Мерчандайзинг - merchandising (англ.) - маркетинг в стенах магазина; 
искусство торговать
 
Продукцию можно рекламировать 
двадцать четыре часа в сутки - на улицах, 
по телевидению, в Интернете. Однако 
реклама не более чем провоцирует 
процесс покупки.  До 80% покупателей принимают 
решение о покупке непосредственно в магазине
Основной  задачей 
мерчандайзера становится представление 
товара в точке продаж так, чтобы 
покупатель его лучше видел и 
купил.
 
Задачи мерчандайзинга:
  - Управление сбытом (эффективное представление товаров в магазине, привлечение внимания потребителей к новым товарам и специальным предложениям)
- Поддержание конкурентоспособности предприятия (обеспечение более полного удовлетворения потребностей покупателей, закрепление в сознании покупателей отличительного образа магазина и ассортимента товаров, создание обстановки, в которой посетители получали бы удовольствие от процесса совершения покупок)
- Совершенствование рекламно-коммуникационной политики (разработка программы маркетинговых коммуникаций, обеспечение покупателей необходимой информацией, совершенствование видов и способов применения рекламы)
- Совершенствование торгово-технологических процессов в магазине (более эффективное использование торговых площадей, обеспечение доступности товаров для покупателей в процессе выбора без участия продавцов-консультантов, сокращение периода адаптации покупателей в торговом зале)
 
  - Выкладка товаров является одним из основных элементов системы мерчандайзинга. Очень часто внедрение мерчандайзинга начинают именно с контроля и анализа выкладки товара. Мерчандайзинг продукции так же важен, как разработка бренда  товара, наружная реклама или проведение рекламных акций.
 
  - Планограмма – это схема, по которой расставляется ассортимент торговой марки. Безусловно, у всех организаций подобные карты выкладки различаются, но все они основаны на общих принципах.
 
  - Ассортиментная матрица — это полный перечень всех товарных позиций, утвержденных для продажи в конкретном магазине на определенный период времени с учетом требований ассортиментной политики компании и особенностей формата и расположения магазина.
 
 
     Ассортиментный минимум — перечень товарных позиций, которые 
должны постоянно присутствовать в конкретном 
магазине (или во всех магазинах сети) 
в любой период времени независимо от 
сезона. Это — ядро ассортимента, его основа. 
Он справедлив для всех магазинов сети. 
Товары, входящие в ассортиментный минимум, 
должны контролироваться мерчандайзерами 
постоянно. Наличие дефицита по этим товарам 
недопустимо.
 
Мерчандайзинг 
базируется на четырех основных компонентах 
маркетинга (правило четырех P)
 
- Объем запаса товара 
должен обеспечивать уровень 
запаса, который в 1,5 раза превышает 
предполагаемые продажи за период 
до следующей  поставки.
- Продукция, фирменное торговое 
оборудование, полки и рекламные                    
материалы должны содержаться в  чистоте 
и неповрежденном виде. 
 
- Цена продукции должна 
быть четко обозначена и хорошо 
видна покупателю
- Ценник не должен закрывать 
товар
- Информация на ценнике должна 
быть видна с любой точки подхода к                                
товару
Отсутствие ценника в 95% случаев 
отпугивает покупателя, он не купит 
«бесценный» продукт.
 
- Правильное месторасположение 
продуктов помогает максимально 
охватить поток покупателей и задействовать 
импульс при покупке
 
 
 
  - Promotion – продвижение, реклама
- Для привлечения внимания, повышения 
узнаваемости брендов, подчеркивания 
их имиджа и, как следствие, увеличение 
продаж продукцию должны сопровождать 
рекламные материлы
 
 
Существует 
несколько общих правил размещения 
рекламных материалов. Они должны:
  - Находиться непосредственно около выкладки указанного товара либо по ходу к ней
- Быть хорошо видны покупателю
- Быть актуальными 
- Находиться в чистоте и целости
 
Рекламные 
материалы:
  - Дисплей/Стойка – вид дополнительной выкладки, когда товар располагается на специальной имиджевой конструкции из картона, пластика, дерева или металла.
- Торец – вид дополнительной выкладки товара, когда он располагается на торцевом полочном стеллаже.
- Паллета/Паллетная выкладка – вид дополнительной выкладки, при которой товар располагается на полу  торгового зала на специальной паллетной конструкции или непосредственно  на ящиках из-под продукции, как правило , оформленных паллетной обмоткой.
- Паллетная обмотка – лента из гофроматериала или винила с нанесенным повторяющимся  изображением – логотипом, слоганом, названием торговой марки – для оформления паллеты из ящиков.
- Некхенгер – вид POS материала, представляющий собой полиграфическое изображение на плотной бумаге или картоне, которое вешается непосредственно на горлышко бутылки.
- Воблер – вид POS материала, представляющий собой полиграфическое изображение на плотной бумаге,  картоне или пластике с приклеенной к нему двусторонним скотчем прозрачной пластмассовой полоской. Другой стороной эта полоска с помощью такого же скотча прикрепляется к любой вертикальной плоскости.
- Шелфтокер – вид POS материала, представляющий собой полиграфическое изображение на плотной бумаге,  картоне или пластике , которое крепится к полке непосредственно под товаром и служит мини-вывеской, выделяющей продукт среди других 
- Шелфорганайзер - вид POS материала, представляющий собой полиграфическое изображение на плотной бумаге,  картоне или пластике  в виде лотка на который ставится товар на полке.
- Шелфдивайдер - вид POS материала, представляющий собой полиграфическое изображение на плотной бумаге,  картоне или пластике , которое  располагается перпендикулярно полке, выделяя визуально товар или целую категорию.
 
В рекламной кампании 
Coke Zero агентство Leo Burnett (Манила, Филиппины) 
предложило интересную идею для выкладки 
товара в магазине - перевернутую пирамиду 
как подтверждение того, что невозможное 
возможно.
А главное - креаторам 
агентства удалось сохранить 
функциональность выкладки при всей 
ее невероятности. В результате такого 
размещения продажи напитка в 
супермаркетах-участниках акции выросли на 13%.
 
 
  
 Результаты мерчандайзинга:
       Для потребителя
  - Легче ориентироваться в категории и выбрать необходимый продукт
- Как следствие, более легкий, удобный, приятный процесс покупки в целом
Для владельца 
магазина
  - Увеличение покупательского потока
- Проще управлять товарооборотом
- Увеличение продаж сопутствующих товаров
- Увеличение объема продаж и прибыли
Для производителя
  - Привлечение внимания покупателя к товару
- Доведение до потребителя информации о свойствах и преимуществах товара
- Стимулирование желание потребителей выбрать и купить продвигаемый товар
- Формирование положительного имиджа компании у персонала торговой точки и покупателей
- Конкурентное преимущество
- Увеличение объемов продаж и прибыли