Транснациональные компании на рынке международного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Транснациональные корпорации играют важную роль в формировании и развитии мирового рынка туризма. Открывая филиалы за границей, они внедряются в экономику принимающих стран, а сами страны вписываются в интернационально организованные этими корпорациями производства туристских продуктов, другими словами, в ткань мирового туристского рынка. Деятельность туристских ТНК усиливает взаимосвязь и взаимозависимость внутренних и внешних туристских рынков отдельных стран, которые рассматриваются как сегменты единого глобального рынка туризма.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………....3
1. Транснациональные компании…………………………………………………………………….4
1.1. Транснациональные компании на рынке международного туризма….6
1.2. Особые причины интернационализации туристского бизнеса………….10
2. ТНК в гостиничном хозяйстве………………………………………………………………………13
3. Влияние туристских ТНК на национальную экономику…………………………..…22
Заключение………………………………………………………………………………………………..…….33
Список использованной литературы…………………………………………………………..….35

Файлы: 1 файл

капершоДокумент Microsoft Word (4).docx

— 59.65 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………....3

1. Транснациональные компании…………………………………………………………………….4

    1.1. Транснациональные компании на рынке международного туризма….6

     1.2. Особые причины интернационализации туристского бизнеса………….10

2. ТНК в гостиничном хозяйстве………………………………………………………………………13

3. Влияние туристских ТНК на  национальную экономику…………………………..…22

Заключение………………………………………………………………………………………………..…….33

Список использованной литературы…………………………………………………………..….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Транснациональные корпорации играют важную роль в формировании и развитии мирового рынка туризма. Открывая филиалы за границей, они внедряются в экономику принимающих стран, а сами страны вписываются в интернационально организованные этими корпорациями производства туристских продуктов, другими словами, в ткань мирового туристского рынка. Деятельность туристских ТНК усиливает взаимосвязь и взаимозависимость внутренних и внешних туристских рынков отдельных стран, которые рассматриваются как сегменты единого глобального рынка туризма.

В экономической  литературе транснациональные корпорации подразделяются на три группы: однонациональные ТНК, многонациональные корпорации и международные корпоративные  союзы. Каждая из этих групп представлена в мировой индустрии туризма. К первой группе относятся ТНК  с однонациональным акционерным  капиталом и характером контроля над деятельностью всей компании. Эти ТНК осуществляют деловую  активность в других странах через  сеть филиалов и дочерних компаний, самостоятельно производящих и сбывающих  продукцию. В индустрии туризма  такие ТНК получили широкое распространение.

 

 

 

 

 

  1. Транснациональные  компании

Под транснациональной  компанией (ТНК) принято понимать предпринимательское  объединение, зарегистрированное в  одной из стран и действующее  на территории многих стран посредством  зарубежных филиалов, либо дочерних предпринимательских  фирм. Транснациональная компания –  это предпринимательская фирма, осуществляющая предпринимательскую  деятельность за пределами страны своей  юрисдикции, в других государствах. Обычно удельный вес заграничной  деятельности ТНК в общем объеме реализации ею товаров и услуг  намного превышает 50%.

Создание  и функционирование транснациональных  компаний (ТНК) выступает наиболее распространенной формой экспорта капитала. Сегодня  транснациональными являются практически  все крупнейшие и известнейшие предпринимательские  фирмы Западной Европы, США, Юго-Восточной  Азии – точнее, трудно найти крупную  зарубежную фирму, тем более корпорацию, которая бы не вела свою деятельность в разных странах, на разных континентах.

Так, знаменитая швейцарская фирма Нестле, производящая продукты питания, реализует 98% своих  товаров через свои иностранные   филиалы.   В   крупнейших   американских   фирмах Форд моторз, Экссон, Мобил, Стандард ойл, Истмэн -Кодак, Проктэр энд Гэмбл удельный вес реализации, приходящийся на иностранные филиалы составляет от 68 до 89%.

 

Японские  компании Сони, Панасоник, Акаи производят телевизоры, видеомагнитофоны и видеокассеты, а компании Тойота, Ниссан, Хонда выпускают автомобили не только в Японии, но также в Корее, странах Арабского Востока, в Юго-Восточной Азии и даже в США. При этом в последнее десятилетие японские фирмы импортировали в страну своей юрисдикции из Юго-Восточной Азии больше цветных телевизоров, чем экспортировали их из Японии. Компания Cannon, например, производит 70% своих видеокамер и фотоаппаратов в Тайване, Малайзии и Китае1. Доход от зарубежной деятельности корпорации IBM (доходы от продаж, технических услуг, программного обеспечения, финансовых услуг, лизинга и рентинга) в конце 90-х годов прошлого века составлял 64,8% всего годового дохода корпорации2 .

Встречаются,   как   правило,   два   типа     транснациональных компаний, а именно:

-      транснациональные компании, действующие в качестве международных предпринимательских объединений;

-  транснациональные компании, деятельность которых не включает создание международных предпринимательских объединений.

В российском законодательстве понятие транснациональный отнесено только к первому из указанных типов компаний. В Федеральном законе О финансово-промышленных группах можно найти упоминание о транснациональных финансово-промышленных группах, в качестве которых признаются ФПГ, включающие участников, находящихся под юрисдикцией государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ). Данные участники ФПГ, по закону, должны для этого либо иметь обособленные подразделения на территории указанных государств, либо осуществлять инвестиции на их территории. Некоторые транснациональные финансово-промышленные группы могут создаваться на основе межправительственных соглашений, и тогда им, согласно данному закону, будет присвоен статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.

Понятие транснациональной  компании следует отличать не только от понятия национальной компании - компании, национально однородной по составу участников и действующей  в стране своей юрисдикции, - а  также от понятия многонациональной  компании, который уже использовался в нашем учебнике. Многонациональной является предпринимательская фирма, имеющая международный состав участников и органов управления вне зависимости от территориальных признаков своей деятельности.

Транснациональной является предпринимательская фирма, состав участников которой является национально однородным; она вообще может быть учреждена одним-единственным лицом и впоследствии иметь одного-единственного участника. ТНК приобретает международный статус в соответствии исключительно с территориальными признаками собственной предпринимательской деятельности, с тем, что данную деятельность она осуществляет за пределами страны своей юрисдикции.

 

    1. Транснациональные компании на рынке международного туризма

 

 Сущность  ТНК и формы ее существования.  В соответствии с документами  ООН к ТНК относятся компании, имеющие филиалы в двух и  более странах независимо от  юридической формы или сферы  хозяйствования и осуществляющие координацию их деятельности.

 ТНК постоянно  расширяют свое зарубежное присутствие,  закономерно переходя от экспорта  товаров и услуг к организации  их производства за границей. ТНК осуществляют внешнюю экспансию  главным образом путем размещения  прямых иностранных инвестиций. Они также предоставляют денежные ссуды и заключают неинвестиционные соглашения по управлению.

 Первый  путь придает наибольшую устойчивость  ТНК. Прямые вложения предполагают  сохранение контроля над капиталом  в руках иностранного инвестора  - ТНК. Материнская компания учреждает  акционерные фирмы за границей  или приобретает контрольные  пакеты акций уже существующих  зарубежных фирм. Ей часто принадлежит  свыше половины всех акций  (паев) филиала, хотя для полного  фактического контроля за его деятельностью бывает достаточно меньшей доли (больше любой другой, находящейся в единоличном владении).

 Во многих  государствах введены дополнительные  условия акционирования предприятий.  Держателями 51% акций могут быть  только граждане данной страны  или юридические лица, зарегистрированные  в ней. Подобного рода ограничения  иногда распространяются на сферу туризма, но значительно реже, чем на средства массовой информации или военно-промышленный комплекс (ВПК).

   Кроме того, ТНК осуществляют деятельность за границей через такую разновидность зарубежных филиалов, как отделения. Они хотя и регистрируются за рубежом, но не являются самостоятельными компаниями с собственным балансом и полностью (на 100%) принадлежат материнской фирме, т.е. ТНК.

Компания  может расширить свое зарубежное присутствие, предоставив заемные  средства иностранной фирме. Это  путь менее эффективный, чем первый, а возникающие между субъектами экономические отношения не позволяют  говорить о подлинной ТНК. Между  тем компания, выдавшая ссуду, часто  наделяется правом удержания имущества  ссудополучателя до уплаты им долга или подписывает с заемщиком договор, позволяющий ей извлечь дополнительные выгоды, помимо ссудного процента.

 Заключение  неинвестиционных соглашений по управлению - распространенная практика среди фирм, состоящих из нескольких производственных единиц. В этом случае материнская компания управляет цепью предприятий по контракту. Предприятия сохраняют самостоятельность, имеют разных владельцев, могут финансироваться из различных источников, но реализуют продукты под единой торговой маркой. Система неинвестиционных соглашений по управлению обеспечивает ее участникам экономию от масштаба производства, особенно за счет объединения усилий в области маркетинга.

 В отечественной  и зарубежной литературе известно  несколько теорий, объясняющих феномен  ТНК. Все они исходят из максимизации  прибыли как главного мотива  иностранного инвестирования. Согласно  одной из них условием международной  миграции капитала является различие  норм прибыли и ставок процента. Если бы все национальные экономики  были в равной мере открыты  притоку капитала, то следовало  ожидать установления международной  равновесной ставки процента, а  компаниям было бы безразлично,  где вкладывать инвестиции, лишь  бы предельная эффективность  использования капитала превышала  ставку процента.

 В действительности  существуют разного рода ограничения,  большей или меньшей степени  риски, которые препятствуют установлению  единой процентной ставки в  мире. Но там, где создаются  условия для свободных переливов  капиталов, иностранное инвестирование  происходит на тех же основаниях, что и внутреннее. Это означает, что международное движение капитала  будет продолжаться до тех  пор, пока предельная фондоотдача  в стране-импортере капитала и  стране базирования ТНК не  станет равной. В каком количестве будет ввозиться капитал в страну, зависит от ряда факторов: размера процентной ставки, доходности инвестиций, открытости экономики, гарантий погашения долга и своевременности оплаты, величины и распределения рисков.

 Другое  объяснение феномену ТНК дает  эклектическая теория интернационального  производства английского экономиста  Дж. Даннинга. Она называется эклектической, так как состоит из трех элементов: олигополистических преимуществ фирмы, преимуществ локализации (использования местных ресурсов и условий) и преимуществ интернализации.

Для прорыва  на мировой рынок и выживания  на нем компания должна располагать  определенными олигополистинескими преимуществами, будь то капитал, технология или управленческое мастерство. Благодаря им компания из страны X может иметь превосходство в производстве над местными фирмами в стране V и получать сверхприбыли.

Второй элемент  эклектической теории - преимущества локализации. Максимизируя прибыль, фирма решает, опираться ли ей на ресурсный потенциал страны базирования или использовать ресурсы страны - импортера капитала.

 В зависимости  от типа интернационального производства  компания получает разные преимущества  локализации. При организации  иностранным капиталом добычи  сырья и производства материалов  ТНК овладевают местными природными  ресурсами. При налаживании импорт  замещающего производства (производства  товаров вместо их импорта)  ТНК используют преимущества  локализации, чтобы снизить свои  издержки и открыть доступ  к рынкам. При создании экспортных  платформ, т.е. организации иностранным  капиталом производства готовых  товаров для продажи на мировом рынке, решающими факторами их размещения являются дешевизна рабочей силы и поощрения со стороны государства, например предоставление ТНК налоговых льгот.

 Третий  элемент теории - преимущества интернализации. Понятие интернализации означает, что фирма осуществляет внешние для нее операции внутри своей структуры. Внедряясь в экономику той или иной страны, ТНК может организовать деятельность по-разному: либо сконцентрировать все в рамках корпорации, либо иметь дело с независимыми партнерами на рынке. Следовательно, проблема интернализации сводится к выбору пути экономической экспансии - через внешнюю торговлю или посредством размещения прямых зарубежных инвестиций. В любом случае интернализация обеспечивает стабильность предложения, она способствует установлению контроля над ценами и использованием новейших технологий, а также устранению фактора неопределенности при заключении сделок. Таким образом, компании, в полной мере использующие преимущества олигополии, локализации и интернализации, имеют все основания стать ТНК.

 Некоторые  специалисты объясняют феномен  ТНК, опираясь на теорию жизненного  цикла продукта. Согласно им, компании  создают интернациональные производственные  системы под своим управлением,  чтобы продлить жизненный цикл  своего продукта, вдохнуть в него "вторую жизнь".

Информация о работе Транснациональные компании на рынке международного туризма