Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа
Целью данного маркетингового исследования является анализ ассортимента, классификации хлеба и хлебобулочных изделий; пищевой ценности хлеба и способов ее увеличения; потребителей (сегментация рынка); различных конкурентов на рынке; разработка нового товара, способного быть конкурентоспособным на рынке хлеба и хлебобулочных изделий.
В данной работе представлена классификация хлеба, его основные характеристики, производители, анкетирование населения по поводу употребляемого им хлеба, предложение нового товара на рынке хлеба и хлебобулочных изделий.
Дефекты вкуса и запаха могут быть при использовании муки, долго хранившейся или выработанной из дефектного зерна. Хлеб перебродивший имеет кислый вкус, а недобродивший – пресный. Пересоленный, недосоленный вкус вызван неправильной дозировкой соли. Наличие хруста на зубах при разжевывании хлеба может быть вызвано попаданием в муку минеральных примесей; к реализации такой хлеб не допускается. При хранении хлеб приобретает специфический аромат и вкус черствого хлеба.
Транспортирование и хранение хлеба и булочных изделий. Перевозят хлеб специализированным автомобильным транспортом, оборудованным лотками для хлеба. Хлебные изделия укладывают на лотки в один ряд на нижнюю или боковую корку либо на ребро. 'Транспорт, перевозящий хлеб, должен соответствовать определенным санитарно-гигиеническим требованиям; разрешение на его эксплуатацию выдает санитарная инспекция. Наиболее прогрессивным в настоящее время является контейнерный способ перевозки хлеба, при котором процессы его погрузки и выгрузки механизированы, сокращены простои автотранспорта, лучше сохраняется свежесть изделий.
Хлеб является продуктом кратковременного хранения, поэтому существуют ограничительные сроки его реализации. Хлеб из ржаной обойной, обдирной и ржано-пшеничной муки хранится 36 ч., из пшеничной – 24 ч., мелкоштучные изделия массой 200 г и менее – 16 ч. Сроки хранения изделий исчисляются со времени их выхода из печи.
На предприятиях торговли хлеб хранят в подсобных помещениях и торговых залах. Помещения должны быть сухими, чистыми, вентилируемыми, с равномерной температурой и относительной влажностью воздуха. Хлеб лучше сохраняет свои потребительские свойства при температуре 20-25°С и относительной влажности воздуха 75%. При хранении в хлебе протекают процессы, влияющие на его массу и качество.
При усыхании происходят в основном потеря влаги и одновременно уменьшение массы изделия. Формовой хлеб усыхает быстрее, чем подовый, так как имеет большую влажность. Мелкоштучные изделия испаряют влагу более интенсивно.
Очерствение хлеба при хранении – это сложный физико-коллоидный процесс, который нельзя связывать с усыханием. Хлеб может черстветь, но не усыхать. У черствого хлеба мякиш неэластичный, твердый, крошащийся, а корочка мягкая, матовая, тогда как у свежего она гладкая, глянцевитая, блестящая, хрупкая. Специфические аромат и вкус лежалого, черствого хлеба появляются следствие потери и разрушения части ароматических веществ. В свежем хлебе набухшие крахмальные зерна находятся в аморфном состоянии. При хранении происходит переход крахмала из аморфного в кристаллическое состояние. При этом структура крахмальных зерен уплотняется, объем их уменьшается, появляются трещины между белком и крахмалом, происходит также частичное выделение влаги. Эта влага частично удерживается мякишем, а частично размягчает корку. Хлеб из ржаной муки дольше сохраняет свежесть, чем хлеб из пшеничной муки, вследствие медленного старения ржаного крахмального клейстера и большего содержания кислот. Добавление в тесто сахара, патоки, молока, сыворотки, жиров замедляет процесс очерствения хлеба.
Замораживание при температуре -20°С и ниже позволяет сохранить свежесть хлеба и булочных изделий продолжительное время. Однако способ этот сравнительно дорогой и имеет ограниченное применение.
Упаковка хлеба в парафиновую бумагу и полимерные пленки сохраняет его свежесть до трех суток и более. Наибольшее распространение получили пленки полиэтиленовая и полиэтиленовая термоусадочная. В упаковке вырабатывают хлеб сдобный, булочки массой 50 г, хлебные палочки, сушки, сухари сдобные и другие изделия.
Черствый хлеб можно освежить путем его прогревания до 60°С в паровоздушной среде.
При хранении хлеб может поражаться различными болезнями. Плесневение вызывается многими видами плесневых грибов (зеленая, белая, голубая плесень). Оно наблюдается при хранении хлеба в сырых, плохо проветриваемых помещениях. Споры грибов, находящихся в окружающем воздухе, через трещины на корке проникают в мякиш хлеба и развиваются. Плесневые грибы разлагают пищевые вещества с образованием соединений, имеющих неприятный запах и вкус и вредных для организма человека. Плесневелый хлеб не пригоден к употреблению в пищу.
Картофельная болезнь обычно проявляется на следующий день после выпечки хлеба. Чаще она возникает летом у пшеничного хлеба. На хлебе появляются грязные пятна, неприятные вкус и запах, мякиш становится тягучим, липким, образуются вещества, вызывающие расстройство пищеварительных органов. Возбудителями болезни являются спорообразующие бактерии – картофельная и сенная палочки. Споры картофельной палочки термоустойчивы и выдерживают нагревание до 130°С и не погибают при выпечке хлеба. Ржаной хлеб, имеющий более высокую кислотность, не подвержен этому заболеванию, так как споры картофельной палочки в кислой среде не развиваются. Хлеб, зараженный картофельной болезнью, в пищу не пригоден, его уничтожают.
При меловой болезни на мякише хлеба появляются пятна или налет белого цвета. Возбудителями являются дрожжевые грибы. Такой хлеб не опасен для здоровья человека, но к употреблению не пригоден.
Все эти показатели качества хлеба, по моему мнению и формируют его конкурентоспособность.
 
Глава 2
Анализ рыночной сегментации
Каждый потребитель покупает тот или иной товар с определенной целью, исходя из разных мотивации, используя тот товар который наиболее подходит его потребительским свойствам. Поэтому я считаю что нажно разбить покупателей по этим мотивациям и признаками. В основе сегментирования могут лежать такие различия как потребности, привычки, финансовые возможности, и другие. Правильная сегментпция рынка поможет фирме максимизировать на единицу продукции , а не совокупные расходы, посколько происходит ориентация на один сегмент.
В таблице 2.1. представлены результаты проведенного мной анкетирования и изображены графически.
Таблица 2.1
Свожная таблица результатов анкетирования ( %).
Вопрос  | 
  Ответ  | 
  %  | 
  Ответ  | 
  %  | 
1. Ваш пол?  | 
  Мужской  | 
  55  | 
  Женский  | 
  45  | 
2. Ваш возраст?  | 
  До 20 лет  | 
  9  | 
  От 20 до 29  | 
  21  | 
От 30 до 50  | 
  45  | 
  От 50 лет  | 
  25  | |
3. Ваш доход ?  | 
  До 10 000 руб.  | 
  18  | 
  До 20 000 руб.  | 
  37  | 
До 30 000 руб.  | 
  26  | 
  Свыше 30 000 руб.  | 
  19  | |
4. Сколько человек в Вашей семье?  | 
  Одинок  | 
  7  | 
  Два  | 
  22  | 
Три  | 
  42  | 
  Четыре  | 
  17  | |
Пять  | 
  7  | 
  Более 5  | 
  5  | |
5. Какую сумму Вы готовы потратить на хлеб ?  | 
  До 20 руб  | 
  35  | 
  До 50 руб.  | 
  42  | 
До 100 руб  | 
  11  | 
  Свыше 100 руб  | 
  8  | |
Свой вариант  | 
  4  | 
  |||
6. Хлеб какого производител Вы предпочитаете?  | 
  МУП « Хлебокомбинат» г. Лесной  | 
  37  | 
  ОАО « Нижнетуринский хлебокомбинат» г. Нижняя Тура  | 
  43  | 
ОАО «Покровский хлеб»  | 
  20  | 
  |||
7. Какие хлебобулочные изделия Вы предпоитаете?  | 
  Пшеничный хлеб  | 
  41  | 
  Ржаной хлеб  | 
  27  | 
Батон  | 
  23  | 
  Сдоба  | 
  9  | |
8. Для чего Вы употребляете хлеб?  | 
  Чтобы утолить голод  | 
  26  | 
  Для разнообразия в еде  | 
  67  | 
Свой вариант  | 
  7  | 
  |||
9. Как часто Вы покупаете булку белого хлеба (400 г.)  | 
  1 раз в неделю  | 
  28  | 
  2 раза в неделю  | 
  21  | 
3 раза в неделю  | 
  44  | 
  Каждый день  | 
  7  | |
11. Какому сорт пшеничного хлеб Вы отдадите предпочтение ?  | 
  Высший  | 
  68  | 
  Первый  | 
  24  | 
Второй  | 
  8  | 
  |||
12. На сколько Вы 
  оцениаете насыщенность рынка 
  хлебв\а и хлебобулочных издели  | 
  Высокая  | 
  19  | 
  Достаточная  | 
  54  | 
Удовлетворительная  | 
  14  | 
  Слабая  | 
  13  | |
13. Укажите Ваше социальное положение  | 
  Рабочий  | 
  42  | 
  Пенсионер  | 
  25  | 
Служащий  | 
  19  | 
  Учащийся  | 
  14  | 
1. Распределение респондентов по предпочтения фирм-производителей:
2 . Распределение респондентов от цели покупки:
3. Распределение респондентов по социальному положению
4. Распределение респондентов по предпочтению хлебобулочных изделии:
5. Зависимость частоты 
покупки в зависимости от 
Таблица 2.2
Зависимость покупной способности от дохода
Таблица 2.3
Зависимость выбора цены от количества членов семьи:
На оснований полученных 
результатов можно сделать 
Хлебобулочные изделия 
относятся к продуктам 
В настоящее время 
хлебные магазины стали универсальными, 
а хлебобулочная продукция 
Провести четкую сегментацию рынка хлебобулочных изделий невозможно, т. к. хлеб потребляют 98 % людей при этом каждый день, только в разных количествах. Но все-таки в своей работе я выделила следующие сегменты рынка хлебобулочных изделий:
 Люди с высоким 
уровнем дохода потребляют 
 Трудоспособное население 
в силу ряда причин, основной 
из которых является 
Исходя из вышеприведенной информации о сегментации рынка хлебобулочных изделий, я выделил сегменты, потребляющие наибольшее количество хлеба:
На основе данной сегментации можно сказать, что чаще всего употребляют хлеб пенсионеры и трудоспособное население со средним и низким уровнем доходов и с низкой культурой питания. Это можно объяснить нехваткой средств на покупку другой продукции и отсутствием желания что-либо улучшить в своей структуре питания. Из таблицы « зависимочть выбора цены от респондента» видно, что большая часть покупателей в торговых предприятиях с основными и повышенными ценами относится к трудоспособному населению, с пониженными и низкими ценами - к пенсионному возрасту. Появление на рынке хлебобулочных изделий по низким ценам привело к росту ценовой конкуренции и снижению цен в других магазинах, что в конечном итоге создаёт условия для повышения благосостояние населения.