История 
развития рекламы
 
Слово “реклама” происходит 
от латинских глаголов reclamo (выкрикивать) 
и reclamare (откликаться, требовать). Зарождение 
рекламы дотируется 116-27 до н.э.(город Вавилон)  
Простейшие формы рекламы существовали 
ещё до нашей эры. Одним из первых дошедших 
до нашего времени рекламных обращений 
считается египетский папирус, в котором 
сообщалось о продаже раба. Современные 
исследователи также считают одним из 
древнейших рекламных текстов высеченную 
на камне надпись, найденную в развалинах 
древнейшего города Мемфиса: «Я, Рино с 
острова Крит, по воле богов толкую сновидения».
Наиболее распространенными 
были надписи, нацарапанные или начертанные 
краской на стенах. В древней Греции 
и Риме рекламные объявления писали 
на досках, гравировали на меди или 
кости, громко зачитывали на площадях 
и других местах скопления народа.
Уже на ранних этапах развития 
культуры реклама начинает выступать 
в форме письменного текста. Конечно, 
это происходило по мере изобретения 
самого письма, которое в различных 
регионах датируется 6-8 тысячелетиями 
до н. э.
Таким образом, источники 
рекламной деятельности уходят в 
первобытную древность. Античная культура 
порожает уже довольо зрелые формы рекламной 
деятельности, основой которых являются 
сгустки оперативной информации. Эти формы 
рекламной деятельности выражались по 
средством разнообразных наборов словесных, 
звуковых, письменных и изобразительных 
приемов, создающих рекламные образы (имиджи) 
рекламируемых объектов, чья цель – активно 
проникать в психику потенциальных потребителей, 
привлекать их внимание и тем самым побуждать 
совершать выгодные для рекламодателя 
действия.
Развитие рекламного дела 
в России относят к X- XI вв., когда 
русские купцы прибегали к 
разнообразным приёмам предложения 
своих товаров. Обычно приглашали за 
определенную плату зазывалу, который, 
находясь возле лавок, громко извещал 
о достоинствах товара и его владельца. 
Создателями и виртуозными исполнителями 
устной потешной рекламы были коробейники, 
торговавшие мелким товаром – 
лентами, кружевами, гребнями, косынками, 
пряниками, бубликами и т. п.
В этот период между многими 
русскими торговыми людьми не считалось 
унизительным всячески преувеличивать 
достоинства своего товара, обманывать 
покупателей.
Рекламное изобразительное 
искусство изначально было представлено 
в русском государстве «лубком». 
Лубок — это картинка с емким 
и доходчивым образом, изображающая 
сюжеты торговой, религиозной, социальной 
и политической рекламы. От лубка 
берут начало и другие жанры изобразительной 
рекламы, в частности, плакат. 
 
Виды 
рекламы  « +  и  – »
 
 
Реклама в газетах
 
Преимущества рекламы 
в газетах:
  - на определенной территории немного конкурирующих между собой местных газет, что облегчит вам выбор СМИ;
 
  - местная газета, как правило, имеет значительный тираж, т.е. доходит до большего числа потребителей, чем другие местные СМИ. Типич-ная газета, занимающая в городе позиции монополиста, по данным специалистов, доходит до 65% взрослого населения города;
 
  - у читателя рекламных объявлений в газете больше времени на осмысление содержания объявления, чем в случае рекламы по радио или телевизору;
 
  - в газетной рекламе вы можете, без вреда для основного содержания, поместить карту или план, показывающие, как добраться до вашей фирмы, адреса других принадлежащих вам магазинов, а также условия продажи;
 
  - газеты вообще очень эластичны в действии. Ваше объявление появится в номере через 1-3 дня после подачи, буквально в последнюю минуту вы сможете внести изменения в содержание;
 
  - поместить объявление в газеты проще и дешевле, чем в другие СМИ. Кроме того, сделав однажды оригинал- макет, вы сможете пользоваться им многократно.
 
Недостатки газетной рекламы:
  - потребители часто игнорируют газетную рекламу. В этом смысле теле- и радиореклама, а также реклама по почте будут эффективнее. В газете ваше объявление появится по соседству с целой "кучей" объявлений других фирм. Более того, весьма сложно изготовить газетное объявление, столь разительно отличающееся от остальных, чтобы притягивать взгляд читателя;
 
  - читатели газет, как правило, зрелые личности, которые свои пристрастия к тем или иным товарам меняют менее охотно, чем аудитория других СМИ;
 
  - иногда качество газетного текста бывает очень низким, из-за чего теряется качество фотографий, текста, могут полностью исчез-нуть некоторые их особенности:
 
  - у типичного современного читателя меньше времени на чтение газет, чем у читателя прошлых лет. Он бегло просматривает статьи и лишь мельком - рекламу.
 
 
Реклама на радио
 
Достоинства радиорекламы:
 
  - дает хорошие результаты даже для относительно небольшого бизнеса;
 
  - позволяет воздействовать на определенным тип аудитории;
 
  - произвести рекламный радиоролик достаточно просто и недорого, более того, это довольно занимательно;
 
  - доносит рекламу до людей активных, перемещающихся, что позволяет работникам розничной торговли буквально вытаскивать клиентов из машин;
 
  - радио - одно из наиболее интимных средств массовой информации. Это ценное для рекламодателя качество;
 
  - реклама по радио прекрасно создает вокруг событий (открытие нового магазина, распродажа, специальные предложения) атмосферу торжественности и актуальности;
 
  - легко внести изменения как в текст рекламы, так и в план ее звучания в эфире;
 
  - радиоаудитория обычно несколько моложе, чем типичные читатели газет, и поэтому более охотно покупает новые товары и услуги.
 
 
Недостатки радиорекламы: 
 
  - некоторые радиослушатели переключают приемники с одной станции на другую буквально ежеминутно и особенно не любят блоки рекламы и объявлений;
 
  - если рекламный рынок велик, то эфирное время может быть очень дорогим.
 
 
Телевизионная реклама
 
Наиболее важные преимущества 
телевизионной рекламы кроме 
уже названных:
 
  - одновременно визуальное и звуковое воздействие, событие наблюдается в движении, что вовлекает зрителя в демонстрируемое на экране;
 
  - мгновенность передачи, что позволяет контролировать момент получения обращения;
 
  - возможность избирательно действовать на определенную аудиторию;
 
  - личностный характер обращения, что делает это средство близким по эффективности к личной продаже. Эту роль прекрасно выполняет кабельное телевидение;
 
  - огромная аудитория.
 
  - имеет ни с чем не сравнимые возможности для создания незабываемых образов;
 
  - может показать зрителю, как он будет чувствовать себя, купив предлагаемый товар или услугу;
 
  - люди обычно смотрят телевизор в часы отдыха, когда никуда не спешат и не имеют никаких дел (особенно вечером);
 
  - сам факт присутствия вашей фирмы на телеэкране может создать впечатление, что она больше, солиднее и крепче, чем в действительности; 
 
  - записавшие ту или иную передачу на видеомагнитофон, увидят присутствующую в ней рекламу несколько раз и в течение длительного времени;
 
  - телевидение может создать вокруг рекламируемых товаров и услуг атмосферу актуальности, успеха и праздника.
 
 
Телевизионная реклама имеет 
некоторые недостатки:
 
  - телереклама кратковременна и эпизодична. Если телевизионная реклама не угадала режим дня потенциального покупателя, то рекламные обращения в срок не попадут.
 
  - краткость телевизионной рекламы не дает возможности детально описывать положительные качества товаров и не позволяет предложить слушателям весь ассортимент товаров.
 
  - главная причина ограничения телевизионной рекламы высокая стоимость.
 
  - ни один другой тип рекламы не требует столько мастерства, знаний и творческих способностей.
 
 
Реклама на транспорте
 
Достоинства рекламы на средствах 
транспорта:
 
  - Хорошо заметна и, следовательно, эффективна.
 
  - Доступна потребителям в течение 16 или 18 часов в сутки.
 
  - Ее можно использовать, чтобы донести рекламу до богатых людей, пользующихся машинами.
 
  - Постоянно перемещается по городу; ваше объявление увидят различные группы потребителей.
 
  - Воздействует на людей, пребывающих в замкнутом пространстве ( только реклама внутри салонов).
 
 
Недостатки рекламы на 
средствах транспорта:
 
  - Постоянное движении, у людей всего несколько секунд, чтобы усвоить информацию (касается только рек-ламы на бортах).
 
  - Подвержена воздействию атмосферных факторов и актов вандализма.
 
  - Не всегда уместна и не всегда доступна.
 
 
Закон о рекламе 
и его структура
 
 
 
Общие требования к рекламе
1. Реклама должна быть 
добросовестной и достоверной. 
Недобросовестная реклама и недостоверная 
реклама не допускаются.
2. Недобросовестной признается 
реклама, которая:
1) содержит некорректные 
сравнения рекламируемого товара 
с находящимися в обороте товарами, 
которые произведены другими 
изготовителями или реализуются 
другими продавцами;
2) порочит честь, достоинство 
или деловую репутацию лица, в том числе 
конкурента;
3) представляет собой 
рекламу товара, реклама которого 
запрещена данным способом, в 
данное время или в данном 
месте, если она осуществляется 
под видом рекламы другого 
товара, товарный знак или знак 
обслуживания которого тождествен 
или сходен до степени смешения 
с товарным знаком или знаком 
обслуживания товара, в отношении 
рекламы которого установлены 
соответствующие требования и 
ограничения, а также под видом 
рекламы изготовителя или продавца 
такого товара;
4) является актом недобросовестной 
конкуренции в соответствии с 
антимонопольным законодательством.
3. Недостоверной признается 
реклама, которая содержит не 
соответствующие действительности 
сведения:
1) о преимуществах рекламируемого 
товара перед находящимися в 
обороте товарами, которые произведены 
другими изготовителями или реализуются 
другими продавцами;
2) о любых характеристиках 
товара, в том числе о его 
природе, составе, способе и 
дате изготовления, назначении, потребительских 
свойствах, об условиях применения 
товара, о месте его происхождения, 
наличии сертификата соответствия 
или декларации о соответствии, 
знаков соответствия и знаков 
обращения на рынке, сроках 
службы, сроках годности товара;
3) об ассортименте и 
о комплектации товаров, а также 
о возможности их приобретения 
в определенном месте или в 
течение определенного срока;
4) о стоимости или 
цене товара, порядке его оплаты, 
размере скидок, тарифов и других 
условиях приобретения товара;
5) об условиях доставки, 
обмена, ремонта и обслуживания 
товара;
6) о гарантийных обязательствах 
изготовителя или продавца товара;
7) об исключительных 
правах на результаты интеллектуальной 
деятельности и приравненные 
к ним средства индивидуализации 
юридического лица, средства индивидуализации 
товара;
8) о правах на использование 
официальных государственных символов 
(флагов, гербов, гимнов) и символов 
международных организаций;
9) об официальном или 
общественном признании, о получении 
медалей, призов, дипломов или 
иных наград;
10) о рекомендациях физических 
или юридических лиц относительно 
объекта рекламирования либо 
о его одобрении физическими 
или юридическими лицами;
11) о результатах исследований 
и испытаний;
12) о предоставлении дополнительных 
прав или преимуществ приобретателю 
рекламируемого товара;
13) о фактическом размере 
спроса на рекламируемый или 
иной товар;
14) об объеме производства 
или продажи рекламируемого или 
иного товара;
15) о правилах и сроках 
проведения стимулирующей лотереи, 
конкурса, игры или иного подобного 
мероприятия, в том числе о 
сроках окончания приема заявок 
на участие в нем, количестве 
призов или выигрышей по его 
результатам, сроках, месте и порядке 
их получения, а также об 
источнике информации о таком 
мероприятии;
16) о правилах и сроках 
проведения основанных на риске 
игр, пари, в том числе о количестве 
призов или выигрышей по результатам 
проведения основанных на риске 
игр, пари, сроках, месте и порядке 
получения призов или выигрышей 
по результатам проведения основанных 
на риске игр, пари, об их 
организаторе, а также об источнике 
информации об основанных на 
риске играх, пари;