Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 08:43, курсовая работа
Цель данной работы: изучение метода полевых маркетинговых исследований – наблюдение.
Задачи:
    изучить формы наблюдений
    изучить классификацию методов наблюдений;
    рассмотреть структуру процесса наблюдения;
    рассмотреть форму для регистрации наблюдений.
Введение
Предприятие в современном 
мире может добиться успеха лишь в 
том случае, когда оно не игнорирует 
запросы потребителей. Для повышения 
эффективности требуется 
Маркетинг занимается исследованием поведения потребителя, которое включает его потребности и требования. Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа, внутренней и внешней текущей информации является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга.
Проведение каждого 
Наблюдение в маркетинговых 
исследованиях представляет собой 
метод сбора первичной 
Основу качественных исследований составляют методы наблюдений, предполагающие скорее наблюдение, чем коммуникации с респондентами. Большинство этих методов основано на подходах, разработанных психологами.
Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.
В разных ситуациях для исследования требуются разные виды наблюдения.
Цель данной работы: изучение метода полевых маркетинговых исследований – наблюдение.
Задачи:
1. Метод наблюдения в маркетинговых исследованиях.
1.1 Формы наблюдений.
Обыденное наблюдение – это непроизвольная деятельность людей, связанная с получением информации о мире, способ познания мира (для философов наблюдение – это начальный этап процесса познания: от восприятия и наблюдения – к описанию, предположению, его обоснованию и проверке).
Научное наблюдение отличается от обыденного своей целенаправленностью (намерением получить специфическую информацию для поставленных целей исследования), системностью, планомерностью и наличием процедуры контроля. Однако термин «наблюдение» еще не стал однозначным. В некоторых социальных науках (социологии, статистике, демографии) под наблюдением понимается любая процедура полевого исследования (в том числе опрос), т. е. любая процедура, не связанная с получением данных из вторичных источников.
Назначение наблюдения:
В случаях, когда наблюдение 
выступает как самостоятельный 
метод сбора первичной 
Требуемые условия для проведения наблюдения:
Короткий отрезок времени, чтобы изменения в окружающей обстановке не повлияли на изучаемое поведение, явление.
Наиболее значимые характеристики условия и ситуаций, в которых осуществляется наблюдение, также должны фиксироваться.
Наблюдаемые процессы должны быть по своей природе доступны для наблюдения, и происходить на публике (открытое поведение). Например, в магазине, на улице, в офисе.
С помощью наблюдения можно исследовать не только поведение покупателей в магазине, персонала, предоставляющего услуги потребителям, но и другие процессы. Например, как люди используют те или иные товары (укладывают прическу, готовят завтрак, подстригают газоны и т. д.).
Результаты могут быть использованы для создания новых модификаций товаров, улучшения сервиса, системы распределения и продвижения (новые темы для рекламных кампаний).
Наблюдение является достаточно гибким методом сбора информации, так как может осуществляться исследователями в различных формах.
Для группировки различных 
вариантов осуществления 
Выяснить степень разнообразия форм наблюдения позволяет таблица 1.
Необходимость контролировать 
внешние условия проведения наблюдения 
определяет вариант формы наблюдения 
в соответствии с характером окружающей 
обстановки. Лабораторные наблюдения 
позволяют исследователям полностью 
контролировать условия проведения 
исследования, а также предоставляют 
больше возможностей для использования 
специальной аппаратуры. Создавая наиболее 
благоприятные условия для 
Поэтому проведение исследования 
в полевых условиях может оказаться 
более целесообразным, преимуществом 
в этом случае является естественность 
наблюдаемого поведения. К сожалению, 
полевые наблюдения имеют серьезный 
недостаток — на участников исследования 
могут оказывать воздействие 
различные внешние факторы, в 
том числе случайного характера, 
не имеющие к изучаемому процессу 
прямого отношения. Например, в какой-то 
момент может не оказаться в торговом 
зале самого товара, в отношении 
которого изучается поведение 
В зависимости от места исследователя в наблюдаемом процессе можно выделить несколько градаций степени «включенности» наблюдателя.
Максимальная степень 
участия наблюдателя в 
Наблюдение, осуществляемое наблюдателем со стороны без участия в наблюдаемом процессе, называется невключенным. В этом случае наблюдатель находится на некотором удалении от объекта наблюдения, что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать сторонние факторы, на него влияющие.
Таблица 1. Формы проведения наблюдений.
| Классификационный признак | Формы наблюдения | 
| Характер окружающей обстановки | Полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации | 
| Лабораторное наблюдение — проводят в искусственно созданных условиях, это позволяет сохранять стабильность обстановки, в условиях которой происходит исследование | |
| Лабораторно-полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, но с отдельными ограничениями, снимающими недостатки как лабораторного, так и полевого наблюдения. | |
| Место исследователя в изучаемом процессе (указываются полярные формы, однако на практике могут использоваться переходные варианты) | Наблюдения с непосредственным 
  участием исследователя (включенное наблюдение) 
  — наблюдатель сам участвует 
  в ситуации, он одновременно сам 
  влияет на ситуацию и, в свою очередь, 
  подвергается ее влиянию. Такая форма 
  позволяет скорректировать  | 
| Наблюдение осуществляется наблюдателем со стороны без участия в наблюдаемом процессе (невключенное наблюдение) — наблюдатель находится на некотором удалении от объекта наблюдения, что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать сторонние факторы, на него влияющие. | 
Продолжение таблицы 1.
| Классификационный признак | Формы наблюдения | 
| Способ восприятия объекта наблюдения | Персональное наблюдение 
  — наблюдаемые события  | 
| Степень стандартизации наблюдения | Неперсональное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются с помощью приборов, что позволяет снизить субъективность восприятия событий. Структурированное (контролируемое) наблюдение — в этом случае используются бланки наблюдения с четко заданной структурой фиксируемых элементов (аспектов) процесса или ситуации, остальные элементы поведения игнорируются. | 
| Степень открытости процесса наблюдения | Свободное (неструктурированное) наблюдение — осуществляется наблюдение всех элементов поведения без заранее заданной схемы. | 
| Открытое наблюдение — наблюдаемым известно о проводящемся наблюдении, исследователи заранее предупреждают их об этом. | |
| Скрытое наблюдение — наблюдаемым не известно о проводимом исследовании. | |
| Характер наблюдаемых событий | Прямое наблюдение — наблюдение проводится непосредственно за поведением. | 
| Непрямое (косвенное) наблюдение — наблюдение проводится за результатами поведения. | 
Информация о работе Метод маркетинговых исследований - наблюдение