Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:01, реферат
Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного  потребления. 
Потребители резко отличаются друг от друга возрастом, уровнем доходов и образования, склонностью к переездам и вкусами. Деятели рынка сочли целесообразным обособить различные группы потребителей и создавать товары и услуги, специально рассчитанные на удовлетворение нужд этих групп. Если сегмент рынка оказывается достаточно большим, некоторые фирмы могут разработать отдельные маркетинговые программы для обслуживания этого сегмента.
Введение
Программа исследования и его основные этапы
Качественные и количественные методы маркетинговых исследований потребительского поведения
Методы исследования потребительской мотивации
Список использованных источников
Содержание 
Введение
Потребительский 
рынок - отдельные лица и домохозяйства, 
покупающие или приобретающие иным 
способом товары и услуги для личного 
потребления. 
Потребители резко отличаются друг от 
друга возрастом, уровнем доходов и образования, 
склонностью к переездам и вкусами. Деятели 
рынка сочли целесообразным обособить 
различные группы потребителей и создавать 
товары и услуги, специально рассчитанные 
на удовлетворение нужд этих групп. Если 
сегмент рынка оказывается достаточно 
большим, некоторые фирмы могут разработать 
отдельные маркетинговые программы для 
обслуживания этого сегмента. 
Модель покупательского поведения 
В прошлом деятели рынка учились понимать 
своих потребителей в процессе повседневного 
торгового общения с ними. Однако рост 
размеров фирмы и рынка лишил многих распорядителей 
маркетинга непосредственных контактов 
с клиентами. Управляющим приходиться 
все чаще прибегать к исследованию потребителей. 
Они тратят больше, чем когда-либо раньше, 
на изучение потребителей, пытаясь выяснить, 
кто именно покупает, когда именно покупает, 
где именно покупает и почему именно покупает. 
Основной вопрос как именно реагируют 
потребители на разные побудительные 
приемы маркетинга, которые фирма может 
применить? Фирма, по-настоящему разобравшаяся 
в том, как реагируют потребители на различные 
характеристики товара, цены, рекламные 
аргументы и т.п., будет иметь огромное 
преимущество перед конкурентами. Именно 
поэтому и фирмы и научные работники тратят 
так много усилий на исследование зависимостей 
между побудительными факторами маркетинга 
и отменной реакцией потребителей. 
1. 
Программа исследования 
и его основные 
этапы 
Основным объектом маркетинговых исследований выступают индивидуальные потребители, приобретающие товары и услуги для личного или семейного пользования. Содержание маркетинговых исследований определяется товарной структурой и типом рынка. Предприятия, производящие потребительские товары, как правило, больше внимания уделяют изучению потребительских предпочтений, возможностей сбыта и реакции потребителей на новые товары, эффективности рекламных обращений.
Прежде чем определить конкретные методы проведения исследования, маркетологу необходимо составить его программу, определить содержание всех этапов исследования:
Определение проблемы и целей исследования:
определение потребности в проведении исследования;
выявление проблемы;
формулирование целей.
Разработка плана исследования:
выбор методов проведения исследования;
определение характера требуемой информации;
определение источников получения информации;
выбор методов сбора данных;
разработка форм для сбора данных (анкет, опросных листов);
разработка выборочного плана и определение объема выборки.
Реализация плана исследования:
сбор данных;
анализ данных (методы обработки и анализа).
Интерпретация полученных результатов:
разработка выводов и рекомендаций;
оформление результатов исследования.
Можно выделить 
также следующие важнейшие 
Концептуализация. На этом этапе определяются цели и задачи проведения исследования и вырабатываются рабочие гипотезы. Гипотезой называется любое утверждение относительно качеств или характеристик изучаемого явления (предмета исследования), а также утверждения о наличии либо отсутствии положительной связи (корреляции) между характеристиками изучаемых объектов и явлений, например — полом, возрастом, образованием, доходом потребителя и объемом потребления товара или услуги.
Согласование. На этом этапе осуществляется согласование стоящих перед фирмой исследовательских проблем и способов их решения. Определяются методы проведения исследования, его основные параметры, сроки и ресурсы, необходимые для решения стоящих перед исследователями задач.
Формализация. Составляется договор о проведении исследования (если исследование осуществляет внешняя организация) или издается распоряжение вышестоящего руководителя (при проведении внутренних исследований), в котором фиксируются цели и задачи исследования, методы, параметры и сроки его проведения, порядок денежных расчетов между сторонами и прочие условия.
Подготовка. Составляется анкета (если это необходимо), она тестируется (пилотаж), собирается команда интервьюеров, с ними проводится инструктаж, а если это необходимо — специальный тренинг. Подготавливаются бланки и специальные формы. Вносятся коррективы в анкету (при необходимости) и в план выборки. Утверждаются процедуры съема информации. Подготавливаются, если это необходимо, раздаточные материалы, специальное оборудование, аудио- и видеоаппаратура.
Поле. Производится собственно опрос респондентов (экспертов), фокусирование в группе, сбор вторичной информации и т. п. Параллельно структурами исполнителя или заказчика контролируется правильность действий интервьюеров и соответствие этих действий согласованным процедурам. Осуществляется выборочная перепроверка полученной информации.
Кодировка. Собранная информация кодируется и вносится в базу данных исследования в одном из стандартных форматов (пакетов) для анализа статистических данных, например Excel, SPSS, IMS, DASolution и т. д.
Обработка. Включает, 
во-первых, простой статистический 
подсчет распределения 
Анализ. На этом этапе полученные данные и взаимосвязи должны получить логическую (социологическую, экономическую, маркетинговую) интерпретацию. Существующие гипотезы подтверждаются или опровергаются. Появляются новые гипотезы, выводы, рекомендации.
Отчет и подведение итогов. Руководству компании или заказчику в форме письменного отчета, а также устного доклада излагается информация о проведенном исследовании, достижении поставленных целей и задач.
В зависимости от поставленных целей, содержания необходимой информации и способов ее сбора в маркетинге различают полевые (первичные) и кабинетные (вторичные) исследования. Если для решения проблемы достаточно проанализировать собранный эмпирический материал, речь идет о кабинетном исследовании. При необходимости самостоятельно собирать новые данные используют полевые исследования. Выделяют также количественные и качественные методы исследования потребительского поведения.
2. 
Качественные и 
количественные методы 
маркетинговых исследований 
потребительского 
поведения 
Качественные методы маркетинговых исследований направлены на изучение взглядов, отношений, мнений и интересов потребителей. Качественные методы позволяют исследователю разобраться в сложной и многообразной природе действий покупателей. Данные качественного характера собираются для того, чтобы больше узнать о тех вещах, которые напрямую измерить или наблюдать не представляется возможным.
Основное положение, на котором базируются качественные методы исследований, состоит в том, что респонденты проявляют более свободные реакции на нечеткие стимулы. Глубинные мотивы, эмоции, потребности, взгляды и ценности проявляются тем ярче, чем менее формализован стимул. Другими словами, общие вопросы, поставленные в форме темы к обсуждению, предлагают гораздо более широкий диапазон альтернатив по сравнению с формальным опросом.
Качественные методы являются менее структурированными, взаимодействие с респондентом получается более длительным и гибким, а полученные данные являются более полными и глубокими по содержанию, что означает увеличение вероятности получения нового понимания и новых идей. Число респондентов невелико, их группа является лишь частично репрезентативной по отношению к изучаемой совокупности, что делает качественные методы лишь прелюдией, но не заменой тщательно структурированного и полномасштабного количественного исследования.
К качественным методам относят наблюдение, интервью, работу с экспертами, фокусирование в группе, тестирование.
Наблюдением называется 
непосредственный визуальный либо с 
применением средств 
С помощью наблюдения можно:
- определить 
приблизительную частоту 
- определить 
приблизительное количество 
- классифицировать приблизительный состав участников какого-либо мероприятия по полу и возрасту;
- дать субъективную оценку атмосфере, в которой проходит какой-либо процесс, явление, событие;
- определить 
приблизительно 
Интервью — формализованная, направляемая исследователем (интервьюером) в соответствии с заранее подготовленным сценарием, беседа с респондентом, сфокусированная на теме, интересующей исследователя.
Участниками исследования, проводимого с помощью метода глубинного интервьюирования, могут быть:
потребители, покупатели какого-либо товара или услуги;
посетители магазина, банка, кинотеатра, офиса, выставки и т. д.;
потенциальные потребители какого-либо товара или услуги, мужчины или женщины, представители определенной возрастной, доходной или социальной группы;
сотрудники компании: 
рядовые специалисты или 
специалисты в какой-либо предметной области, чье мнение по теме исследования может быть особенно ценным.
Фокус-группа — это объединенная по некоторым критериям малая группа (обычно 8-12 человек), внимание и интеллектуальные усилия которой временно сконцентрированы исследователем на определенной теме. За- 132 дачи фокусирования состоят не только в том, чтобы получить более глубокую информацию качественного характера от каждого из участников, но и в том, чтобы в ходе обсуждения выявить различные точки зрения и обозначить вариативность мнений, поведения и отношений. Мнения участников в процессе дискуссии могут меняться, но задача выработки единого решения, общей позиции, как правило, не ставится.
Фокус-группа может состоять из реальных или потенциальных потребителей товара, представителей определенной социально-демографической группы, «лидеров мнений» или экспертов.
Количественные методы исследований нацелены на получение информации о большом числе объектов исследования: покупателей, потребителей, предприятий. Главной задачей количественных исследований является получение численной оценки изучаемой темы. Такие исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные количественные данные.
В основе количественных методов исследований всегда лежат строгие статистические модели, используются большие выборки. Это позволяет не просто получить мнения и предположения, а выяснить точные количественные значения изучаемых показателей. То есть результаты количественных исследований статистически достоверны, их можно экстраполировать на всю изучаемую совокупность. Исследования с использованием количественных методов — это основной инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы при помощи качественных методов. К количественным методам относят эксперимент, массовый опрос (анкетирование), мониторинг.
Информация о работе Методы исследования потребительского поведения