Национальное богатсво РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 00:00, реферат

Описание работы

Современная Беларусь – это стабильное государство, занимающее достойное место среди стран Европы и СНГ, сильная и эффективная власть которой работает во имя благосостояния народа. Четкое и последовательное развитие политики государства в соответствии с выбранным курсом позволило достичь высоких темпов экономического роста и укрепить социально-политическую стабильность общества.

Файлы: 1 файл

Современная Беларусь.doc

— 664.50 Кб (Скачать файл)

создание благоприятной бизнес-среды  и организационных структур для привлечения прямых иностранных инвестиций;

освоение новых внешних рынков, выход на стратегический уровень  отношений с динамично развивающимися странами.

Одним из направлений обеспечения внешней сбалансированности является привлечение прямых инвестиций, преимущественно в экспортоориентированные и импортозамещающие производства, что позволит компенсировать вывоз доходов инвесторов и сократить дефицит внешней торговли товарами и услугами.

Для обеспечения притока в страну прямых иностранных инвестиций на чистой основе необходимо осуществить меры по системному улучшению инвестиционного климата и вхождению Беларуси в число 30 передовых стран по качеству среды для ведения бизнеса.

Не менее важная задача – создание условий и стимулирование реинвестирования доходов иностранных инвесторов в экономику Беларуси, что позволит увеличить долю реинвестируемых доходов в общем объеме инвестиционных доходов, начисленных нерезидентам, с 30 процентов не менее чем до 50 процентов.

Обеспечению внешней финансовой сбалансированности будет способствовать реализация схем по перекредитованию внешнего государственного долга (получение новых внешних кредитов, в том числе через размещение евробондов, в целях погашения старых кредитов) либо перевод внешнего государственного долга во внутренний путем размещения валютных займов среди организаций и населения Беларуси. Это позволит пройти пик платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга в 2012–2014 годах, когда они будут составлять значительный процент от бюджетных расходов.

Не менее значимое направление – формирование условий для выхода капиталоемких предприятий на внешние рынки заимствования со сроком не менее 3 лет, прежде всего в целях модернизации производств.

Стратегическими задачами текущего пятилетия  являются рост экспорта товаров и услуг, повышение его эффективности, увеличение рентабельности экспортных поставок, выход на положительное сальдо внешней торговли, совершенствование системы правового и информационного сопровождения внешнеэкономической деятельности.

Реализация поставленных задач  предусматривает повышение эффективности  действующих и создание новых  экспортоориентированных производств, опережающее развитие экспорта услуг  за счет новых видов информационно-коммуникационных, туристических, компьютерных, инжиниринговых, страховых, банковских и финансовых услуг.

В целях продвижения отечественных  товаров и услуг на зарубежные рынки предстоит активизировать работу по участию Республики Беларусь в интеграционных процессах, направленных на укрепление торгово-экономического сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств, Союзного государства, ЕврАзЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства, а также расширению сотрудничества со странами Европейского союза.

Акцент будет сделан на освоение новых, прежде всего растущих, рынков на основе создания механизмов стимулирования и поддержки экспортеров. Продолжится целенаправленная работа по наращиванию доли белорусских товаров на традиционных рынках сбыта на базе создания сборочных производств за рубежом и вхождения экспортоориентированных белорусских предприятий в передовые зарубежные транснациональные структуры, организации логистических и сервисных структур.

Этому также будут способствовать развитие системы кредитования и  страхования экспорта, гармонизация стандартов, сертификации и других нормативных требований к производимой продукции с нормами ЕС/ОЭСР, упрощение таможенных процедур и внедрение новых прогрессивных технологий таможенного администрирования, использование иностранных кредитов и механизмов международной помощи.

Экспорт товаров и  услуг. В текущем пятилетии изменение структуры экспорта будет направлено на увеличение удельного веса инновационной продукции до 25 процентов, в том числе высокотехнологичной – до 14 процентов (при 7,1 процента в 2010 году), машин, оборудования, транспортных средств – 20,3 процента (17,5 процента в 2010 году), доли услуг – не менее чем 20 процентов (15,4 процента в 2010 году) при одновременном снижении доли минеральных продуктов с 28,6 процента до 20–25 процентов.

В этих целях предусматривается  увеличение объемов экспорта металлов и продукции в 1,95 раза, машин и  оборудования – 2,5 раза, транспортных средств – 1,7 раза.

Важная роль в наращивании объемов  экспорта отводится добыче и углублению переработки нефти. Экспорт нефти и нефтепродуктов намечено увеличить за пятилетие до 12 млрд. долларов США. При этом состав экспортной корзины нефтепродуктов будет улучшен за счет увеличения доли легких и средних дистиллятов, дизельного топлива, расширения спектра продуктов нефтехимического синтеза.

В целом топливный ассортимент  предстоит трансформировать в нефтехимический  за счет снижения доли топлива и  повышения удельного веса продуктов  нефтехимического синтеза. В целом  за пятилетие планируется увеличить  объемы экспорта товаров нефтехимии в 2,65 раза.

Предстоит расширить экспорт химических нитей в 2,3 раза, химических волокон – 2,35 раза, прочих химических товаров – 3 раза. Экспорт пластмасс и изделий из них будет увеличен в 2,15 раза, каучука и резиновых изделий в 2,4 раза.

Приоритетным направлением экспортной стратегии является наращивание  объемов сложнотехнической и  наукоемкой продукции. Около 6 млрд. долларов США прироста экспорта предусматривается обеспечить за счет экспорта новых моделей техники с современной бортовой электроникой, а также поставок машинокомплектов для белорусских сборочных производств в зарубежных странах.

Существенно быстрее, чем экспорт  в целом, будут расти экспортные поставки продуктов интеллектуальной собственности – более чем в 3 раза, экспорт фармацевтической продукции – не менее чем в 3,7–4 раза за пятилетие, в том числе лекарственных средств – в 3 раза. Планируется выйти на объемы экспорта биотехнологической продукции около 200 млн. долларов США в год.

Намечено опережающее развитие экспорта товаров, произведенных из местных ресурсов и сырья, вклад которых в общий прирост экспорта товаров должен составить более 35 процентов.

Предполагается увеличение объемов  экспорта сельскохозяйственного сырья  и продуктов питания до 7,2 млрд. долларов США в 2015 году за счет более активного освоения рынков Российской Федерации и Азиатского региона.

Планируется повысить не менее чем  в 2,4 раза объемы экспорта древесины  и изделий из нее, мебели – 3 раза, бумаги, картона и изделий из них – более чем в 3,7 раза.

С учетом наличия собственной сырьевой базы и возрастающих потребностей мирового рынка намечено увеличить к 2016 году экспорт керамических товаров, изделий из стекла, камня, гипса и подобных материалов до 1,4 млрд. долларов США, в том числе керамических изделий – в 2,9 раза по сравнению с 2010 годом, стекла и изделий из него – 3 раза. Намечено нарастить ежегодные экспортные поставки цемента до 1,5 млн. тонн, щебня – до 1–1,1 млн. тонн.

Предусматривается расширение экспорта изделий из кожи и натурального меха в 3,8 раза, текстиля и текстильных изделий – 2,2 раза, обуви – 2,8 раза.

Реализация намеченных мер по наращиванию  экспортного потенциала обеспечит  рост экспорта товаров в 2,1 раза за пятилетие.

Опережающими темпами будет  расти экспорт услуг – в 3 раза за пятилетие. Решение поставленной задачи потребует совершенствования нормативной правовой базы Республики Беларусь в сфере экспорта услуг с учетом международной практики, активизации сотрудничества с международными торгово-экономическими и финансовыми организациями, регулирующими международную торговлю услугами, выработки единого порядка регулирования торговли услугами в рамках Единого экономического пространства и других интеграционных объединений.

Развитие экспорта услуг транспорта будет обеспечено за счет создания совместно с Россией и другими государствами ЕврАзЭС общего транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг, повышения качества и внедрения новых видов транспортных услуг.

Для роста экспорта услуг связи  предстоит активизировать работу по заключению новых соглашений с зарубежными операторами, проведению гибкой тарифной политики и увеличению доли коммерческих услуг почтовой связи, расширению спектра услуг международной связи и увеличению емкости международных каналов электросвязи. Предполагается заключение роуминговых соглашений и запуск в коммерческую эксплуатацию услуг международного роуминга с национальными и региональными операторами сотовой подвижной электросвязи зарубежных государств.

Развитию экспорта строительных услуг  будет способствовать участие белорусских строителей в возведении промышленных и жилых комплексов в России, Туркменистане. Намечено строительство 5 тыс. квартир, фабрики по производству керамических строительных материалов, разработка генеральных планов городов и сельскохозяйственных кооперативов в Венесуэле.

Предстоит создать специализированные организации, продвигающие на мировой  рынок образовательные и медицинские  услуги, а также результаты белорусских  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ в этих областях.

Действенной мерой роста экспорта образовательных услуг является расширение числа высших учебных  заведений, имеющих международные  сертификаты системы менеджмента  качества, позиционирование их в международных  рейтингах высших учебных заведений. Будет упрощена процедура приема для абитуриентов – граждан ЕврАзЭС путем разработки механизма взаимного признания результатов вступительных испытаний в высшие учебные заведения государств – членов ЕврАзЭС. Предусматриваются проработка и подписание с рядом государств, представляющих для Беларуси особый интерес, соглашений о признании документов о высшем образовании.

Увеличение экспорта медицинских  услуг будет обеспечено за счет расширения перечня оказываемых высокотехнологичных  медицинских услуг, создания комфортных условий пребывания иностранных граждан в организациях здравоохранения.

Реализация намеченных мер позволит увеличить за пятилетие экспорт  компьютерных услуг в 6 раз, строительных – 4 раза, туристических, медицинских и образовательных услуг – 3,5 раза.

Важное значение придается снижению импортоемкости экономики. Для этого предусматривается проведение структурных преобразований, направленных на преимущественное развитие производств с низкой импортоемкостью, использующих в основном отечественные ресурсы и компоненты.

Более низкими темпами будет  расти импорт энергетических товаров  за счет снижения энергоемкости производства, замещения импортных энергетических ресурсов отечественными.

Замедление темпов роста импорта  прочих промежуточных товаров будет  обусловлено в основном общим снижением материалоемкости производства и ускоренным развитием производств на местных ресурсах.

Предполагается существенно сократить  импортоемкость производства машин, оборудования и транспортных средств на основе:

создания новых наукоемких и специализированных видов деятельности, для чего будет реализовано 16 инвестиционных экспортоориентированных проектов по базовым направлениям;

ввода производств новых видов  конкурентоспособной оптико-электронной  и лазерной продукции специального назначения;

создания фаблес-компаний по проектированию изделий микро- и наноэлектроники  с привлечением подрядчиков или  использованием сводных производственных мощностей конкурентов для организации  ряда специализированных производств V и VI технологических укладов;

модернизации энергоемких производств (термического, гальванического, литейного и других), оптимизации снабжения сжатым воздухом, установки локальных компрессоров, обеспечивающих сокращение энергоемкости производства.

В целях снижения импортоемкости фармацевтического производства предполагается освоить выпуск 40 новых фармацевтических субстанций. Прогнозируется, что доля импортных лекарственных средств в общем объеме их потребления в республике уменьшится с 77 процентов в 2010 году до 50 процентов в 2015 году.

В условиях наращивания производства продуктов питания импорт продовольственных  товаров за пятилетие увеличится не более чем на 20 процентов. Темпы  роста импорта непродовольственных  товаров будут значительно выше, но с учетом процессов импортозамещения не превысят 143 процентов.

Осуществление мер по снижению импортоемкости, росту экспорта и привлечению  иностранных инвестиций в страну позволит экономике начиная с 2014 года войти в коридор устойчивого  развития, формируемый пороговыми значениями показателей внешнеэкономической деятельности. Прогнозируется выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году – 0,5–0,6 процента к ВВП.

Основными задачами государственной  политики в области международного сотрудничества являются:

обеспечение устойчивого доступа к мировым источникам сырьевых и энергетических ресурсов, мировым рынкам товаров и услуг при отсутствии ценового и иных видов дискриминации по отношению к Беларуси;

равноправие, взаимовыгодность и устойчивость внешнеэкономических связей с зарубежными государствами и интеграционными объединениями;

отсутствие недобросовестной конкуренции  со стороны иностранных государств и монополий, достигаемое средствами государственного регулирования, разумного  протекционизма и импортозамещения;

масштабное взаимовыгодное участие в международном научно-техническом и технологическом сотрудничестве;

доступность зарубежных кредитных  ресурсов, в том числе от международных  финансовых организаций, и увеличение притока иностранных инвестиций в экономику страны;

Информация о работе Национальное богатсво РБ