Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:37, лекция
Исторической предпосылкой возникновения рынка услуг явилось развитие товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился в дополнение к уже существовавшему товарному рынку, и долгое время эти два вида рынка не были дифференцированы так, как это произошло после бурного роста промышленности. К тому же многие товары, являющиеся материальным результатом услуг, попадали на товарный рынок. Так, ремесленник мог шить одежду или обувь на заказ, а при недостатке заказов либо параллельно с ними – для продажи на рынке. Лишь позднее производство товаров и исполнение услуг выделились в самостоятельные сферы деятельности.
Глава  1. СФЕРА  УСЛУГ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Услуга и ее роль в современной экономике.
1.2.  Принципы, функции, концепции и основные характеристики маркетинга услуг.
1.3 Классификация услуг.
1.4. Жизненный цикл услуги.
1.5 Ассортиментная политика в  сфере услуг
1.6 Конкурентные преимущества в сфере услуг
1.6.1  Качество услуг;
1.6.2.Цена  услуг;
1.6.3Уровень квалификации персонала и менеджмента;
1.7 Рынка услуг и его особенности.
1.8. Маркетинговая среда предприятий услуг
Элементы территориальной структуры рынка потребителя являются территориальными образованиями, каковые характеризуются некоторым уровнем концентрации спроса и зависимым от него радиусом обслуживания.
На рынке туристических услуг действует два типа компаний: туроператоры и турагенты.
Туроператор - компания-производитель туристских услуг. Это «завод» или «фабрика» по производству туров из различных компонентов (авиабилет, размещение в гостинице, трансфер, экскурсионное обслуживание, оформление страховки и визы).  | 
Туроператорам отводится отдельная роль в туристской индустрии. Они приобретают туристские продукты (места в самолетах, номера в гостиницах и другие услуги), формируют пакеты услуг туризма и продают их (прямо или косвенно) различным пользователям - туристам с целью получения прибыли. Туроператор может продавать услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по другой необходимости.
В первом случае, когда туроператор формирует туристский пакет, он выступает в роли производителя туристского продукта. Это верно, даже если купленные услуги собираются использовать конкретно по назначению, без всяких условий. Туристские пакеты, известные как инклюзив-туры, отличаются друг от друга составляющими элементами.
Во втором случае, 
когда туроператор продает 
Ценность туроператора состоит в его способности страховаться от снижения расценок покупкой в больших количествах услуг туризма, необходимых для формирования туристских пакетов, экономически доступных для туриста.
Турагент – «магазин», основная цель которого - продать туристскую услугу (путевку).  | 
Турагенты, как правило, не владеют средствами обслуживания и выступают в роли посредников между предприятием туристского обслуживания и покупателем туристской путевки.
Наличие туристических 
предприятий, которые обеспечивают 
практически 
С другой стороны, 
части территориальной 
Концентрация значительного количества культурно-исторических ресурсов увеличивает уровень времени необходимого для удовлетворения культурно-познавательной цели туриста, предопределяет развитие туристическо-экскурсийного центра. Если же туристическо-экскурсионная деятельность содержит значительную территорию, усложняя функции центра, к туристическо-рекреационных, то слово идет о туристическо-рекреационный узел.
Рынок туристических 
услуг функционирует, удовлетворяя 
платежеспособный спрос населения, 
которое создается под влиянием 
объективных условий и 
Туристский спрос – это степень подтверждения туристами своей платежеспособностью потребностей в определенном турпродукте и по определенной цене.  | 
В любом случае, основой туристского спроса является потребность туриста в отдыхе, лечении, познании, общении, то есть в том, что подталкивает его к путешествию.
Виды спроса  | 
  Характеристика  | 
1. Эластичный  | 
  Изменяющийся в соответствии изменения цен на туристский продукт.  | 
2. Неэластичный  | 
  Стабильный, не зависящим от колебания цен.  | 
3. Полноценный  | 
  Когда и турист и производитель туристского продукта удовлетворены объемом предоставляемых услуг.  | 
4. Отсутствующий  | 
  Игнорирование 
  потребителями предлагаемого   | 
5. Отрицательный  | 
  Когда большая часть рыночных игроков недооценивает туристский продукт, и согласна на дополнительные издержки, но чтоб не приобретать его.  | 
6. Падающий  | 
  Когда туристы теряют интерес к определенному туристскому продукту.  | 
7. Открытый  | 
  Когда туристы нуждаются в каком-либо туристском направлении или услуге, а рынок этого не приобретает.  | 
8. Нерегулярный  | 
  Испытывающий сезонные и другие колебания.  | 
Туристский спрос является категорией социальной и массовой и характеризуется такими чертами, как динамизм, многообразие и комплексность, эластичность, неравномерность во времени и пространстве и др. Он формируется под влиянием многочисленных факторов объективного и субъективного характера.
Динамичное развитие туризма во всем мире обусловлено прежде всего действием комплекса демографических, природно-географических, социально-экономических и научно-технических факторов. Наряду с ними выделяется группа субъективных факторов, включающих вкусы и предпочтения потребителей (туристов), национальные традиции, мода, престиж и др.
Условия развития туристического спроса  | |
Объективные факторы  | 
  - экономические - социокультурные - психологические - урбанистические - политические - экологические обстоятельства.  | 
Субъективные факторы  | 
  - этна-религиозная принадлежность - возраст и пол - семейное состояние, количество детей - социальная категория - место жительства - уровень и обстоятельства жизни - профессия и должность - наличие свободного времени - мода - конъюнктура рынка.  | 
Итак, спрос на турпродукт создается при условиях специфического уровня и стиля жизни населения, он похоже подвластный колебаниям, ритмика которых задается ресурсными условиями территории.
Предложение на рынке туристических услуг - это и количество благ, услуг и тех или иных товаров туристического назначения, которую изготовители готовы продать за определенную цену.  | 
Если спрос 
представляет собой вероятную, прогнозируемую 
емкость рынка, то предложение является 
уже фактическим объемом турист
К туристскому предложению относится все, что может быть использовано для удовлетворения туристского спроса и охватывает очень разнообразные элементы. Оно состоит из первичного и производного предложений.
Отнесение предложения к первоначальному или производному базируется на том, какие особенности, пригодные для использования в туризме, уже имеются в регионе, а какие должны быть созданы для привлечения туристов.
Первичное предложение изначально не связано с туризмом, и большая роль здесь отводится туристским ресурсам. Туристские ресурсы можно подразделить на три основные группы:
Производное предложение состоит из туристской инфраструктуры и туристской супраструктуры.
Туристская инфраструктура подразделяется на инфраструктуру, обусловленную развитием туризма, и собственно туристскую инфраструктуру. Дополнительные системы инфраструктуры, которые строятся для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность дополнительного количества жителей, выделяются в группу, обусловленную развитием туризма, и относятся к производному предложению.
К собственно туристской инфраструктуре принадлежат транспортные средства; сооружения для размещения туристов: туристские, курортные сооружения, развлекательные учреждения, центры для проведения конгрессов и семинаров; сооружения для оказания посреднических услуг (службы обслуживания и информации).
В туристскую супраструктуру входят гостиничные предприятия и предприятия питания.
Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существенные положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены и в туризме.
В то же время в туризме есть своя специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место торговля, как услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет 75%, товаров - 25%), а также особый характер потребления туристских услуг и товаров в месте их производства, более того, в определенной ситуации.
В традиционном 
производстве, имеющем конкретный результат 
труда (товар в материально-веществен
Туристическому продукту присущи свои отличительные особенности.
1  | 
  Туристический продукт - это комплекс услуг и товаров (материальных и нематериальных компонентов), характеризуемый сложной системой взаимоотношений между различными компонентами.  | 
2  | 
  Спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит от политических и социальных условий.  | 
3  | 
  Потребитель, как 
  правило, не может увидеть турпродукт 
  до его потребления, а само потребление 
  в большинстве случаев   | 
4  | 
  Потребитель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот.  | 
5  | 
  Турпродукт зависит от таких переменных, как пространство и время, для него характерны колебания спроса.  | 
6  | 
  Предложение туристских услуг отличается негибким производством. Они могут потребляться только непосредственно на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конце сезона в другой регион. Они не могут приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса.  | 
7  | 
  Туристский продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели.  | 
8  | 
  Не может быть достигнуто высокое качество туристских услуг при наличии даже незначительных недостатков, поскольку обслуживание туристов состоит из этих мелочей и мелких деталей.  | 
9  | 
  Оценка качества туристских услуг отличается значительной субъективностью: большое влияние на оценку потребителя оказывают лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (например, местные жители, члены туристской группы).  | 
10  | 
  На качество туристских услуг оказывают воздействие внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер (природные условия, погода, политика в области туризма, международные события и т. д.)  | 
Эти специфические особенности туристского продукта оказывают существенное влияние на маркетинг в туризме.