Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 18:30, курсовая работа
В курсовой работе автор изучает сущность налогов, действующую систему Республики Беларусь, налоговую политику государства, реформы в сфере налогообложения. Иными словами, предметом изучения являются отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и других платежей обязательного характера.
В современном обществе налоги занимают все более важное место  в  экономической структуре государства  как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании  развития народного хозяйства. Через  систему ставок, льгот, скидок они  воздействуют на хозяйственную и  предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства  экономикой со стороны государства.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ  В ЭКОНОМИКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   5
1.1 Понятие и сущность налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  5
1.2 Функции налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . 9
1.3 Понятие налогового бремя.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . 11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО БРЕМЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.15
2.1 Оценка налоговой политики РБ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  15
2.2 Основные ставки налогообложения в Республике Беларусь.. . . . 20
2.3 Анализ налогового бремя в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . 24
2.4 Уменьшение налогового бремя на экономику РБ . . . . . . . . . . . . . 29
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В СРАВНЕНИИ  СО СТРАНАМИ ЗАПАДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 35
3.1 Косвенные налоги и пути их оптимизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.2 Основные направления совершенствования прямых налогов и налогов, относимых на себестоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
3.3 Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 гг. . . . . . . . . . . . . .  . 49
3.4. Пути реформирования налогообложения в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . .
Высокая налоговая нагрузка – одна из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Ситуацию в реальном секторе усугубляет существование значительного числа косвенных налогов, целевых бюджетных фондов, которые в полной мере не решают задачу формирования доходной части бюджета и финансирования программ социального развития. В течение последних лет происходило снижение налоговой нагрузки, хотя она по-прежнему остается самой высокой на территории ЕврАзЭС, что отражено в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Сравнительный анализ экономического роста и уровня налоговой нагрузки на экономику РБ в 1995-2003г.г.
| Показатели | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 
| Темпы роста ВВП, % | 89,6 | 102,8 | 111,4 | 108,4 | 103,4 | 106 | 104,1 | 104,7 | 105,6 | 
| Реальная налоговая нагрузка на экономику (без учета ФСЗ), % | 32,1 | 28,5 | 31,2 | 30,4 | 32,0 | 31,8 | 30,2 | 28,2 | 29,4 | 
| Реальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), % | 42,6 | 39,2 | 41,9 | 41,1 | 42,4 | 42,2 | 41,5 | 39,7 | 40,7 | 
| Задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в % к ВВП | 4,6 | 7,6 | 1,3 | 0,5 | 0,3 | 0,5 | 0,8 | 0,9 | 1,5 | 
| Номинальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), % | 47,2 | 46,9 | 43,1 | 41,6 | 42,7 | 42,7 | 42,3 | 40,6 | 42,2 | 
Источник таблицы 3.2: [6,c.33]
Основная доля налоговых изъятий приходиться на налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, что дает двойной негативный эффект: уменьшает финансовый результат (прибыль) и приводит к сокращению реальных доходов населения. Динамика их изменений за предшествующие годы представлена в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Уровень налоговых изъятий от фонда оплаты труда в 1998-2002 годах, в %
| Показатели | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 
| Налоги и отчисления с ФОТ | 52,1 | 52,3 | 50,3 | 49,1 | 49,4 | 
| Чрезвычайный налог | 3,0 | 2,7 | 2,8 | 0,0 | 0,0 | 
| Отчисления в фонд занятости | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 0,0 | 0,0 | 
| Единый платеж от ФОТ | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 3,6 | 3,8 | 
| Подоходный налог | 11,9 | 10,2 | 10,6 | 9,9 | 9,7 | 
| Отчисления на содержание ДДУ | 2,2 | 2,7 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 
| ФСЗН | 33,9 | 35,8 | 35,9 | 35,5 | 35,9 | 
Источник: [11,c.37]
Как свидетельствуют данные таблицы, за счет прямых налогов от ФОТ формируется около 13% доходов консолидированного бюджета и практически весь внебюджетный фонд социальной защиты населения. Наибольший удельный вес в структуре платежей от ФОТ они составляют около 75%. Доля подоходного налога занимает 19% в общей сумме налогов на ФОТ.
Необходимо отметить, что за анализируемый период наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу, что отражает тенденцию снижения общего уровня жизни населения и сокращения получаемых ими доходов, а так же провоцирует сокрытие объекта налогообложения.
С самого начала становления и развития налоговой системы Республики Беларусь система налогообложения постоянно корректируется и изменяется. Динамика этих изменений отражена в таблице 3.4.
Таблица 3.4 - Динамика удельного веса налогов в доходах консолидированного бюджета РБ в 1993-2003 гг., млрд. руб.
| показатель | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 
| Доходы гос. бюджета | 3,6 | 6,5 | 36,2 | 51,3 | 11,3 | 239,5 | 1054,9 | 3179,3 | 5728,7 | 8204 | 12168 | 
| Налоговые поступления | 3,2 | 5,7 | 28,6 | 39 | 85,9 | 205,3 | 923,7 | 2898,5 | 5113,2 | 7219,1 | 10544 | 
| В % к доходам бюджета | 88,5 | 87,1 | 78,9 | 76,0 | 77,2 | 85,7 | 87,6 | 91,2 | 89,3 | 88,0 | 86,7 | 
| В том числе | |||||||||||
| Косвенные налоги | 1,5 | 2,6 | 13,3 | 20,8 | 48,2 | 119,5 | 577,9 | 1862,6 | 3201,9 | 4553,4 | 6658,1 | 
| В % к доходам бюджета | 42,2 | 40,2 | 36,8 | 40,6 | 43,3 | 49,9 | 54,8 | 58,6 | 55,9 | 55,5 | 54,7 | 
| Прямые налоги | 1,4 | 2,6 | 12,3 | 13,6 | 31,1 | 66,6 | 269,5 | 887,1 | 1609,2 | 2150,8 | 3033,6 | 
| В % к доходам бюджета | 37,8 | 40,0 | 34,0 | 26,5 | 28,0 | 27,8 | 25,6 | 27,9 | 28,1 | 26,2 | 24,9 | 
| Смешанные налоги | 0,3 | 0,5 | 3 | 4,6 | 6,6 | 19,2 | 76,3 | 148,8 | 302,1 | 514,9 | 852,2 | 
| В % к доходам бюджета | 8,5 | 7,7 | 8,3 | 8,9 | 5,9 | 8,0 | 7,2 | 4,7 | 5,3 | 6,3 | 7,0 | 
Источник: [10,c.43]
Такое положение затрудняет 
реализацию основных функций налогов 
– распределительную и 
В то же время существование 
таких налоговых поступлений 
позволяет обеспечить формирование 
доходной части бюджета в условиях 
сезонных колебаний объемов 
Тем не менее, на перспективу в республике избран курс на сокращение оборотных налогов и платежей из выручки.
Применяемая в республике 
налоговая система имеет 
Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.[9,c.36]
Основное направление 
совершенствования налоговой 
Несмотря на то, что определенные 
подвижки в области отчислений в 
бюджетные фонды происходят, проблема 
их существования в налоговой 
системе республики остается по-прежнему 
острой. Введение целевых фондов не 
должно идти вразрез с общей налоговой 
политикой налоговой 
Поэтому упорядочение бюджетных 
отношений в части 
Один из вариантов налогового реформирования предполагает:
Таблица 3.5 - Уровень изъятия и отчислений в условиях действующей налоговой системы и предлагаемого варианта реформирования
| показатели | в % к ВВП при действующей налоговой системе | в % к ВВП при варианте реформирования | отклонение | 
| НДС | 8,5 | 5,4 | -3,1 | 
| Акцизы | 2,3 | 2,0 | -0,3 | 
| Отчисления в целевые фонды | 6,5 | - | -6,5 | 
| ФСЗ | 11,4 | 8,3 | -3,1 | 
| Налог на прибыль | 4,0 | 4,2 | +0,2 | 
| Подоходный налог | 3,4 | 3,5 | +0,1 | 
| Прочие | 3,6 | 5,0 | +1,4 | 
| Общая сумма всех платежей | 39,7 | 28,4 | -11,3 | 
Источник: [6,c.35]
Основной целью корректировок налоговой системы является достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития). [5,с.6]
Таким образом, в качестве 
основных направлений реформирования 
налоговой системы можно 
Информация о работе Налоговое бремя. Основные функции налогов