Экономическая категория "конкуренция"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Экономическая категория "конкуренция" - наиболее известный фундаментальный термин. Однако его многоликость не позволяет трактовать его однозначно. Остановимся лишь на некоторых точках зрения по определению понятия "конкуренция". А.Смит трактовал ее как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно.

Файлы: 1 файл

Экономическая категория.docx

— 51.31 Кб (Скачать файл)

Экономическая категория "конкуренция" - наиболее известный фундаментальный  термин. Однако его многоликость не позволяет трактовать его однозначно. Остановимся лишь на некоторых точках зрения по определению понятия "конкуренция". А.Смит трактовал ее как поведенческую  категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке  за более выгодные продажи и покупки  соответственно. И.Шумпетер утверждал, что с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого  с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения  потребностей, новые типы организации.

Подобные высказывания позволяют  оценить конкуренцию (лат. соnсurrere - сталкивать, состязаться) как борьбу между товаропроизводителями за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли.

С другой стороны, конкуренцию  можно рассматривать как элемент  рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта  продукции, а также в сфере  приложения капитала. Формой существования  конкуренции является общественная система норм и правил организации, имеющая в своей основе государственные  директивы и рыночные методы функционирования структурных подразделений национального  хозяйства в форме государственных  и частных фирм.

Объектом конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн.

Конкуренция как  рыночный регулятор закономерно  воздействует на три явления:

1.   на изменение цен покупателей и продавцов;

2.   на нестабильное соотношение спроса и предложения, связанное с зонами избытка и недостатка благ;

3.    на отклонение рыночной цены от точки равновесия.

Функции конкуренции:

  1. обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;
  2. стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей;
  3. дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своём);
  4. давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
  5. ликвидация неконкурентоспособных предприятия, их продажа, слияние или поглощение другими, более сильными, предприятиями, преобразование и т.п.;
  6. стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

Для успешной конкуренции  на рынке любой фирме прежде всего  необходим точный и тщательный анализ круга покупателей и их потребностей. Надо знать:

1.      кто готов купить данный товар или услугу;

2.      почему потребитель будет покупать именно ваш товар или услугу;

3.      в каком виде потребитель желает получать ваш товар;

4.      в какое время он намерен покупать ваш товар;

5.      где он хотел бы покупать ваш товар;

6.      какими партиями и как часто он готов покупать ваш товар и т.д.

Надо знать емкость  рынка и многое другое. Способность  рынка дешево производить высококачественную информацию является его важнейшим  достоинством. Информация - это сведения о том, что и при каких обстоятельствах  хотят делать другие. От услуг посредников в информации зависит благосостояние людей в большей мере, чем мы это полагаем.

 
Правила конкуренции. Отрицательные и положительные  стороны конкуренции

Правила конкуренции:

  1. фирмы должны учитывать уровень равновесной цены как норматив рационального хозяйствования;
  2. чтобы, как говорится, "обхитрить" равновесную цену, фирма продает свои изделия по общей для всех равновесной цене, но при этом старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене;
  3. если обнаружится, что индивидуальная цена фирмы на реализуемые товары выше равновесной цены из-за больших затрат на единицу продукции, то следует принимать энергичные меры по спасению предприятия. К таким мерам относится модернизация (обновление) техники и технологии, реконструкция производства (его перестройка по-новому). Если для этих преобразований нет необходимых средств, то придется закрывать предприятие;
  4. при обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг - продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, "бросовым") ценам.

Конкуренция одновременно имеет  и положительные и отрицательные  стороны:

Положительные стороны  конкуренции:

1.     она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2.     она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;

3.      в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1.      придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2.      ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3.      её следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов;

4.     обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий;

5.    отрицательно сказывается на защите окружающей среды, не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые). 

 

Виды  конкуренции

Различают конкуренцию:

    1. функциональную (это конкуренция определенного товара);
    2. видовую (по цене и качеству);
    3. межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
    4. внутриотраслевую и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную, рыночную стоимость. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях неодинакова. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой. В ходе такого движения капиталов между отраслями производства нормы прибыли выравниваются вследствие конкуренции в единую общую норму прибыли, представляющую собой среднее из этих различных значений норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Образование средней прибыли означает перераспределение совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль – на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли.

Конкуренцию можно условно  разделить на добросовестную и недобросовестную.                            

Основные методы добросовестной конкуренции:

  1. повышение качества продукции;
  2. снижение цен («война цен»);
  3. реклама;
  4. развитие до- и послепродажного обслуживания;
  5. создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.

Основные методы недобросовестной конкуренции:

  1. экономический (промышленный) шпионаж;
  2. подделка продукции конкурентов;
  3. подкуп и шантаж;
  4. обман потребителей;
  5. махинации с деловой отчетностью;
  6. валютные махинации;
  7. сокрытие дефектов и т.д.

Анализ ситуации конкуренции можно осуществить  исходя из четырех главных критериев:

1.      В зависимости от характера поведения продавца различают:

a.       полиполитическую конкуренцию;

b.      олигополитическую конкуренцию.

2.      В зависимости от степени дифференциации товара различают:

a.        конкуренцию однородную;

b.       конкуренцию гомогенную (без дифференциации товара) и разнородную;

c.        конкуренцию гетерогенную (с дифференциацией товара).

3.      В зависимости от степени свободного проникновения в отрасль различают:

a.        конкуренцию открытую;

b.       конкуренцию закрытую.

4.      В зависимости от применяемых действий различают:

a.        конкуренцию ценовую;

b.       конкуренцию неценовую.

Ценовая конкуренция характеризуется ценовой дискриминацией на реализуемый продукт, которая возможна при соблюдении следующих условий: продавец-монополист, обладающий незначительной степенью монопольной власти; продавец ранжирует покупателей по группам, согласно их платежеспособности; первоначальный покупатель не имеет возможности перереализовывать товар или услугу. Ценовая дискриминация наиболее часто применяется при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц, транспортировка скоропортящихся продуктов).

Неценовая конкуренция осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта). Неценовая конкуренция осуществляется по разным направлениям: первое - совершенствование технической стороны товара; второе - улучшение приспосабливаемости товара к нуждам потребителя. Несмотря на то, что каждый рынок имеет свои уникальные особенности, суть конкуренции может быть выражена единой концепцией, позволяющей выявить и оценить природу и интенсивность конкуренции.

Эффективная конкуренция (реальная) возникает, когда покупатели и продавцы действуют независимо, даже при условии, когда рынок не является чисто или совершенно конкурентным. 

 

Структура рынка. Типы структур рынка

Конкуренция (как и ее противоположность - монополия) может  существовать только при определенном состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определенных параметров (показателей) состояния  рынка.

Структура рынка - это основные характерные черты  рынка, к  числу которых относятся:

  1. количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
  2. свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
  3. дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
  4. участие фирм в контроле за рыночной ценой, доступность рыночной информации.

Типы структур рынка:

Структура рынков – сложное  понятие, имеющее множество аспектов. Одним из них является степень  свободы конкуренции. Выделяют такие виды:

  1. совершенная конкуренция
  2. несовершенная конкуренция

a)      монополистическая конкуренция,

b)      олигополия.

c)      монополия,  

 

Совершенная конкуренция

1. Совершенная конкуренция (свободная) характеризуется рядом черт:

1.      множеством мелких фирм;

2.      однородностью продукции;

3.      отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли);

4.      равным доступом ко всем видам информации;

5.      фирмы не участвуют в контроле за ценами;

Информация о работе Экономическая категория "конкуренция"