Уголовная ответственность в сфере лицензирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:19, контрольная работа

Описание работы

После принятия нового Федерального закона «О лицензировании от-дельных видов деятельности» возникает естественный вопрос о том, какова отныне будет сфера применения данного закона, насколько она отличается от той, которая была прописана его предшественником.
Если говорить об основах организации лицензирования в Российской Федерации, то они подверглись в новом законе существенным изменениям. Предыдущим законом было предусмотрено, что полномочия Российской Федерации в сфере лицензирования осуществляют в рамках своей компетенции Президент и Правительства Российской Федерации. Отныне эти полномочия предоставлены только Правительству.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие и виды лицензий………………………………………………….4
Уголовная ответственность в сфере лицензирования…………………...7
Заключение…………………………………………………………………...18
Список использованной литературы………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Уголовная ответственность в сфере лицензирования.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

                                            СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Понятие и виды лицензий………………………………………………….4

  1. Уголовная ответственность в сфере лицензирования…………………...7

Заключение…………………………………………………………………...18

Список использованной литературы………………………………………..19  
                                             ВВЕДЕНИЕ

После принятия нового Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» возникает естественный вопрос о том, какова отныне будет сфера применения данного закона, насколько она отличается от той, которая была прописана его предшественником.

Если говорить об основах организации  лицензирования в Российской Федерации, то они подверглись в новом  законе существенным изменениям. Предыдущим законом было предусмотрено, что полномочия Российской Федерации в сфере лицензирования осуществляют в рамках своей компетенции Президент и Правительства Российской Федерации. Отныне эти полномочия предоставлены только Правительству. Изменилась и роль органов местного самоуправления в сфере лицензирования. Если прежде они могли наделяться отдельными полномочиями в этой области, то новый закон подобного уже не предусматривает.

Новый закон изменил и подход к видам работ и услуг, подлежащих лицензированию, лицензионным условиям и требованиям. В законе вообще не предусмотрено такое понятие, как «виды работ, услуг» по лицензируемым вилам деятельности. Исключение сделано только для космической, ветеринарной и медицинской деятельности.

Оба закона предусматривают судебный порядок аннулирования лицензии (за исключением случаев неуплаты лицензионного сбора). Но основанием для аннулирования лицензии теперь может стать только нарушение лицензионных требований и условий, которое повлекло за собой ущерб правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, а также не устранение в установленный срок нарушений, вследствие которых ранее было приостановлено действие лицензии.

 

                           1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЛИЦЕНЗИЙ.

Лицензия (от лат. licentia - свобода, правомочие, власть)

1). Лицензия - выдаваемое уполномоченным  лицом (лицензиаром) юридическим и физическим лицам (лицензиатам) разрешение на совершение определенных действий, без которого совершение таких действий признается неправомерным.

a) Лицензия - выдаваемое уполномоченным  органом организациям и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, специальное разрешение на осуществление отдельных видов деятельности которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию.

Ст. 49 ГК РФ предусматривает, что виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, определяется только законом. Однако лицензирование отдельных видов деятельности после введения в действие 08.12.94 гл. 4 ч. I ГК РФ, содержащей ст. 49, осуществляется в соответствии с правовыми актами изданными после этой даты. Это постановление Правительства РФ от 24.12.94 № 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности", утвердившее Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, указы Президента РФ, содержащие положения о лицензировании отдельных видов деятельности. Из изданных после введения в действие названной части ГК РФ можно назвать следующие федеральные законы, касающихся лицензирования отдельных видов деятельности можно назвать законы: "О связи", "Об информации, информатизации и защите информации", "О недрах", "О центральном банке", "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта" и др.

Органы, уполномоченные на ведение  лицензионной деятельности, осуществляют контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензий и ведут реестры выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий.

Отказ от выдачи лицензии по основаниям, не предусмотренным правовыми актами о лицензировании, на основании ст. 13 ГК РФ может быть обжалованы в суд.

б). Лицензия - выдаваемое обладателем  исключительного права на результат творческой деятельности или средства индивидуализации разрешение на использование такого результата или средства.

2). Лицензия - предоставляемое на основании  выдаваемого уполномоченным лицом разрешения право на совершение определенных видов действий, юридическим и физическим лицам, которое они не имело при отсутствии такого разрешения.

a). Лицензия - предоставляемое на основании  выдаваемого уполномоченными органами разрешение юридическим и физическим лицам, осуществляющих предпринимательскую деятельность, право на осуществление определенных видов деятельности, которое они не имели при отсутствии такого разрешения.1

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения, возникает с момента получения соответствующего официального документа или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока действия лицензии., если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

При ликвидации юридического лица или прекращения  действия свидетельства о государственной регистрации физ. лица предоставленная лицензия теряет юридическую силу.

Согласно  Положению о лицензировании отдельных  видов деятельности срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее трех лет. Лицензии могут выдаваться лицензии на срок до трех лет по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Законодательными и правовыми актами, регулирующими лицензирование отдельных видов деятельности, не включенных в перечень названного положения, могут быть предусмотрены иные сроки действия лицензии

Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Если  рассматривать процесс лицензирования сам по себе, то здесь можно сказать следующее. Раньше лицензирование было прописано только в "Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности", и только для предприятий. Это вызывало огромное количество споров. Во-первых, потому, что кроме предприятий существовало множество некоммерческих юридических лиц, а во-вторых, потому, что из текста Закона следовало, что речь идет о той деятельности предприятия, которая приносит прибыль, и поэтому, например, на перевозку груза между двумя подразделениями одного предприятия не нужна перевозочная лицензия, так же как не нужна строительная лицензия, если предприятие строит для себя.

 

             2. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ

                                    ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

Рассматривая виды ответственности  за нарушения порядка лицензирования, можно отметить, что в настоящее время эти вопросы решаются крайне противоречиво, и, прежде всего потому, что нет общего правила об ответственности.

Уголовная ответственность за нарушение установленного законом порядка лицензирования предпринимательской деятельности может наступить в различных ситуациях и для различных участников правоотношений.

Это могут быть должностные лица, работающие в органах лицензирования и осуществляющие деятельность по выдаче, продлению, приостановлению лицензий. Они могут нести уголовную ответственность за “воспрепятствование законной предпринимательской деятельности”, если нарушение порядка лицензирования в совокупности с иными действиями (бездействием) не образует иного должностного преступления.2

Лица, осуществляющие незаконное предпринимательство, могут быть привлечены к уголовной ответственности, при наличии определенных условий, по ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации “Незаконное предпринимательство”. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за деяния, связанные с нарушением условий лицензирования, хотя необязательно, чтобы данный порядок лицензирования нарушался напрямую. Например, Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за “производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированного товара или продукции”; Объектом данного преступления не является лицензионный порядок, однако следует учитывать, что практически нарушение условий лицензирования, т.е. предпринимательство не по правилам, влечет ответственность не только по ст. 171 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Ответственность за основные “лицензионные” преступления наступает достаточно часто. По статистическим данным, в 2003 году было возбуждено около 3 000 уголовных дел, связанных с незаконным предпринимательством.

Говоря  о защите прав в области лицензирования, стоит обратить внимание на проблему привлечения лиц к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Статья 171 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность, которая наступает за “осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере”. Ответственность за деяние по данной статье наступает, если:

регистрация либо получение лицензии юридически обязательны;

деяние  причинило крупный ущерб либо доход от предпринимательства извлечен в крупном размере.

Общественная  опасность данного деяния состоит  в том, что оно влечет возникновение  неконтролируемого “теневого” сектора  экономики, что приводит к подрыву финансовых интересов государства, правил конкуренции на рынке, способствует распространению поддельных товаров, некачественных услуг, иного обмана потребителей.

Таким образом, предпринимательская деятельность определяется как систематическое  совершение лицом юридически значимых действий, направленных на извлечение прибыли в результате возмездного удовлетворения потребностей третьих лиц в заранее обусловленных либо предлагаемых услугах, имуществе, товарах.

Можно дать и другое определение предпринимательской  деятельности — это самостоятельная, осуществляемая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. Стоит учитывать и то, что предприниматель, осуществляющий свою деятельность, не имеет никаких гарантий со стороны государства.

Рассматривая  определение предпринимательской  деятельности как систематической, бросается в глаза разночтение между гражданским и уголовным законодательством. В уголовном праве такие понятия, как повторность, систематичность, деятельность, промысел и т. д., имеют самостоятельные определения, которые не могут механически переноситься из других отраслей права. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что гражданское законодательство, в части трактования предпринимательской деятельности, не может внести коррективы в уголовно-правовую оценку незаконной предпринимательской деятельности и не облегчает для суда определение той грани, за которой разовая сделка и разовое извлечение прибыли становятся уже незаконным предпринимательством. Отныне в качестве условия уголовной квалификации деяния законодатель установил причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода в крупном размере. С таким подходом, безусловно, можно спорить, но важно то, что установлен критерий для отличия именно незаконного предпринимательства от реализации гражданами и организациями своего права по заключению гражданско-правовых сделок и договоров.3

Законодатель, учитывая значительную в новых экономических условиях общественную опасность описываемого преступления, ужесточил санкцию за совершение незаконного предпринимательства. Действительно, с одной стороны, такие преступления нарушают установленный порядок и принципы предпринимательской деятельности, а с другой — наносят вред финансовым интересам государства. Ущерб как последствие преступления исчисляется и оценивается судом в качестве крупного, исходя из конкретных обстоятельств дела, т.к. его границы и порядок определения данной статьей не устанавливаются. В ущерб могут быть включены вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, его имуществу, а также вред вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге) и упущенная выгода. Нельзя забывать, что во всех случаях ущерб должен находиться в причинной связи с незаконным предпринимательством.

Для того чтобы оценить, какой был  причинен ущерб, необходимо узнать, какую сумму (часть, долю) составил доход от предпринимательской деятельности.

Закон определяет “доход” как извлечение в крупном размере, если сумма превышает двести минимальных размеров оплаты труда, доходом в особо крупном размере считается доход, сумма которого превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

В последнее время появились расхождения по поводу самого понятия “доход”, который извлекается при незаконном предпринимательстве. Это обусловлено тем, что в уголовном законодательстве не дано определения, что такое доход, который извлекается в незаконном предпринимательстве. Существуют мнения, что под “доходом” стоит рассматривать всю сумму (выручку) или весь оборот средств за определенный период времени нелегально существующего предприятия. Однако не стоит забывать, что возможность наступления уголовной ответственности по данному преступлению напрямую зависит от того, какую сумму будут принимать во внимание. На практике очень сложно установить размер причиненного ущерба, и поэтому границы преступления измеряются размером полученного дохода. Признак деяния, сопряженного с извлечением доходов в крупном и особо крупном размерах, используется в статьях Уголовного кодекса Российской Федерации для того, что бы указать величину деяния, а не размеры доходов.

По общепринятым правилам толкования уголовного кодекса, сам факт употребления в тексте статей Уголовного Кодекса Российской Федерации понятия “доход” в одних статьях и игнорирования его в других обязывает адвокатов исходить из того, что объем деяния, выраженный в каких-либо показателях, и доход, то есть понятие крупного размера деяния и понятие крупного размера дохода, идентичны по своей природе.

Информация о работе Уголовная ответственность в сфере лицензирования