Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 02:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и применение на практике основных методов маркетингового исследования.
    Цель  данной курсовой работы предполагает решение следующих задач:
Теоретический анализ инструментов полевого исследования рынков (экономических явлений): опрос, наблюдение, эксперимент
Кабинетное исследование рынка (сбор информации о географическом рынке, на который фирма собирается вывести товар)
Исследование конкурентоспособности услуги методом «Таинственный покупатель»
Ценовое исследование по товару
Санкт-Петербургский государственный университет
Экономический факультет
Кафедра 
экономики исследований и разработок 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа по дисциплине «Методология экономической науки»
по теме 
«Методы полевого исследования рынка 
(на примере сетей чайной розничной 
торговли в Санкт-Петербурге)» 
 
 
 
 
Научный руководитель
проф. Николай 
Николаевич Молчанов  
Допуск к защите _________ ______________
Дата Подпись руководителя
 
Работа 
защищена _________ ___________________
                              
 
 
Индивидуальная часть работы выполнена
студенткой 2 курса
специальности 080502 - «Управление инновациями»
Овчаровой 
Ольгой 
 
Коллективная часть работы выполнена
студентами 2 курса
специальности 080502 - «Управление инновациями»
Евстратчик Татьяной
Ефимовой Таисией
Овчаровой Ольгой
Остапенко Марией
Чугаевым 
Владиславом 
 
 
 
Санкт-Петербург
2011
 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
    Введение 
Одним из важнейших факторов успеха фирмы на рынке являются маркетинговые исследования.
Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности.
Знание рынка и рыночных процессов позволяет руководству фирмы принимать правильные управленческие решения, которые повышают конкурентоспособность фирмы на рынке. Таким образом, целью маркетингового исследования является создание информационно – аналитической базы для принятия маркетинговых решений и тем самым снижение уровень неопределенности, связанной с ними.
Маркетинговые исследования направлены на сбор и анализ информации о покупателях, их предпочтениях и мотивации, о конкурентах и их продукции, о поставщиках и предоставляемых ими услугах, о рыночной конъюнктуре в целом.
Непосредственно сама маркетинговая информация представляет собой цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности. При этом выделяют первичную и вторичную маркетинговую информацию. Первичная информация собирается для конкретных маркетинговых потребностей фирмы. Вторичная информация – это уже существующая информация, собираемая для различных целей, но используемая для конкретных маркетинговых потребностей фирмы.
В настоящее время разработаны различные методы маркетинговых исследований. Выбор метода исследования осуществляется в соответствии с конкретными целями маркетингового исследования и спецификой информации, необходимой фирме.
Целью данной курсовой работы является изучение и применение на практике основных методов маркетингового исследования.
Цель данной курсовой работы предполагает решение следующих задач:
 
1. Методы исследования
Существует три основных способа сбора первичных данных: наблюдение, эксперимент и опрос.
Наблюдение – метод получения первичных данных для маркетингового исследования, при котором специальные агенты наблюдают за поведением потенциальных и реальных покупателей, конкурентов или других лиц. [4, C. 869]
Наблюдение в маркетинговых исследованиях представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями, при этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования. [2, C. 161]
Наблюдение представляет собой аналитический метод, с помощью которого изучают и фиксируют настоящее поведение и результат прошлого поведения часто в реальных ситуациях. [7, C. 82]
Наблюдение как метод исследования предполагает непосредственное наблюдение исследователем за людьми и обстановкой [5, C. 100]
    Маркетинговое 
наблюдение – процесс сбора данных, 
характеризующих какой-либо рыночный 
процесс или явление и предназначенный 
для удовлетворения информационно-аналитических 
потребностей маркетинга. [1, C. 42] 
    Рабочее 
определение: наблюдение – метод получения 
первичной маркетинговой информации, 
который заключается в непосредственном 
наблюдении за изучаемым объектом или 
явлением и регистрации полученных результатов. 
Таблица 1 – Классификация наблюдения как метода маркетингового исследования
| Классификационный признак | Деления классификации | ||
| По масштабам наблюдения | сплошные | выборочные | |
| По времени проведения | единовременные | непрерывные | систематические | 
| Степень 
  участия исследователя в | скрытые | открытые | |
| В зависимости от условий исследования | лабораторные | полевые | |
| В зависимости от используемых инструментов и процедур | стандартизированное | нестандартизированное | |
| В зависимости от исследуемого материала | прямое | непрямое | |
| Наличие плана исследования | структурированное | неструктурированное | |
    Пример. 
В одном из магазинов плохо продавался 
крем от морщин для женщин пожилого возраста. 
Было организовано исследование, которое 
проводилось в форме наблюдения за тем, 
как ведут себя покупатели. Наблюдение 
за несколько дней позволило выявить одну 
из главных причин: серьезные недостатки 
выкладки кремов на прилавках. Полка с 
кремом находилась внизу стеллажа, где 
его либо не замечали, либо достать его 
требовало некоторых физических усилий 
для женщин. [6, C. 281] 
Другой способ сбора данных ― эксперимент.
Под экспериментальными исследованиями понимается сбор первичной информации путем выбора однотипных групп обследуемых, выдачи им разных заданий, контроля за факторами, которые влияют на результаты, и сравнения различий в групповых реакциях. Например, по выявлению реакции на различные цены. Экспериментом называется манипулирование независимыми переменными с целью определения степени их влияния на зависимые переменные при сохранении контроля за влиянием других, не изучаемых параметров. Независимые переменные могут меняться по усмотрению экспериментатора (цены, затраты на рекламу и т.п.), в то время как зависимые переменные практически не находятся в сфере его непосредственного управления (объем продаж, показатель рыночной доли). [2, C. 133]
Эксперимент – наиболее строгий с научной точки зрения метод маркетингового исследования; обычно проводится в случаях, когда необходимо установить причинно-следственные связи и «отработать» модель поведения рынка при определенных маркетинговых воздействиях. [4, C. 879]
Эксперимент – это такой тип исследования, когда в контролируемых условиях изменяются один или несколько факторов (например, какой-либо элемент маркетинга – от конструкции упаковки до средств рекламы), все остальные остаются неизменными. [7, C. 82)
Экспериментальное исследование предусматривает проверку гипотезы о наличии какой-то причинно-следственной связи между параметрами рынка и параметрами продукции фирмы. [5, C. 96]
Эксперимент – исследование, устанавливающее влияние изменения одной (или нескольких) независимой переменной на одну (или несколько) зависимую переменную. [3, C. 165]
    Рабочее 
определение: эксперимент – метод сбора 
первичной маркетинговой информации, 
который заключается в изменении одного 
или нескольких факторов (например, цена, 
упаковка, реклама) при фиксации остальных 
с целью выявления причинно-следственных 
связей между данными факторами и рыночными 
явлениями. 
Таблица 2 – Классификация эксперимента как метода маркетингового исследования
| Классификационный признак | Деления классификации | |||
| Условия проведения | лабораторные | полевые (естественные) | ||
| По рынку | Стандартное тестирование | Контролируемое тестирование | Электронное тестирование | Имитационное тестирование | 
| По предмету исследования | Спрос | Привычки | Отношение | Характер пользования | 
    Пример. 
Было проведено тестирование влияния 
уровней рекламы и цен на объем продаж 
нового продукта питания в США. В четырех 
городах использовалась выборка, включающая 
30 магазинов. В двух городах проводилась 
очень интенсивная реклама, по объему 
превышающая в два раза рекламу, проводимую 
в двух других городах. Кроме того, все 
30 магазинов были разбиты на три панели 
по 10 магазинов. При этом учитывались размеры 
магазинов, их местоположение в городе 
и другие факторы. Для каждой панели использовался 
свой уровень цен: базовая цена ниже 50 
центов, цена на 10 центов выше базовой 
и цена на 20 центов выше базовой. Тестирование 
проводилось в течение 6 месяцев. Каждый 
месяц в каждом магазине фиксировался 
объем продаж. Было установлено (рис. 4.2), 
что более высокий уровень рекламы является 
более эффективным при использовании 
базовой цены и не оказывает влияния на 
объем продаж при использовании самой 
высокой цены. До проведения эксперимента 
была принята гипотеза, согласно которой 
при продаже пива по всей стране целесообразно 
использовать две стратегии: сочетание 
высоких затрат на рекламу с высокой ценой 
и — низких затрат на рекламу с низкой 
ценой. Предполагалось, что высокие цены 
покроют дополнительные затраты на рекламу. 
Тестирование рынка показало, что надо 
придерживаться другой стратегии, а именно: 
низкая цена — высокие затраты на рекламу. 
Из результатов эксперимента также вытекало, 
что проведение тестирования рынка при 
варьировании только одной переменной 
— затрат на рекламу или цены — дало бы 
неверные результаты. [2, C. 135] 
Опрос является наиболее распространенным методом сбора маркетинговой информации.
Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. [2, C. 176]
Опрос – метод сбора первичной информации; его сущность заключается в том, что с помощью специальных средств или непосредственно опрашиваются потенциальные потребители на предмет интересующего исследователя вопроса. [5, C. 101]
Опрос – систематический сбор информации от опрашиваемых лиц, посредством контактов с ними лично, по телефону или по почте. [7, C. 79]
Опросом называется процесс выявления мнений и определения действий опрашиваемых, основанный на принципе «вопрос – ответ». [1, C. 61,312]
    Опрос 
– метод сбора первичной информации в 
исследовании, предусматривающий, во-первых, 
устное или письменное обращение исследователя 
к определенной совокупности людей (респондентов) 
с вопросами, содержание которых представляет 
изучаемую проблему, и, во-вторых, регистрацию 
и статистическую обработку полученных 
ответов, а также их интерпретацию. [6, C. 
176]