Упаковка и маркировка непродовольственных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является изучение маркировки как главного объекта упаковки товара. Исходя из этого, можно определить задачи курсовой работы:
рассмотреть понятия, виды и функции маркировки и упаковки товаров;
рассмотреть требования к упаковке и маркировке;
рассмотреть классификацию и виды упаковки;
рассмотреть состояние и перспективы развития упаковки и маркировки в России и за рубежом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………3
Глава 1. Упаковка и маркировка непродовольственных товаров.
Понятия, виды и функции упаковки и маркировки……………4
Классификация упаковки: её группы и виды……………..……7
Требования к упаковке и маркировке…………………………11
Глава 2. Анализ упаковки и маркировки парфюмерно–косметических товаров (на одном из примеров)……………...……19
Глава 3. Состояние и перспективы развития упаковки и маркировки……………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………...….29
Список использованной литературы……………………….……….30

Файлы: 1 файл

kurs.docx

— 56.86 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение………………………………………………………..………3

Глава 1. Упаковка и маркировка непродовольственных товаров.

    1. Понятия, виды и функции упаковки и маркировки……………4
    2. Классификация упаковки: её группы и виды……………..……7
    3. Требования к упаковке и маркировке…………………………11

Глава 2. Анализ упаковки и  маркировки парфюмерно–косметических товаров (на одном из примеров)……………...……19

Глава 3. Состояние и перспективы  развития упаковки и маркировки……………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………...….29

Список использованной литературы……………………….……….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Введение.  

В настоящее время насыщенность рынка товаров поражает своим  ассортиментом - это является достижением  перехода к рыночным отношениям. Однако потребителю зачастую трудно разобраться  в этом товарном многообразии, сделать  компетентный выбор среди товаров  с достаточной и достоверной  информацией о каждом наименовании.                     Упаковка товара имеет много функций, одной из которых является создание благоприятных условий для учета  и распознавания информации о  товаре. В этой функции заложена общая роль маркировки и упаковки.    Первоисточниками информации о продукте является, конечно же, производитель. От того, насколько качественно представлена эта информация, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и, в конечном счете, жизненный цикл товара. Итак, основной целью данной курсовой работы является изучение маркировки как главного объекта упаковки товара.                              Исходя из этого, можно определить задачи курсовой работы:

  • рассмотреть понятия, виды и функции маркировки и упаковки товаров;
  • рассмотреть требования к упаковке и маркировке;
  • рассмотреть классификацию и виды упаковки;
  • рассмотреть состояние и перспективы развития упаковки и маркировки в России и за рубежом.

 

 

 

 

Глава 1. Упаковка и маркировка непродовольственных товаров.

    1. Понятия, виды и функции упаковки и маркировки.

Компаниями производится и используется необозримое количество различных типов, видов и конструкций  упаковки. Ориентировка в этом мире разнообразия невозможна без классификации  целенаправленного логического  разделения всего множества объектов, объединенных понятием «упаковка» по наиболее общим характеристикам  в отдельные группы (категории) разного  уровня.

Упаковка - это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. Основное назначение упаковки – это защита упакованных товаров от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товара или отдельных экземпляров в окружающую среду, что уменьшает количественные потери товаров, а также загрязнения окружающей среды. Вспомогательное назначение – упаковка  является носителем маркировки или красочным оформлением товара.       Выделяют следующие элементы упаковки:      - тара – это основной элемент упаковки представляющий собой изделие для размещения товара;          - упаковочные материалы – это дополнительный элемент упаковки предназначенный для защиты товаров от механических воздействий;   - перевязочные материалы – это дополнительный элемент упаковки предназначенный для повышения прочности тары.      Функции упаковки:                                                          Предназначается для сохранения свойств предметов после их изготовления, а также придания им компактности для удобства транспортировки.

  • В большинстве случаев является одним из носителей рекламы товара.
  • Оформление упаковки является одним из необходимых условий успешной продажи почти любой продукции.
  • Обязательно несет на себе информацию о содержимом. С развитием технологий RFID — также о логистике поставки.
  • Индивидуальная упаковка может быть объединена с устройствами дозирования и нанесения (дозаторы, кисточки, спонжики), средствами ограничения доступа детям.
  • Может иметь элементы контроля вскрытия. 

 

Маркировка (от нем. markieren, от фр. marquer, англ. marking — отмечать, ставить знак) — нанесение условных знаков, букв, цифр, графических знаков или надписей на объект, с целью его дальнейшей идентификации (узнавания), указания его свойств и характеристик. Маркировка должна быть четкой, разборчивой, контрастной по отношению к фону, устойчива к климатическим условиям, а также должна сохраняться в течение срока годности или срока службы товара.      Виды маркировки:          - товарная – наносится производителем;       - отправительская – входит: пункт отправления и назначения, наименование отправителя и получателя, общее количество грузовых мест партии, общая масса партии;          - специальная – наносится отправителем в виде предупредительной надписи и знаков, и определяет способы хранения и обращения с товаром;  - транспортная – наносится транспортными организациями.   Основные функции маркировки – информационная, идентифицирующая, мотивационная, эмоциональная.    Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной.  Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший - на коммерческую.  При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах  (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров.                                                                                                                                                                 Необходимость такого дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.    Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость  товарных партий на всех этапах товароведения.                                                                            Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.                                                                                  Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Требования к торговой маркировке в меньшей степени разработаны,  чем к производственной. Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются Правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а также региональными правилами розничной торговли.             Содержания маркировки грузов:        1) Манипуляционные знаки - определяющие способы обращения с товаром.             2) Основные надписи (Пункт назначения, наименование получателя, количество мест партии)          3) Дополнительные надписи (Пункт отправления, наименование отправителя и надписи транспортной организации)      4) Информационные надписи (Массу партии, либо её объём, а также возможно указание размер – товара).

 

    1. Классификация упаковки: её группы и виды.

Классифицируют упаковку по ряду признаков: месту упаковывания, назначению, применяемым материалам, форме, грузоподъемности и габаритам, кратности использования.       По месту упаковывания различают упаковку производственную, эту технологическую операцию осуществляет производитель, и торговую - производит продавец. Эта торговая услуга может быть платной или бесплатной. При этом бесплатная услуга по упаковыванию включается в издержки обращения, а платную услугу оплачивает покупатель.   По назначению упаковку подразделяют на: потребительскую и транспортную. Потребительская упаковка предназначена для сравнительно небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Этот вид упаковки предполагает предварительное расфасовывание товара производителем или продавцом и отпуск потребителю в расфасованном виде, с заранее обусловленными количественными характеристиками (масса, объем или длина). Потребительская упаковка попадает с продукцией непосредственно к потребителю, является неотъемлемой частью товара и входит в его стоимость. Такая упаковка не предназначена, как правило, для самостоятельного транспортирования и не создает самостоятельную транспортную единицу, имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. К потребительской таре относятся: коробки разных размеров, корзинки, лотки, тубы, мешки, пакеты из картона, бумаги, фольги, полимерных и комбинированных материалов; стеклянные и металлические банки, бутылки, татрапаки и перпаки, стаканы из комбинированных и полимерных материалов; упаковочные материалы - бумага, фольга, пергамент и подпергамент, картон, в том числе прокладки из гофрированного картона, полимерные материалы. Транспортная упаковка составляет отдельную самостоятельную транспортную единицу и используется для перевозки товаров в потребительской упаковке или неупакованной продукции.                                  К транспортной упаковке относятся:        - грузовые цистерны (железнодорожные, автомобильные), бочки, бидоны, предназначенные для жидких товаров;                                             - контейнеры, ящики, лотки, корзины, коробки, предназначенные для перевозки товаров с относительно невысокой механической устойчивостью, в расфасованном виде или насыпью; 
- мешки тканевые, полимерные, из крафт-бумаги, предназначенные для сыпучих товаров с относительно высокой механической устойчивостью. По форме упаковки делят на цистерны, бочки, кадушки, банки, бутылки, контейнеры, ящики (полуящики и лотки) корзины, коробки и т.п. 
 По грузоподъемности выделяют большегрузную тару;                        По габаритам различают тару крупно-, средне- и малогабаритную; По кратности использования - одноразовую и многократного использования.           В зависимости от применяемых материалов, их механической устойчивости и прочности, которые обусловливают степень сохраняемости товаров, упаковку подразделяют на следующие группы и виды:        1) Жесткая упаковка бывает:                                            -   металлическая - банки, тубы, контейнеры, цистерны, перевязочная лента;             -  стеклянная - банки, бутылки, баллоны;       -  деревянная - ящики, контейнеры, лотки, корзины, бочки, кадушки; 
Жесткая упаковка достаточно надежно защищает упакованные в нее товары от механических воздействий (удары, нажимы, проколы), возникающих при перевозках и хранении в таре, в результате чего значительно улучшается сохраняемость товаров. Кроме того, давление верхних слоев товара на нижнее значительно меньше, чем при бестарном хранении.                           Некоторые виды тары – металлическая и стеклянная – в случае герметизации предотвращают воздействие на товары кислорода воздуха, посторонней микрофлоры, что уменьшает окислительную порчу (прогорание, осаливание жиров, разрушение витаминов, красящих и других веществ), а также микробиологическую порчу (гниение, плесневение, сальмонеллы и т. п.) 
Металлическая тара и бутылки из темного стекла защищают товар от действия солнечного света, ускоряющего процессы окислительной порчи. 
Наряду с указанными достоинствами жесткая упаковка имеет и определенные недостатки: относительно высокий удельный вес и объем тары к массе и объему брутто (25 – 30%), высокую стоимость (цены закупочная и эксплуатации – ремонт, доставка пустой тары). Это приводит к повышению затрат на тару и ее оборот, закладываемых в издержки производства или обращения, и соответственно прибыли.       2) Полужесткая упаковка бывает:        - картонная - коробки;          - комбинированная - тетрапаки, перпаки и т. п.;                                                                      Полужесткая упаковка отличается от жесткой меньшими массой и объемом. Пустая упаковка легко складывается или вкладывается одна в другую, что облегчает и удешевляет ее перевозку и хранение. Стоимость такой упаковки значительно ниже, так как применяются дешевые материалы, в том числе полученные вторичной переработкой древесины. В полужесткую упаковку помещают товары, относительно устойчивые к механическим воздействиям, что обеспечивает их сохраняемость. Однако, полужесткая упаковка недостаточно механически устойчива, поэтому при перевозках и хранении необходимо создавать условия, предотвращающие значительные механические воздействия (соблюдение минимально допустимой высоты загрузки, применение прокладок и упаковочных материалов, использование для потребительских упаковок жесткой транспортной тары).                          При соблюдении этих условий полужесткая упаковка обеспечивает надлежащую сохраняемость товаров при минимальных затратах на нее.    3) Мягкая упаковка:          - полимерная - паки, мешки, пакеты, шпагат;      - бумажная - мешки, пакеты, оберточная и иная бумага;    - тканевая - мешки, перевязочные материалы (шпагат, веревки, ленты и т.п.).                                            Мягкая тара отличается самой низкой надежностью по степени защиты от воздействия окружающей среды, поэтому применяется только для определенного перечня товаров. Однако, несмотря на это, мягкая тара находит широкое применение для упаковки многих потребительских товаров благодаря невысоким затратам на приобретение, хранение, перевозку, возврат, что и обуславливает ее преимущества перед другими видами упаковки.Отдельные виды мягкой упаковки, в частности полимерную, используют для герметичного упаковывания путем термосклеивания, что обеспечивает дополнительные преимущества такой упаковки. В этом случае в упаковке удается создавать и поддерживать стабильные относительную влажность воздуха и газовый состав, что предотвращает увлажнение и окислительную порчу товаров.Для товаров, являющихся живыми биологическими объектами, мягкую тару из полимерных материалов (полиэтиленовые мешки, вкладыши) применяют для создания модифицированной газовой среды. Это достигается за счет избирательной способности полиэтилена пропускать кислород более интенсивно, чем углекислый газ. В результате выделившийся при дыхании биообъектов углекислый газ накапливается в полиэтиленовой упаковке, при этом замедляются микробиологические процессы и дыхание, что снижает потери.  

    1. Требования к упаковке и маркировке.    

Упаковка товаров для  народного потребления должна отвечать ряду технических, экономических и  эстетических требований. Они аналогичны общим требованиям к упаковке и классифицируются в соответствии с ними. Технические требования предусматривают, что материал, используемый для производства упаковки, ее конструкция должна отвечать свойствам помещенных в нее товаров. Она должна быть прочной и обеспечивать сохранность товаров при перевозке  и хранении.                            Упаковка должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортирования, как с товаром, так и в пустом виде. Она должна обладать низким коэффициентом собственной массы (отношение массы к объему).Упаковка должна иметь привлекательный внешний вид, а ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей.        К упаковке предъявляют следующие основополагающие требования: безопасность, экологические свойства, надежность, совместимость, взаимозаменяемость, экономическая эффективность.        Безопасность упаковки означает, что содержащиеся в ней вредные для организма вещества не могут перейти в товар, непосредственно соприкасающийся с упаковкой. Это не значит, что в упаковке полностью отсутствуют вредные вещества. Такие вещества содержат многие виды упаковки Например, в металлической таре имеются железо, олово или алюминий; в бумаге — свинец; в полимерных материалах — мономеры.  В этих случаях безопасность упаковки обеспечивается путем нанесения на нее защитных покрытий (пищевой лак, полуда для металлической тары) или ограничением сроков хранения изделий (полиэтиленовая или полихлорвиниловая упаковки). Для красочного оформления, которое наносят на упаковку, должны применяться красители, разрешенные для этих целей органами Минздравсоцразвития России. Наиболее безопасна стеклянная и тканевая тара, наименее — металлическая и полимерная.   Экологические свойства упаковки — способность ее при использовании и утилизации не наносить существенного вреда окружающей среде. Абсолютно безопасных для окружающей среды видов упаковки нет, так как при утилизации разных видов упаковки в окружающую среду выделяются разнообразные вещества, отличающиеся различной степенью воздействия на нее. При уничтожении термическим путем деревянной, бумажной, тканевой и полимерной упаковки в окружающую среду выделяется, прежде всего, углекислый газ. Накопление его в атмосфере Земли в повышенном количестве вызывает изменения климата вследствие парникового эффекта, что может привести к негативным последствиям.       Из указанных выше видов упаковки самыми низкими экологическими свойствами отличается полимерная тара, при сгорании которой в окружающую среду выделяются такие вредные вещества, как диоксиды, стирол, хлор и др.Стеклянную и металлическую тару собирают, рассортировывают и направляют на специализированные предприятия, где утилизируют путем переплавки. Если упаковка не отправлена на специализированные предприятия, а просто выброшена, то она долгие годы может загрязнять окружающую среду (почву, воду). Многие виды упаковки (полимерная, стеклянная) практически не разрушаются самопроизвольно, другие виды (металлическая) разрушаются в течение нескольких лет (до 10-20 лет). Наиболее быстро разрушается бумажная и тканевая упаковка. Экологические свойства упаковки повышаются, если она используется многократно (возвратная тара) или подвергается вторичной переработке (например, бумагу и древесину перерабатывают в картон).    Надежность упаковки — способность сохранять механические свойства и/или герметичность в течение длительного времени. Благодаря этому свойству упаковка обеспечивает надлежащую сохраняемость товаров, причем способность разных видов упаковок сохранять упакованные товары неодинакова.Кроме того, упаковка многократного использования сама должна обладать хорошей сохраняемостью, как с товаром, так и без него. Срок сохраняемости одноразовой упаковки может не превышать значительно сроки годности товаров.           Совместимость упаковки — способность не изменять потребительские свойства упакованных товаров. Для этого упаковка должна быть чистой, сухой, без признаков плесени и посторонних запахов. Она не должна поглощать отдельные компоненты товара (вода, жиры и т. п.).         Запрещается применять упаковку, несовместимую с товаром. Например, нельзя использовать оберточную бумагу и полиэтиленовую пленку для жиросодержащих продуктов, так как жир впитывается в упаковку. Деревянные ящики для пищевых продуктов нельзя изготавливать из древесины хвойных пород, так как продукты приобретут несвойственный им хвойный запах.                         Взаимозаменяемость — способность упаковок одного вида заменить упаковки другого вида при использовании по одному функциональному назначению. Например, герметичные металлические банки могут быть заменены стеклянными банками с металлическими крышками, ящики — контейнерами или картонными коробками.           Эстетические свойства также очень важны для упаковки и в первую очередь для потребительской тары. Эстетичность упаковки достигается путем применения привлекательных материалов (фольга, целлофан, полиэтилен и т. п.), а также красочного оформления (цветовая гамма и рисунки). Указанные требования предопределяют выбор упаковки в зависимости от ее назначения. Наиболее важными критериями выбора служат безопасность, надежность и совместимость, а также экономическая эффективность упаковки и сроки хранения упакованных товаров.            Экономическая эффективность упаковки определяется ее стоимостью, а также ценой эксплуатации и ценой утилизации. Стоимость упаковки зависит от применяемых материалов, а также технологичности производства. Например, бумага дешевле стекла и металла, зато последние легко подвергаются плавлению, формовке или штамповке. Одноразовая упаковка дешевле, но требуется больше затрат на ее утилизацию. Многооборотная тара отличается пониженными затратами, если она используется более 3-5 раз, не требуя ремонта. Экономическая эффективность упаковок разных видов неодинакова и неразрывно связана с особенностями товаров, которые в нее должны быть упакованы. Невозможно выделить один вид упаковки, отличающийся высокой эффективностью для разных товаров.                                  Требования к упаковке будут расти в связи с динамичным изменением ситуации на рынке, выпуском новых видов тары, необходимостью легкой и быстрой идентификации товаров и другими факторами.

К маркировке предъявляются  общие для товарной информации и  специфические требования. Общие  требования регламентируются Федеральным  законом «О защите прав потребителей»  от 07.02.1992 №2300-1.                                                                                                                            Специфичные для маркировки требования: четкость текста и иллюстрации, наглядность, однозначность текста, его соответствие и потребительские свойства товара; достоверность – приведенные  на маркировке сведения не должны вводить  получателя и потребителя в заблуждение  количества, качества, изготовителя, страны происхождения, использование для  маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Госкомсанэпиднадзора.        Производственная маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и( или) упаковку и(или) на другие носители информации. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и пр.                                                                 Этикетка - самостоятельный носитель информации, который приклеивается или прикладывается к товару либо наносится типографским или иным способом на товар или упаковку. Этикетка отличается значительной информационной емкостью и содержит фирменное название продукции, символ компании, состав, артикул, размер, рекламные материалы, коды для хранения и инструкции.                                                                           Этикетка предназначена для того, чтобы покупатель мог:                                             - узнать товар;                                                   - убедиться, что это тот товар, который может удовлетворить его нужды и потребности;                                                                                                                     - убедиться в целесообразности совершения повторных покупок .Чтобы этикетка могла выполнять перечисленные функции , она должна быть соответствующим образом оформлена и содержать определенный объем информации о товаре.                             Вкладыши — разновидность этикеток. Содержат краткие сведения о товаре или изготовителе. Иногда вкладыши содержат краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь - функционального назначения.                                                Вкладыши могут содержать:           - указания о необходимости соблюдения определенных мер предосторожности при использовании данной продукции (инструкции по пользованию электротоварами);                                - подробные инструкции о том, как потреблять данный товар (лекарственные препараты);                                                        - рецепты по приготовлению отдельных блюд с использованием данного товара (микроволновая печь, электровафельница , электроблинница );                                 - купоны на предоставление скидки при совершении повторных покупок. Ярлыки и бирки - носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений.        Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование товара или марочный товарный знак, название фирмы или фирменный знак. Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы-изготовителя, адрес, цену, дату выпуска, сорт, размер и пр. На ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Контрольная лента - носитель краткой дублирующей информации, предназначенной для контроля или восстановления сведений в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Чаще всего применяется для одежды и обуви.  Клейма и штампы - носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.                                                                           В зависимости от места нанесения различают клейма и штампы производственные и торговые; от назначения - ветеринарные, товароведные, карантинные и прочие; от формы - овальные, прямоугольные, квадратные, треугольные.                                  Клеймение и штампование как способ маркирования применяются для отдельных продовольственных и непродовольственных товаров. Штампы и клейма на непродовольственных товарах или на их упаковке встречаются реже. Но, например, на тканях, на хазовых концах с изнаночной стороны, обязательно должно быть клеймо. Кроме того, штампы, выполненные производственным способом, наносятся на отдельные комплектующие детали сложнотехнических товаров (двигатели автомобилей, холодильные агрегаты холодильников и др.).                                                              Существует несколько способов клеймения и штампования товаров и упаковок: нанесение клейма или штампа несмываемой краской, разрешенной органами Минздрава РФ; выжигание электроклейма; выдавливание штампов; вдавливание пластмассовых или казеиновых цифр, букв в продукт. Наиболее распространенный способ, применяемый для большинства товаров, - нанесение клейма или штампа несмываемой краской.            Рельефная маркировка в виде выдавленных букв, цифр, иных условных обозначений встречается на металлических консервных банках, реже на крышках стеклянных банок. Кроме того, этим способом маркируют двигатели автомобилей, а также некоторые товары сложнотехнического назначения. Рельефная маркировка встречается и на стеклянной упаковке (бутылки, банки), иногда на стеклянной посуде (например, на донышке граненых стаканов).                                        К клеймам и штампам предъявляют следующие требования:                                                                                           - четкость оттисков клейм;                                                                                                                                    - сохраняемость независимо от внешних воздействий;                                                                            - безопасность применяемых способов клеймения и штампования;                                                          - сохранение товарного вида продуктов и изделий, на которые наносят клейма и штампы;                                 - соблюдение установленных правил клеймения и штампования.     Торговая маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные (или) кассовые чеки, упаковки и (или) товар.   Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.  Другое отличие торговой маркировки от производственной заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце, в меньшей - с информацией о товаре. Это обусловлено особенностями носителей торговой маркировки: небольшие размеры, заполнение для каждого товара или покупки, большие затраты ручного труда на маркирование, ограниченные технические возможности нанесения информационных данных. Благодаря идентифицирующей функции торговая маркировка служит основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю. Требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки, регламентируются рядом нормативных актов: Правилами продажи отдельных видов непродовольственных товаров (п. 51 - требования к товарному чеку, выдаваемому при покупке радиотоваров и электробытовых товаров), Типовым положением о применении контрольно-кассовых машин (реквизиты кассового чека). Правила регламентируют также наличие и правильное оформление ценников.                 Кассовые чеки и ценники как носители торговой маркировки обязательны при реализации всех товаров в организациях розничной и мелкорозничной торговли, общественного питания. Разрешается реализация товаров без применения контрольно-кассовых машин и вручения покупателю кассового чека в случаях, определенных «Перечнем отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин».           Товарные чеки применяются только при продаже непродовольственных товаров, причем Правилами установлен обязательный порядок выдачи вместе с погашенным кассовым чеком и товарного чека с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены только при покупке радио- и электробытовых товаров. При продаже тканей, одежды и обуви покупателю вместе с товаром в обязательном порядке выдаются кассовый и товарный чеки с обозначением реквизитов предприятия, даты покупки, цены.

Информация о работе Упаковка и маркировка непродовольственных товаров