Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 00:00, реферат
Цель работы состоит в  анализе контроллинга маркетинговой деятельности.
Для решения указанной  цели решались следующие задачи:
         - определение сущности контроллинга;
       - рассмотрение основных целей и задач контроллинга в маркетинговой деятельности;
2. Основные инструменты контроллинга в маркетинговой
деятельности
2.1. Инструменты контроллинга в маркетинговой деятельности
GAP-анализ (анализ стратегических 
«люков») относится к 
Эффективным методом контроллинга является STEP-анализ, охватывающий социальные, технологические, экономические, политические аспекты деятельности организации. Его содержанием является анализ микросреды фирмы, включающий анализ факторов: социально-демографических, техники и технологий, экономической динамики общества, экологических, этических, политических, правовых (внутреннее и внешнее законодательство страны). В процессе анализа выявляются изменения и тенденции, из них выделяются те, которые могут иметь существенное значение для фирмы. В контроллинге также используется метод разработки сценария будущего, который важен при определении путей ликвидации стратегического разрыва. Изменения внешней среды оказывают влияние, прежде всего, на потенциалы: сбытовой, производственный, снабженческий. Обычно разрабатываются несколько вариантов сценария, из которых выбирается один и на его основе формируется соответствующий стратегический план развития предприятия. Процедура составления сценариев включает в себя восемь этапов:
1) структурирование и формулировку вопроса на основе анализа базовой информации;
2) выделение критических точек бизнеса;
3) прогноз изменения критически важных факторов внутренней среды;
4) прогноз изменения внешней среды;
5) сопоставление результатов третьего и четвертого этапов, корректировку показателей;
6) введение в анализ возможных разрушительных событий;
7) установление последствий;
8) принятие мер.
Существенную роль в проведении контроллинга играет АВС-анализ, который применяется с целью оптимизации величины запасов, сокращения количества перемещений на складе, сокращения хищений материальных ценностей и др. АВС-анализ является одним из эффективных инструментов контроллинга. Основная идея ABC-анализа состоит в выделении из всего множества однотипных объектов наиболее значимых с точки зрения поставленных целей. На выделенных объектах необходимо сосредоточить главное внимание. Первым этапом АВС-анализа является формулировка целей анализа. Далее производится идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС. Следующие этапы – это выделение классификационного признака для объектов управления, группировка объектов управления, построение кривой АВС и получение конечного результата – разграничение совокупности объектов управления на три группы: А, В и С. Наиболее типичными являются следующие соотношения групп:
- группа А – охватывает 20 % объектов управления и дает 80 % результата (прибыли);
- группа В – составляет 30 % объектов управления и дает 15 % результата;
- группа С – охватывает 50 % объектов управления и дает только 5 % результата.
В краткосрочном плане приоритетной целью контроллинга является обеспечение экономичности службы маркетинга. Контроллинг должен следить за тем, чтобы разница межу доходами с оборота и издержками на маркетинг-микс стремилась к максимуму. В задачи контроллеров входит также контроль издержек по отдельным сферам маркетинговой деятельности. [6, С. 192].
Инструменты контроллинга маркетинга ориентированы на количественные параметры, к числу которых в первую очередь относятся доходы с оборота и маркетинговые издержки.
С помощью метода расчета маржинальной прибыли анализируется эффективность тех или иных мероприятий в области маркетинговой политики цен и продуктов в отношении улучшения экономического результата деятельности предприятия в целом. Предметами анализа могут быть различные объекты: группы продуктов, регионы, заказы, группы клиентов.
Анализ должен указать на "носителя убытка". Далее должны быть подобраны адекватные меры по элиминированию этого "носителя убытков" или коррекции с целью улучшения ситуации для контролируемого объекта.
Возможно, исчисление величины маржинальной прибыли по различным уровням: продукт - группа продуктов - продуктовый сегмент рынка - предприятие в целом.
Маржинальную прибыль необязательно рассчитывать по всем мероприятиям и позициям, входящим в маркетинг-микс. Достаточно остановиться на наиболее значимых с учетом величины издержек. Для селекции может быть использован инструментарий ABC-анализа. Маржинальный анализ также используется в сфере контроллинга. С помощью анализа величин в точке безубыточности определяются:
а) график безубыточности;
б) критический объем продаж;
в) критический объем производства и др.
Термин портфолио, возникший в области финансов, означает «оптимальный с точки зрения сочетания риска и доходности набор инвестиций». Применительно к предприятию, портфолио - анализ представляет собой распределение его деятельности по отдельным стратегиям относительно продуктов и рынков. Портфолио - анализ предполагает, например, графическое построение матрицы, осями которой являются различные параметры рынков и продуктов: рост рынка - доля рынка, привлекательность рынка - конкурентные преимущества, рынок - жизненный цикл продукта и т.д.
На основании анализа матриц выявляются потенциалы успеха предприятия и формируются стратегия их реализации. При выполнении сравнительных расчетов ограничиваются лишь анализом издержек. При этом издержкам на маркетинговые мероприятия противопоставляется величина результата деятельности предприятия: доход, оборот, прибыль и т.д. Этот подход базируется на том предположении, что результаты деятельности предприятия не возникают сами по себе: в их основе лежат определенные причины и факторы, к числу которых могут быть отнесены маркетинговые мероприятия.
В сравнительных расчетах для оценки эффективности маркетинговых мероприятий могут, использоваться следующие относительные показатели:
- оборот/расходы на рекламу;
- оборот/издержки на послепродажное обслуживание клиентов;
- оборот/издержки продаж;
- оборот/торговая площадь и т.п.
Полученные показатели применяются для оценки эффективности маркетинговых мероприятий внутри предприятия в ретроспективном и прогностическом аспектах, а также при сравнительном анализе конкурентов.
Основной недостаток предлагаемых показателей состоит в том, что они требуют дополнительной интерпретации полученных значений из-за отсутствия однозначной причинно-следственной связи. В контроллинге применяется метод расчета сумм покрытия. Сумма покрытия определяется как разность между выручкой от продаж и переменными затратами. Для обеспечения прибыли предприятия необходимо, чтобы накопленные суммы покрытия по всей реализованной продукции превышали величину постоянных затрат на предприятии.
Из всего многообразия методов и инструментов контроллинга были отобраны и кратко охарактеризованы только наиболее распространенные в практике контроллинговой деятельности. В зависимости от профиля предприятия, его производственного потенциала отбираются наиболее адекватные конкретным условиям методы и инструменты контроллинга. На первый взгляд может показаться, что здесь были перечислены общеизвестные методы менеджмента и, следовательно, контроллинг ничего нового не приносит в область экономического анализа. В действительности специфика контроллинга заключается в том, что он интегрирует уже сложившиеся методы в единую систему и тем самым обеспечивает новое качество аналитической деятельности. Это новое качество состоит в комплексности анализа, в возможности перекрестного контроля результатов, полученных разными методами, и реализации принципа взаимодополняемости разных методов. Именно в этом выражается реализация в сфере контроллинга принципов системного подхода. Контроллинг не ограничивается использованием методов, сформировавшихся в рамках менеджмента. Не менее перспективными являются экономико-математические и эконометрические методы. Ввиду обширности этой группы методов ограничимся лишь несколькими примерами из их перечня. [27, С. 320].
Наиболее актуальным 
является использование экономико-
2.2. Стратегический анализ в маркетинговой деятельности
Стратегия - общий, недетализированный 
план какой-либо деятельности, охватывающий 
длительный период времени, способ достижения 
сложной цели, являющейся неопределённой 
и главной для управленца на данный момент, 
в дальнейшем корректируемой под изменившиеся 
условия существования управленца-стратега. 
Задачей стратегии является эффективное 
использование наличных ресурсов для 
достижения основной цели. Тактика является 
инструментом реализации стратегии и 
подчинена основной цели стратегии.  
Маркетинговая стратегия - это элемент общей стратегии 
компании (корпоративной стратегии), который 
описывает, как компания должна использовать 
свои ограниченные ресурсы для достижения 
максимального результата в увеличении 
продаж и доходности от продаж в долгосрочной 
перспективе.  
Особенности стратегического маркетингового 
планирования: 
          - процесс 
выработки стратегии обычно завершается 
не каким-то немедленным действием, а установлением 
общих направлений, продвижение по которым 
должно обеспечить желаемый рост эффективности 
бизнеса;  
          - при формировании 
стратегии приходится пользоваться значительно 
более неполной информацией, чем при выборе 
оперативных управленческих решений;  
          - в процессе 
выработки стратегических решений постоянно 
появляется новая информация. Намеченные 
цели стратегического развития могут 
быть изменены. Поэтому разработка стратегии 
должна быть циклическим процессом с постоянной 
корректировкой первоначальных целей 
и путей их достижения;  
          - важное 
отличие стратегического планирования 
от оперативного управления заключается 
в том, что зачастую весьма сложно определить 
цифровые показатели полезности тех или 
иных стратегических решений. Поэтому 
необходимы разработка и постоянная корректировка 
системы оценок, основанных на сочетании 
цифровых показателей (например, затраты 
в денежном выражении) и качественных 
оценок. Этапы разработки маркетинговой 
стратегии: 
Главный инструмент анализа рынка - маркетинговые 
исследования (кабинетные и полевые)  Анализ внешней макроэкономической 
среды: 
         1. Макроэкономические 
факторы. Некоторые факторы в экономической 
окружающей среде должны постоянно диагностироваться 
и оцениваться, т.к. состояние экономики 
влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, 
международный платежный баланс, уровни 
занятости, распределение доходов населения, 
изменяющиеся демографические условия 
и т.д. Каждый из них может представлять 
либо угрозу, либо новую возможность для 
предприятия.  
         2. Политические 
факторы. Активное участие предпринимательских 
фирм в политическом процессе является 
указанием на важность государственной 
политики для организации; следовательно, 
государство должно следить за нормативными 
документами местных органов, властей 
субъектов государства и федерального 
правительства. 
3. Технологические факторы. Анализ 
технологической среды может, по меньшей 
мере, учитывать изменения в технологии 
производства, применение новых IT-технологий 
в проектировании и предоставлении товаров 
и услуг или успехи в технологии средств 
связи. Руководитель любой фирмы должен 
следить за тем, чтобы не подвергнуться 
"шоку будущего", разрушающего организацию.  
          4. Факторы 
социального поведения. Эти факторы включают 
меняющиеся отношения, ожидания и нравы 
общества (роль предпринимательства, роль 
женщин и национальных меньшинств в обществе, 
движение в защиту интересов потребителей). 
5. Выявление конкурентов компании. 
Во-первых, компания должна определить 
круг своих конкурентов для дальнейшего 
анализа. При этом необходимо рассматривать 
не только прямых, но и косвенных конкурентов.  
          5.1. Конкуренция 
в рыночном сегменте. Наиболее узкий круг 
конкурентов. В этом случае компания концентрирует 
свое внимание на фирмах, предлагающих 
на рынке аналогичные товары и услуги 
по сходным ценам одним и тем же категориям 
потребителей. Ограничиваясь этим уровнем, 
компания оказывается наиболее уязвимой 
на рынке. Например, в соответствии с данным 
подходом для продукта Coca - Cola нужно рассматривать 
в качестве конкурентов только другие 
напитки "кола".
5.2. Отраслевая конкуренция. Анализ потенциально конкурирующих продуктов одного и того же вида. В случае Coca-Cola в качестве конкурентов уже выступают все производители прохладительных безалкогольных газированных напитков.
5.3. Конкуренция за удовлетворение сходных потребностей. Рассмотрение в качестве конкурентов те компании, чья продукция способствует удовлетворению тех же потребностей. В примере с Coca-Cola компания может включить в круг своих соперников, например, производителей холодного чая, слабоалкогольных напитков, чистой питьевой воды и т.д. То есть всех тех товаров, которые позволяют потребителю удовлетворить жажду.
5.4. Общая конкуренция (конкуренция за деньги потребителей). Развитие смежных отраслей иногда приводит к полному исчезновению рынка. Например, постепенное удешевление технологий чтения и записи CD привело к почти полному исчезновению спроса на аналоговые пленочные носители и виниловые пластинки. В настоящее же время формат DVD уже почти полностью вытеснил VHS.
Очевидно, что необходимо найти некоторый баланс между необходимостью анализа всех конкурентов, которые могут оказать влияние на компанию, и объемом анализируемой информации. Чрезмерное увеличение числа рассматриваемых конкурентов приводит к тому, что анализ становится слишком громоздким - его проведение занимает слишком много ресурсов и времени, а итоговые выводы все равно не содержат большей части, полученной таким образом информации.