4. Особенности проявления монопольной 
власти в Республике Беларусь
 
    Истоки  монопольной 
власти в Республике Беларусь 
лежат в структуре хозяйствования 
СССР, где конкуренция считалась 
ненужным дублированием, а централизация 
и укрупнение производства обосновывались 
положительным эффектом масштаба. Поэтому 
прежде, чем перейти к рассмотрению особенностей 
монопольной власти, необходимо обратиться 
к особенностям советского монополизма, 
характерной чертой которого была деформация 
так называемой общественной собственности. 
То есть формальным собственником являлось 
общество в целом, а фактическим - административный 
аппарат. 
 
    При этом национализация 
крупных и мелких промышленных 
предприятий, а также развитие 
крупных коллективных хозяйств 
в аграрном секторе привели 
к тому, что во всех сферах народного хозяйства 
установилась государственная монополия. 
В советский период она проявилась в виде 
монополии административно-командной 
системы, ее органов и штатного аппарата 
на средства производства и результаты 
труда производителя, организацию труда 
и производства, управление им.
 
    Государственный сверхмонополизм 
характеризовался тем, что в 
центре принимались решения, связанные 
с функционированием общественной 
системы в целом. Государство 
распоряжалась ресурсами, внутренней 
и внешней торговлей, определяло плановые 
задания - «контрольные цифры», устанавливало 
«государственные заказы», каждой хозяйственной 
единице диктовало характер и объемы производства, 
посредством лимитов и материально-технического 
снабжения определяло адресаты, объемы 
и источники ресурсов, направления и количество 
реализуемой продукции. 
 
    С помощью централизованного 
планирования государство монополизировало 
рынок, взяв на себя функции 
определения потребительской стоимости 
каждого товара. Рынок подменялся 
субъективным решением группы лиц. Такая 
организация хозяйствования порождала 
командно-бюрократические методы управления. 
Монополия государственной собственности, 
которая определяла и определяет характер 
распоряжения её объектами, присвоения 
созданного на госпредприятиях продукта 
и монопольной прибыли, явилась главной 
причиной отсутствия конкуренции. Таким 
образом, централизованная система создала 
идеальную среду для воспроизводства 
монополизма собственности, монополизма 
управления и технологического монополизма 
предприятий (объединений) [10, c.105-106].
 
    Иными словами белорусский 
народнохозяйственный комплекс 
создавался искусственно. Он был 
включён в систему союзного 
разделения труда и специализировался 
на автомобилестроении, приборостроении, 
станкостроении, тракторостроении, 
химической и деревообрабатывающей промышленности, 
на производстве мяса, молока и птицы. 
Во время существования СССР в Беларуси 
размещались крупные наукоёмкие сложные 
производства, в частности, 39% - производства 
точной оптики, 23% - продукции радиопромышленности, 
100% - большегрузных автомобилей, 30% - электронно-вычислительной 
техники, 10-20% тракторов, мотоциклов, металлообрабатывающих 
станков, промышленных роботов, подшипников. 
После распада СССР производственные 
мощности предприятий указанных подотраслей 
значительно превышали потребности внутреннего 
рынка и порождали монопольное положение 
этих предприятий не только на республиканском 
товарном рынке, но и на рынках стран СНГ           
[5, c.166].
 
    Таким образом, Беларусь 
выступала в качестве сборочно-перерабатывающего 
цеха единой общесоюзной фабрики, причём 
исключительно для потребления и переработки 
продукции в её пределах. В результате 
распад СССР и хозяйственных связей обнажил 
искусственность производственного потенциала 
республики, а также предназначенность 
его для работы  исключительно в интеграционной 
среде [5, c.165].
  Также следует отметить, что 
основным критерием  отнесения 
предприятия к числу  монополистов 
в советский период (впрочем как  
и в настоящее время) считается 
признак единственности производителя 
(продавца) той или иной продукции наряду 
с её долей на конкретном рынке товаров 
и услуг. Многие предприятия республики 
названы монополистами как единственные 
производители определённой продукции 
[5,c.168]. Например, в 1990 году в промышленности 
Беларуси более 40 % предприятий были единственными 
производителями продукции отрасли (Оршанский 
льнокомбинат,  Гомельским химический 
завод, Солигорский «Беларускалий»,  
МТЗ,  ПО «Атлант» и др.)  [2, c.164]. 
 
    Однако  после распада 
СССР провозглашение перехода на рыночные 
отношения отнюдь не уничтожило монопольную 
структуру нашей экономики. Наоборот, 
первые шаги в сторону рыночной экономики 
обнажили ее порочность и сделали недостатки 
очевидными не только для хозяйствующих 
субъектов, но и для всего населения. Данные 
недостатки заключаются в том, что для 
большинства отраслей страны остался 
характерным высокий уровень монополизма.
 
     На  современном этапе 
в Республике Беларусь государственный 
монополизм проявляется прежде 
всего в сфере управления, обуславливая 
монополизм хозяйствующих субъектов как 
в сфере производства, так и в сфере обращения. 
В зависимости от критериев можно выделить: 
по происхождению - естественный и искусственный 
монополизм, по степени влияния - всеобщий, 
абсолютный и т.н. олигополию, по сфере 
влияния – отраслевой и межотраслевой, 
по территориальному признаку - тотальный 
и локальный, по функциональной роли - 
ведомственный, должностной и производственный. 
 
     Уровень монополизации 
белорусской экономики, определяемой 
количеством предприятий, занимающих 
доминирующее положение на рынке, довольно 
высок [см. табл. 3, приложение А]. При этом 
следует отметить, что наблюдается тенденция 
к уменьшению этого показателя, во многом 
благодаря проведению демонополизации 
и попыткам совершенствования конкурентных 
отношений в экономике.
 
       Однако говоря 
об особенностях проявления монополизма 
в Республике Беларусь, следует 
отметить, что речь не идёт 
о классических монополиях.                                               
 
     Во-первых, монополизм 
многих предприятий не является 
естественным - они занимают доминирующее 
положение на рынке лишь вследствие 
того, что в советские времена 
были созданы как крупные предприятия, 
а в условиях рынка, вероятно, 
не стали бы монополистами. 
 
     Во-вторых, значительное 
количество крупных предприятий 
не показывают высокой эффективности 
хозяйственной деятельности. Устаревшие 
технологии, высокая степень износа 
оборудования, отсутствие финансовых 
средств для дальнейшего развития 
- всё это ставит под сомнение 
способность данных предприятий сохранить 
за собой доминирующее положение на рынке 
без государственного содействия [5, c.180]. 
 
    В Беларуси выделяют 
следующие уровни концентрации 
производства (для оценки используются 
коэффициент концентрации CR3 и индекс 
Херфиндаля-Хиршмана)[5, c.171]:
 
1) Нормальная  концентрация, или 
неконцентрированный  рынок: 
 
    CR3<45%; ИХХ<1000
 
2) Средняя степень концентрации, 
или умеренно концентрированный 
рынок:
 
    45%<CR3<70%; ИХХ<1000
 
3) Высокая степень концентрации, 
или слабая конкурентная среда:
 
    CR3>70%; ИХХ>1800
 
    В республике доминирует 
высокий уровень концентрации 
производства – CR3>70%.
 
    Согласно нормативным 
документам антимонопольных органов 
Беларуси, в экономике республики 
выделяют следующие «рыночные модели»[5, 
c.171-172]:
 
1)   деконцентрированные отрасли 
(розничная торговля) и рынки (строительных 
материалов, товаров лёгкой промышленности, 
банковских и страховых услуг);
 
2)   олигополии, представленные 
несколькими крупными предприятиями, 
занимающими доминирующее положение в 
производстве и реализации (например, 
телевизоров, цемента, часов и др.);
 
3)   локальные монополии в 
масштабах региональных товарных 
рынков (например, монополизм предприятий, 
перерабатывающих сельскохозяйственную 
продукцию, предприятий торговли и бытового 
обслуживания в отдельных населённых 
пунктах, естественных локальных монополий 
в системе водо-, газо-, тепло-, электроснабжения 
и др.).
 
    Необходимо  также отметить, 
что экономическая ситуация в 
Беларуси характеризуется высокой 
степенью влияния на рыночные процессы 
государства, владеющего значительной 
долей собственности в стране, и прежде 
всего это касается крупных предприятий. 
Кроме того, некоторые государственные 
органы часто поддерживают монополистов. 
Им легче договориться с монопольными 
производителями (особенно если они имеют 
государственную форму собственности), 
чем с монопольными негосударственными 
предприятиями, действующими на более 
конкурентных основах. Их проще склонить 
к продаже части своей продукции «по социально 
низким ценам» в обмен на государственные 
дотации или же на разрешение  устанавливать 
монопольно высокие цены на товары, не 
относящиеся к социально необходимым. 
 
    Повышение степени монополизации 
экономики  позволяет государству 
перераспределить доходы одних субъектов 
хозяйствования в пользу других с использованием 
так называемой ценовой дискриминации 
путём назначения разных цен на один и 
тот же товар разным покупателям. Кстати, 
ценовая дискриминация антимонопольным 
законодательством во многих развитых 
странах запрещена, а в Беларуси она поощряется.
 
    Кроме этого, местные 
монополисты, как правило, заинтересованы 
в завышении курса белорусского 
рубля по отношению к твёрдым 
валютам. И для достижения своих 
целей они часто используют 
методы экономического и социально-политического 
шантажа.
 
    Экономический шантаж 
– это требование предоставить 
те или иные преференции. В 
противном случае руководители 
предприятий не смогут платить 
налоги в обычном размере. Например, 
в 1998 году светлогорское объединение 
«Химволокно», гродненское ПО «Азот», 
ПО «Беларуськалий» и ряд других были 
освобождены от обязательной продажи 
государству 40% валютной выручки по заниженному 
курсу. При этом умалчивалось, что в случае 
допуска на рынок конкурентов недобранные 
с этих хозяйствующих субъектов отчисления 
были бы получены с предприятий-конкурентов. 
В то же время предпринимательские структуры 
из-за таких платежей теряли до 30% своих 
доходов.
 
    Примером  социально-политического 
шантажа можно считать угрозу 
массовых увольнений в случае, если 
органами государственной власти не будут 
приняты к исполнению требования коллектива. 
 
    Таким образом, крупнейшие 
предприятия сейчас имеют достаточно 
эффективные способы воздействия 
на правительство для получения 
дешёвых кредитов, налоговых льгот, 
ограничения доступа в страну иностранных 
конкурентов.
 
       Как результат, 
высокая степень монополизации 
экономики препятствует возможности 
объективной оценки эффективности 
хозяйствования предприятий и 
страны в целом. В итоге отечественные 
товары становятся менее конкурентоспособными, 
а размер валютных поступлений ниже.
 
    Для регулирования деятельности 
монопольных  организаций был 
принят ряд мер, направленных 
на демонополизацию экономики. 
К слову, понятие «демонополизация» 
в западной литературе почти 
не используются (применяется антимонопольное 
или антитрестовское регулирование). У 
нас оно вошло в оборот после 1990 г. И трактуется 
как политика государства, направленная 
против злоупотреблений доминирующим 
положением субъектов на рынке, на создание 
необходимых предпосылок для возникновения 
и развития конкуренции. Эта политика 
носит многоплановый характер и рассматривается 
как путь к экономической свободе [11, c.55].
 
    Демонополизация экономики 
предполагает, что предприятия  
могут свободно реализовывать свою 
продукцию любому нуждающемуся в ней потребителю, 
а потребитель имеет возможность выбора 
поставщика продукции [10, c. 109].
 
    Становление антимонопольного 
регулирования в  Беларуси 
происходит в неопределенных, непредсказуемых 
условиях, традиционно  не предусмотренных, 
при отсутствии рыночной конкурентной 
среды, при тотальном хроническом дефиците 
и углубляющемся экономическом кризисе.
 
    Необходимость его обусловили:
 
1) высокий уровень концентрации 
и слабая диверсификация производства;
 
2)   преобладание крупных чистых 
монополий - единственных производителей;
 
3) формирование квазирыночных структур;
 
4) усиление  злоупотреблений доминирующим 
положением  на рынке со стороны 
отдельных хозяйствующих субъектов, 
чему способствовали распад 
хозяйственных связей в рамках бывшего 
СССР, расстройство финансовой и денежно-кредитной 
систем, сокращение объемов производства, 
стагнация в инвестиционной сфере, потеря 
управляемости экономикой, отсутствие 
четкой классификации видов монополий. 
 
     В Республике Беларусь 
предприятие признаётся занимающим доминирующее 
положение на рынке определённого товара, 
если:
 
1) его доля продаж превышает 
некоторую величину, установленную 
уполномоченным республиканским 
органом государственного управления 
(за исключением случаев государственной 
и естественной монополии); 
 
2) если уполномоченным республиканским 
органом государственного управления 
на основе анализа доли хозяйствующего 
субъекта на товарном рынке 
и возможностей доступа на 
этот рынок новых конкурентов 
(или иных критериев, характеризующих 
товарный рынок) будет установлено, что 
положение хозяйствующего субъекта является 
доминирующим. 
 
     Начало  государственной 
политики в области  антимонопольного 
регулирования положено принятием 
в декабре 1992 г. первого 
в истории республики антимонопольного 
закона "О противодействии монополистической 
деятельности и развитии конкуренции", 
вступившего в силу 1 марта 1993 года. Проведение 
последовательной антимонопольной политики 
стало одной из постоянных функций государственного 
управления. 
 
     Антимонопольная политика 
в Республике Беларусь направлена:
 
1) на формирование конкурентных 
отношений в сфере производства 
и обращения товаров и услуг 
путем ограничения, пресечения 
и предупреждения монополистической 
деятельности хозяйствующих субъектов;