющегося опыта проведения дополнительных эмиссий;

- неучета изменения законодательства и нормативных актов;

- отсутствия рекламы;

- недостаточного опыта организаторов;

Неподготовленности экономического обоснования дополнительного выпуска.

Социально – экономические  проблемы появляются, если:

Не решены вопросы  изменения размера уставного  капитала;

Не отрегулированы вопросы  изменения номинальной стоимости  акций;

Не сбалансированы пропорции  между номинальной и реальной рыночной стоимостью акций;

Между стоимостью акций  и стоимостью иных аналогичных ценных бумаг;

Не отработан механизм возможной конвертации ценных бумаг;

Не продумана дивидендная  политика;

Не согласованы вопросы  учетной политики предприятия и  условия дополнительной эмиссии;

Не учтены особые мнения совета директоров (наблюдательного  совета) и работников дополнительной исполнительной дирекции, интересы отдельных  акционеров;

Не определены социально  – экономические перспективы  развития предприятия;

Не выявлены возможные  социально – экономические последствия дополнительной эмиссии;

Не установлены границы  возможного финансового риска.

Другой способ привлечь капитал – это процедура слияния  и поглощения с помощью выкупа акций. Акции могут выкупаться как  частными компаниями, так и государственными. В период пика кризиса в России наблюдался всплеск слияний, в настоящее время процесс пошел на спад.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В юридическом смысле акция есть ценная бумага, на определенное количество которой разделяется уставный капитал коммерческой организации и из номинальной стоимости которой этот же капитал складывается. Краткое юридическое определение акции может быть следующим: акция — это ценная бумага, представляющая собой единичную часть уставного капитала хозяйственного общества по количеству и по стоимости; или совсем кратко: акция — это ценная бумага как часть (доля) уставного капитала.

Сущность акции двойственна. Она есть одновременно и часть уставного капитана, но только по определению, идеально, а экономически, или материально, она является самостоятельным видом капитала (акционерным капп талом) на рынке.

Отличие акции от других видов ценных бумаг коренится  в специфике лежащего в ее основе эмиссионного отношения, а еще точнее — в специфике самого эмитента. Обычно в эмиссионном отношении эмитент и инвестор — это два совершенно разных участника рынка. Иное дело в случае акции. Эмитентом акций является акционерное общество, которое представляет собой коллектив акционеров, т. е. тех же самых инвесторов, которые и отчуждают свой капитал в это общество.

Несмотря на наметившиеся в первом полугодии 2009 г. позитивные сдвиги, ситуация на российском рынке акций остается нестабильной. Он по‑прежнему крайне уязвим к изменению направления и величины потока капитала, колебаниям конъюнктуры мировых фондового и нефтяного рынков, изменениям внешнего новостного фона. Это связано с ограниченным присутствием на отечественном рынке акций консервативных инвесторов и непривлекательной для акционеров дивидендной политикой российских эмитентов. Дальнейшее развитие российского рынка акций будет зависеть от скорости восстановления отечественной и мировой экономик, создания эффективной системы корпоративного управления, что позволит привлечь на российский рынок акций значительные денежные средства консервативных инвесторов, в том числе розничных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” от 27.06.2002 г.
  2. Федеральный Закон РФ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» N 174-ФЗ от 10.12.2003 г.
  3. Федеральный Закон РФ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996г. N39-ФЗ (В редакции Законов РФ от 26.11.1998 г., 8.07.1999 г., 7.08.2001 г., 28.12. 2002 г., 29.06., 28.07.2004 г. N89-ФЗ)
  4. Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” от 23.12.2003 г. № 181-ФЗ.
  5. Приказ Минфина РФ «О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации девятой серии» от 29 июля 1999 г. № 70.
  6. Инструкция  Министерства финансов РФ «О правилах выпуска и регистрации ценных  бумаг  на  территории  Российской   Федерации» от 3 марта 1992 г. № 3.
  7. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. - Самара, 2002.
  8. Российский статистический ежегодник: стат. Сб / Госкомстат России. -  2006. – 679с.
  9. Россия в цифрах, 2007: краткий статистический сборник / Госкомстат России. – М., 2007.
  10. Аскинадзи В.М. Рынок ценных бумаг / Московский международ-ный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: 2003. – С. 15
  11. Баринов Э.А. Рынки: валютные и ценных бумаг: монография /  З.А. Баринов, О.В. Хмыз. – М.: Экзамен. 2006.
  12. Буренин Н.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие. – М.: 1 Федеративная книготорговая компания, 2003.
  13. Беляев В. Торговля ценными бумагами в сети Интернет. // РЦБ. – 2004. - № 13,15.
  14. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. — М.: ИНФРА-М. — 2007. — С. 75
  15. Дышлевский С. Рынок ценных бумаг развитых стран. Обзор // РЦБ. – 1998- №6.
  16. Захаров А. Экономические реформы и фондовый рынок // РЦБ. -  2006. - №3.
  17. Каратцев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности: Учеб. пособие. – М.: РДЛ, 2006.
  18. Костикова Е. Раскрытие инфвормации на рынке ценных бумаг // РЦБ, 2003 - №16. – с. 13
  19. Литвененко Л.Г. Рынок государственных ценных бумаг: Учеб. пособие для вузов / Литвененко Л.Г., Нишатов Н.П., Удалищев Д.П.; Под ред. Жукова Е.Ф. – М.: Банки и биржи / ЮНИТИ, 2003.
  20. Обзор зарегистрированных в государственном реестре ценных бумаг // Деньги и кредит. – 1998 - № 9-10.
  21. Овчинников А., Аракеман А. Золотая осень рынка облигаций // РЦБ. – 2007. - № 20.
  22. Орехов И. Есть ли будущее у корпоративных облигаций // РЦБ. – 2007. - №1.
  23. Основные ориентиры денежно-кредитной политики на 2007 год // Деньги и кредит. – 2006. - №12.
  24. Селивановский А.С. Валютные операции резидентов с ценными бумагами // Бухучет. – 2005. - №21.
  25. Снижкова Ю. Рынок ГКО/ОФЗ: итоги 2006 г. // РЦБ. – 2007. – №2.
  26. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учеб. для вузов / Под ред. О.И. Дегтяревой и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  27. Семенкова Е.В. Операции с ценными бумагами: Российская практика: Учебник для вузов / Институт фин.менеджмента Академии менеджмента и рынка. – М.: ИНФРА – М., 2006.
  28. Телятников А. Проблема и перспективы электронной торговли на российском рынке ценных бумаг // РЦБ. – 2005. - №22.
  29. Фельдман А.А., Лоскутов А.Н. Российский рынок ценных бумаг. Кн. 1: Учеб. и справочное пособие. – М.: 2006.
  30. Ценные бумаги: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Берзона Н.И. – М.: ВШЭ, 2006. – c. 32
  31. Яндиев М. Власть – лучший должник? // РЦБ. – 2006. - №21.
  32. http://www.cbr.ru/analytics/fin_r/ - Сайт ЦБ РФ
  33. www.expert.ru – сайт журнала Эксперт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Акция как корпоративная ценная бумага и ее роль в формировании капитала