Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:44, контрольная работа
Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий  на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это  порождает необходимость разграничения  конкурентоспособности на внешнем  и внутреннем рынках.
Таким образом, при формировании общей  концепции в области конкурентоспособности  необходимо учитывать все стороны  этого явления. Однако по опыту ряда стран конкуренция на внутреннем рынке является основой международной  конкуренции.
Конкурентоспособность на сегодняшний  день имеет несколько уровней: микроуровень, мезоуровень, макроуровень, метауровень. На уровне продукта: конкретного товара, услуги - это микроуровень, это самый элементарный уровень конкурентоспособности. Более серьезные уровни конкурентоспособности - это отраслевая конкуренция (мезоуровень), это также национальная конкуренция (макроуровень), т.е. конкуренция национальных организмов, национальных экономик, использующих все могущество государственного аппарата для поддержки конкурентоспособности своих товаров.
- По определению приоритетности 
использования ограниченных 
Цели разработки стратегии. Разработка 
стратегии развития той или иной 
территории проводится с целью формулировки 
требуемого будущего образа территории 
на основании единовременного 
В основе исследования лежит системный анализ, при котором любое явление рассматривается как системная совокупность взаимосвязанных элементов во внешней и внутренней среде.
Важным методом анализа, позволяющим обобщить полученные данные, является метод мозгового штурма. Данный метод применен при обработке качественных данных исследования в целях корректировки стратегии и выработки новых нестандартных идей в сфере направлений развития экономики территории.
Составлено также дерево целей. На основании собранной информации главная цель разбита на подцели низшего уровня, которые проранжированы по приоритетности, выстроены по краткосрочности и долгосрочности исполнения, оценены требуемые ресурсы для их выполнения.
Комплексный стартовый анализ проводился с использованием следующих методов: предварительное изучение условий экономического развития территории; PEST - анализ; SWOT - анализ.
Основной метод исследования - модель развития конкурентных преимуществ территории, которая рассматривает экономику территории как системный механизм, состоящий из следующих элементов: состояние конкуренции, состояние спроса, родственные и поддерживающие отрасли (кластеры), условия для факторов.
3. Конкурентные преимущества и позиционирование территории
Имидж территории - совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, собственного опыта людей и слухов, влияющих на создание определенного образа. Иначе говоря, среди элементов имиджа следует выделять объективную и субъективную составляющие. Важнейшей объективной составляющей имиджа территории является совокупность конкурентных преимуществ и недостатков. Они обусловливаются особенностями отраслевой специализации региона, наличием экспортного потенциала, территориальной удаленностью и транспортной освоенностью, интеллектуальным и инновационным потенциалом и его соответствием целям развития региона, уровнем развития социальной сферы, состоянием производственного потенциала и сложившимся уровнем инвестиционной активности (объемами инвестиций и качественными характеристиками инвестиционной деятельности) и т.д. Очевидно, что конкурентные преимущества способствуют усилению конкурентоспособности территории, а конкурентные недостатки осложняют процесс ее включения в рыночное пространство. В этом плане имидж Приморского края достаточно специфичен, так как его конкурентные преимущества и недостатки не уравновешиваются, а, существуя как две стороны одной медали, взаимно дополняют друг друга.
Например, среди конкурентных преимуществ 
Приморья, как правило, выделяют: близость 
к японскому, корейским и китайскому 
рынкам, наличие железных дорог и 
незамерзающих портов; выход транспортной 
инфраструктуры на Транссибирскую магистраль; 
высокий образовательный 
Конкурентные преимущества и недостатки территории существенным образом отражаются на ее инвестиционной привлекательности, основу которой составляют три в значительной степени самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал, инвестиционный риск и инвестиционное законодательство. Важно отметить, что их оценка позволяет определить инвестиционный рейтинг регионов России.
Вторая составляющая имиджа территории 
имеет субъективный характер, который 
определяется действием, по крайней 
мере, трех факторов. Во-первых, это 
обусловлено оценкой территории 
отечественными и иностранными политиками, 
предпринимателями, туристами на основе 
собственных наблюдений и опыта. 
Эмоциональное восприятие конкурентных 
преимуществ и недостатков 
Учитывая, что имидж региона является важнейшим условием, характеризующим внешнюю среду развития территории, влияние негативной репутации сказывается не только на функционировании бизнеса, снижении инвестиционной привлекательности, привлечении туристов, но и на положении в стране.. В таких условиях вполне очевидна необходимость работы региональных и местных органов власти над коррекцией и формированием нового позитивного делового имиджа региона.
Как показывает практика, при формировании позиционирования и привлекательного имиджа региона из информационного массива следует отбирать те факты и события, которые могут представлять наибольший интерес для потенциальных партнеров, например: динамичность социально-экономических процессов; качество рабочей силы; передовые технологии; инвестиционно- благожелательные законы; забота о людях; информационные поводы; руководители. С этой точки зрения первым шагом в коррекции образа региона должно быть его рекламирование и участие в различных форумах, конференциях и выставках, а также проведение аналогичных мероприятий на его территории.
4. Классификация конкурентных преимуществ
Конкурентные преимущества можно классифицировать по следующим основаниям, представленным в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация конкурентных преимуществ региона
Основание конкурентного преимущества  | 
  Виды конкурентных преимуществ  | 
Период реализации и формирования  | 
  - стратегические; - тактические; - мгновенные.  | 
Источник возникновения  | 
  - ресурсные; - технологические; -финансовые; - инновационные; -экологические; - социокультурные; - политические и др.  | 
Среда реализации  | 
  - внутренние; - внешние; -локальные; - глобальные.  | 
Период существования  | 
  - краткосрочные; -долгосрочные.  | 
В зависимости от способностей региона создавать преимущества  | 
  - генетические; - создаваемые.  | 
В зависимости от степени реализации  | 
  - структурные; - функциональные.  | 
Сочетание этих факторов обусловливает 
привлекательность территории для 
конкретных секторов, видов деятельности, 
определяет функции, которые потенциально 
могут выполняться 
Таким образом, повышение 
конкурентоспособности 
Заключение
Все возрастающая конкуренция между странами, регионами, территориями - характерная черта современного мира. При этом традиционная административная модель регионального управления перестает отвечать новым условиям развития общества. Следовательно, в процессе управления территорией все более широкое применение должны находить современные управленческие технологии, одной из которых и является маркетинг территорий. Важная особенность маркетинга территорий заключается в том, что, в отличие от классического коммерческого маркетинга, маркетинг территорий, с его социальной направленностью, должен базироваться на концепции интересов граждан данной территории. Для эффективного планирования маркетинговых стратегий, в условиях возрастающей во всем мире конкуренции между регионами, территориям необходимо постоянно наращивать конкурентные преимущества. Это позволит разрабатывать наиболее эффективные маркетинговые кампании и подготавливать превентивные меры в ответ на действия конкурентов. Важнейшие направления межрегиональной конкуренции в начале XXI века можно условно подразделить на три группы: * размещение и сохранение предприятий, привлечение новых инвестиций; * сохранение и укрепление потенциала человеческих ресурсов; * развитие туризма и проведение крупных социально-коммерческих мероприятий. Актуальность указанных направлений конкуренции и их динамика зависит от исторических, географических, демографических и иных особенностей конкретной территории.
Для разработки эффективного комплекса 
маркетинговых мероприятий и 
его успешной реализации важно знать, 
какие факторы способствуют повышению 
конкурентоспособности 
В России работы, посвященные маркетингу 
территорий, начали появляться лишь в 
конце прошлого века. При этом большинство 
опубликованных примеров представляет 
собой не описание результатов применения 
маркетинга для конкретных территорий, 
а лишь предложения возможных 
мероприятий по продвижению этих 
территорий. Следует отметить, что 
приводимые в изданиях отечественных 
авторов рекомендации по проведению 
маркетинга территорий носят чаще всего 
фрагментарный характер, освещая 
лишь отдельные аспекты его 
Список литературы
1. Алексеев Ю.П., Шпилев Б.Е. Резервы устойчивого развития экономики регионов// Регион: ресурсы местного саморазвития/ Науч. ред. Ю.П. Алексеева, Б.Е. Шпилева. М.: Изд-во БСТ, 2006.
2. Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода. М., Экономика, 2004.
3. Голдман М.А. Менеджмент и устойчивый экономический рост// Проблемы теории и практики правления.- 2005.- №4.
4. Голубков E.П. Маркетинг. М., Экономика-Дело, 2004.
5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М., 2006.
6. Крылов И.В. Территориальный маркетинг. М.: Центр, 2006.
7. Кудрявцев Ю.Н. Харченко А.В. Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Аналитический вестник / ВНТИЦ. - 2006. - № 4.
8. Лебедев О.Т. Филипова Т.Ю. Основы маркетинга: Учебное пособие. - СПб.: Издательский дом "М и М", 2005.
9. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в Росии и за рубежом, 2005, ноябрь-декабрь.
10. Потер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под. ред. и с предисл. В.Д.Щетинина. - М.: Междунар. отношения, 2004. - 896 с
11. Розин А.С. Маркетинг. М.: ЮНИТИ, 2005.
Информация о работе Классификация конкурентных преимуществ территории